ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОГО
ПОЛОЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ)
УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УСЛУГ*
В
Бюджетном послании* Президента Российской Федерации о бюджетной политике
в 2010-2012 годах в качестве основного направления совершенствования межбюджетных отношений указывается на необходимость реструктуризации бюджетной сети при сохранении качества и объемов государственных и
муниципальных услуг, обеспечение перехода от финансирования
бюджетных учреждений к финансированию предоставления государственных и муниципальных
услуг. <...> Эти направления совершенствования
межбюджетных
отношений конкретизированы в
Концепции межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до 2013 года,
одобренной
распоряжением
Правительства РФ от 8 августа
2009 г. ¹1123-р. <...> Прониной, д.э.н., государственного советника Российской Федерации 2 класса, на заседании секции «Финансисты муниципальных образований» НП «Сообщество финансистов России» 18 февраля 2010 года в Москве. <...> http://www.sfr.krd.ru/www/sfr.nsf/webd
ocs/9027CAD0AB7384DFC32576D500
4952EF.html
В настоящее время органы
публичной власти просто осуществляют содержание существующей системы бюджетных учреждений вне зависимости от объема и качества оказываемых ими
услуг. <...> Вместе с тем государственные и муниципальные органы
власти также недостаточно эффективно предоставляют услуги
и исполняют свои функции. <...> Поэтому необходимо комплексное
совершенствование
правового
положения государственных и
муниципальных учреждений и
организации
предоставления
государственных
(муниципальных) услуг и исполнения государственных
(муниципальных)
функций. <...> При этом нельзя оставить в стороне проблему поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, которая непосредственным образом влияет на качество
и объем предоставления социальных услуг населению. <...> Среди них <...>
Проблемы_совершенствования_правового_положения_государственных_(муниципальных)_учреждений_и_организации_предоставления_государственных_(муниципальных)_услуг.pdf
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА
Л. Пронина
ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОГО
ПОЛОЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ)
УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УСЛУГ*
В
Бюджетном послании* Президента
Российской Федерации
о бюджетной политике
в 2010-2012 годах в качестве основного
направления совершенствования
межбюджетных отношений
указывается на необходимость
реструктуризации бюджетной
сети при сохранении качества
и объемов государственных и
муниципальных услуг, обеспечение
перехода от финансирования
бюджетных учреждений к финансированию
предоставления государственных
и муниципальных
услуг. Эти направления совершенствования
межбюджетных
отношений конкретизированы в
Концепции межбюджетных отношений
и организации бюджетного
процесса в субъектах Российской
Федерации и муниципальных
образованиях до 2013 года,
одобренной
распоряжением
Правительства РФ от 8 августа
2009 г. ¹1123-р.
Важно отметить, что существующая
в Российской Федерации
система бюджетных учреждений
была сформирована в иных социально-экономических
условиях
и до сих пор функционирует в
отрыве от современных подходов
к развитию государственного и
муниципального управления, от
принципов оптимальности и достаточности
для предоставления
государственных и муниципальных
услуг.
*
Доклад Л.И. Прониной, д.э.н., государственного
советника Российской
Федерации 2 класса, на заседании
секции «Финансисты муниципальных
образований» НП «Сообщество
финансистов России» 18 февраля
2010 года в Москве.
http://www.sfr.krd.ru/www/sfr.nsf/webd
ocs/9027CAD0AB7384DFC32576D500
4952EF.html
В настоящее время органы
публичной власти просто осуществляют
содержание существующей
системы бюджетных учреждений
вне зависимости от объема
и качества оказываемых ими
услуг. Вместе с тем государственные
и муниципальные органы
власти также недостаточно эффективно
предоставляют услуги
и исполняют свои функции. Поэтому
необходимо комплексное
совершенствование
правового
положения государственных и
муниципальных учреждений и
организации
предоставления
государственных (муниципальных)
услуг и исполнения государственных
(муниципальных)
функций.
При этом нельзя оставить
в стороне проблему поддержки
социально ориентированных
некоммерческих организаций,
которая непосредственным
образом влияет на качество
и объем предоставления социальных
услуг населению.
Решение вышеназванных задач
осуществляется в настоящее
время посредством внесения в
Государственную Думу ряда законопроектов.
Среди них проект
федерального закона «О
внесении изменений в отдельные
законодательные акты
Российской Федерации в
связи с совершенствованием
правового положения государственных
(муниципальных)
учреждений» (далее – законопроект
¹1). Он направлен на
повышение эффективности предоставления
государственных и
муниципальных услуг, при условии
сохранения либо снижения
темпов роста расходов бюджетов
всех уровней бюджетной системы
на их предоставление, путем
создания условий и стимулов для
сокращения внутренних издержек
учреждений и привлечения
ими внебюджетных источников
финансирования, а также для
оптимизации подведомственной
сети исполнительных органов
всех уровней публичной власти.
Следует отметить, что общее
количество учреждений, входящих
в указанную систему, на федеральном
уровне по состоянию
на 1 апреля 2009 года составляло
25287 учреждений (без закрытой
части), на региональном и
муниципальном уровнях по состоянию
на 1 января 2009 года –
302660 учреждений.
В настоящее время при существующем
правовом статусе у
бюджетных учреждений отсутствуют
стимулы к повышению эффективности
их деятельности,
что вызвано, в первую очередь,
сметным финансированием от
фактически сложившихся расходов.
При этом большинство бюджетных
учреждений уже получают
достаточно высокие доходы от
приносящей доход деятельности.
Так, в 2008 году из 9997 федеральных
бюджетных учреждений,
оказывающих государственные
услуги юридическим и физическим
лицам, 38% от их общего
числа имели долю доходов от
приносящей доход деятельности
в общем объеме их финансового
обеспечения более 40%, в том
числе 1030 учреждений полностью
финансировались за счет
таких доходов. Указанные учреждения
в основном относятся к
таким сферам деятельности как
образование, здравоохранение,
наука и культура.
Для решения проблем развития
бюджетной сети важным моментом
было принятие Федерального
закона от 3 ноября
Л. Пронина. Проблемы совершенствования правового положения …
75
Стр.1