СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА
Координационный Совет Союза представительных органов
местного самоуправления муниципальных образований РФ
ПОВЫШЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ И КАЧЕСТВА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ1
А. Зубарев2
РЕФОРМИРОВАНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ:
ЦЕЛЬ, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ, ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Уважаемые участники заседания,
предлагаем Вашему вниманию
наши подходы по изменению
системы здравоохранения. 12
Сегодня совершенно четко для
себя понимаем, что любые вложения
в систему здравоохранения
будут малоэффективны, если
мы не поменяем модель здравоохранения.
Но прежде чем перейти
к той модели, которая видится
нам, очень коротко – о целях
и задачах, показателях системы
здравоохранения, на которые
она, на наш взгляд, должна
работать, если мы обозначим
цель как улучшение демографической
ситуации,
снижение
смертности
от управляемых причин
путем повышения доступности
и улучшения качества медицинской
помощи.
Под качеством мы понимаем
достижение результатов с наименьшими
затратами. Результат
в системе здравоохранения связывали
с интегральными показателями
в виде смертности, заболеваемости,
инвалидности, и
может быть, это не совсем справедливо.
На наш взгляд, чем четче
и понятнее будут поставлены
задачи перед здравоохранением,
тем легче мы будем двигаться
вперед. Все, что можно спросить
со здравоохранения на сегодня –
это достоверный диагноз, установленный
своевременно, правильно
назначенное и проводимое
лечение. Исходя из этого,
1 Стенограмма докладов по теме
заседания Координационного Совета
15.02.2008 ã. в ã. Ïåðìè).
http://spo.tgl.ru/docs/docs.html
2
Зубарев Анатолий Юрьевич, министр
здравоохранения Пермского
края.
определяем для себя бюджетную
услугу, способ ее оказания: традиционная
скорая медицинская
помощь, амбулаторно-поликлиническая,
стационарная помощь.
А также показатели конечного
эффекта, на которые мы, безусловно,
должны работать. Внутри
системы здравоохранения проводим
сравнение учреждений:
профессионализм медицинских
работников, мотивацию их труда,
ориентируя на это в дальнейшем
заработную плату и оплату медицинской
помощи, говорим о показателях
непосредственно результата.
И чем проще будут эти
показатели и понятнее, чем их
легче будет отследить, тем легче
нам будет двигаться вперед. Если
это скорая помощь, то это
всего два показателя – среднее
время доезда бригады с момента
вызова и расхождение диагноза
скорой помощи и стационара.
Если мы берем амбулаторнополиклиническую
службу, то это
удельный вес профилактических
осмотров, прививок, диспансеризации,
количество запущенных
случаев по социально значимым
заболеваниям, средняя продолжительность
жизни больных с
хронической патологией после
установления диагноза, и примерно
то же самое по стационарной
помощи. Еще раз повторяю,
что, конечно же, мы будем
работать на конечный эффект. И
сегодня у нас есть указ губернатора
¹55, где Вы видите (видеопрезентация)
перед нами
поставленные интегральные показатели,
к которым мы должны
стремиться, расписаны также до
десятого года, но здесь просто
план-факт седьмого. Большинство
этих показателей совместными
усилиями нам удалось выполнить.
Определяя
основные направления
деятельности Министерства
здравоохранения, мы определили
их четыре.
Первое,
принципиальное, –
построение конкурентной модели
здравоохранения. Второе – реализация
приоритетного регионального
проекта «Качественное
здравоохранение», реализация
федерального проекта, направленного
на повышение качества
услуг в сфере здравоохранения и
реализация национального проекта
«Здоровье». Под конкурентной
моделью понимаем создание
условий для конкуренции между
страховыми медицинскими организациями
за население, за застрахованного,
и между лечебными
учреждениями – за пациента.
Основные направления – это
осуществление свободного выбора
гражданами страховой медицинской
организации, реализация
конкурса на размещение
программы госгарантий с допущением
всех форм собственности,
это внедрение системы
фондодержания и внедрение
аутсорсинга в учреждениях здравоохранения.
Считаем, что, к сожалению,
на сегодняшний день
нам не удалось создать эффективную
систему защиты прав
застрахованного, именно в таком
приоритете мы для себя также
расставляли задачи. Сегодня
ведомственная система контроля
и защиты прав застрахованного
работает недостаточно эффективно.
И для нас было важным
создать вневедомственную систему
контроля, которая админиПовышение
доступности и качества муниципального здравоохранения
83
Стр.1