ИНДЕКСЫ ОЦЕНКИ ПОЛНОТЫ И КАЧЕСТВА
ОБРАТНЫХ СВЯЗЕЙ НА САЙТАХ
«ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА»
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ*
ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА РФ
*«Электронное правительство»
(ЭП) как инновационный механизм,
позволяющий гражданам
и организациям получить не только
удобный и простой доступ к
информации и государственным
услугам, но и потенциально эффективный
способ реализовать
свое электронное участие в принятии
решений, является одним
из важнейших факторов развития
гражданского общества1.
Значимость реализации схем
электронного участия (э-участие)
имеет две стороны. Первая состоит
в том, что при разработке
сайтов министерств и ведомств
обязательно требуется создать
простые и доступные для пользователей
инструменты электронного
участия. Вторая сторона
обусловлена степенью активности
граждан в отношении приме*
Глава из Доклада о состоянии
гражданского общества в Российской
Федерации, утвержденного на пленарном
заседании Общественной палаты
РФ 25 декабря 2009 года.
Межкомиссионная рабочая группа по
подготовке Доклада Общественной
палаты РФ: Е. Велихов (председатель),
Л. Бокерия, В. Глазычев,
В. Гриб, П. Гусев, Л. Давыдов,
В. Захаров, А. Каньшин, С. Катырин,
Климент, митрополит Калужский и
Боровский, М. Ковальчук, А. Кучерена,
И. Мохначук, В. Никонов, М.Островский,
А. Очирова, В. Потанин,
Л. Рошаль, Н. Сванидзе, М. Слободская,
В. Фадеев, К. Шахназаров. Ответственный
секретарь – А. Лопухин.
www.oprf.ru
1 Леонова М. В., Якимец В. Н. Индекс
оценки полноты и качества обратных
связей информационных ресурсов
государственной власти. Труды
ИСА РАН, т.34. //Инновации в общественной
сфере. – М.: ЛКИ, 2008. –
С. 351-363.
98
ЛОББИСТ ¨ 2010 ¨ №2
нения этих инструментов и тем,
как организован учет их мнений
при разработке и принятии значимых
социально-экономических
решений. Работающие механизмы
обратной связи на сайтах
«электронного
правительства»
обеспечивают реализацию участия
граждан и организаций в
принятии значимых решений тем
или иным ведомством, а также
готовность власти к адекватному
реагированию на запросы граждан,
бизнесменов и межведомственному
взаимодействию. Хорошо
организованные обратные
связи создают также предпосылки
для гражданского контроля за
деятельностью министерств и ведомств,
упрощают получение гражданами
значимой информации
и в целом позитивно влияют на
развитие гражданского общества.
Эксперты оценивали качество
сайтов, включенных в пул сайтов
«электронного
правительства»
России, по следующим критериям:
ь
простота использования механизма
обратной связи;
ь информативность и обновление
информации;
ь наличие системы подсказок
и специальных форм;
ь участие представителей ведомства
в диалоге и принятии
решений.
В результате анализа инструментов
обратной связи, применяемых
на сайтах «электронного
правительства», и выявления Индекса
полноты возможностей
реализации обратной связи (ИП)
и Индекса качества реализации
обратных связей (ИК) были изучены
проблемы и перспективы
развития электронного прави
тельства
в России на примерах
конкретных сайтов (Рис. 12).
Результаты исследования показали,
что проект ЭП еще не набрал
обороты и не вышел на проектную
мощность. Однако необходимо
учитывать, что ЭП как
многофункциональный
инструмент
требует вовлечения в процесс
его адаптации и совершенствования
всех участников процесса
и заинтересованных сторон.
На сегодняшний день мы уже
имеем некоторый пул сайтов, которые
можем оценить с использованием
Индекса полноты и качества
обратных связей электронного
правительства.
Сайт Федеральной налоговой
службы оказался наиболее развитым:
неплохая база данных и
форум, регулярные опросы пользователей,
хорошая он-лайн поддержка
и другие инструменты
взаимодействия.
Сайт, принадлежащий Федеральной
миграционной службе,
имеет все 6 инструментов обратной
связи, но их качество несколько
ниже.
Сайт Министерства промышленности
и торговли Российской
Федерации – лидер по развитию
опций электронного участия. Качественно
организованы опросы
граждан (развернутые анкеты,
разнообразная тематика опросов
и другие инструменты). Реализация
этого механизма намного
лучше, чем у сайта №5, принадлежащего
Министерству Российской
Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий. Здесь
опросы сведены к простым голосованиям.
Игровая
практика
Стр.1