Верховный Суд РФ
«ВНЕГОРОДСКИЕ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ»
И «ЯВЛЯЮЩИЕСЯ ПРОДОЛЖЕНИЕМ
АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ УЛИЦЫ ПОСЕЛЕНИЙ»
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СК ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ
от 27 сентября 2006 ã.
Судебная коллегия по гражданским
делам Верховного Суда РФ
установила:
11 ноября 2004 ã. Верховным
Советом Республики Хакасия
принят Закон Республики Хакасия
¹86 «О целевом бюджетном
дорожном фонде Республики
Õàêàñèÿ», 5 декабря 2005 ã. внесены
изменения, опубликован в
бюллетене «Вестник Хакасии» от
17 ноября 2004 ã. ¹55, от 9 декабря
2005 ã. ¹63.
Прокурор Республики Хакасия
обратился в суд с заявлением о
признании абзацев 4 и 8 статьи 1,
статьи 2, подпункта «á» пункта 2
части 1, абзаца 4 части 2, абзаца
3 части 3, части 4 статьи 4 Закона
Республики Хакасия от 11 ноября
2004 ã. ¹86 «Î целевом бюджетном
дорожном фонде Республики
Хакасия» (с изменениями от 5
декабря 2005 ã.) (äàëåå – Закон
Республики Хакасия) противоречащими
федеральному законодательству,
недействующими.
В обоснование требований заявитель
сослался на то, что согласно
абзацу 4 статьи 1 Закона Республики
Хакасия автомобильные
дороги общего пользования Республики
Хакасия – внегородские
автомобильные дороги, имеющие
республиканское (региональное)
значение и включающие в себя
автомобильные дороги общего
пользования межмуниципального
значения, автомобильные дороги
общего пользования в границах
муниципальных районов и поселений,
в том числе являющиеся их
продолжением улицы поселений,
находящиеся в государственной
собственности Республики Хакасия
и на балансе органа управления
республиканским дорожным
хозяйством.
Между òåì, пункт 11 части 2
статьи 26.3 Федерального закона
«Об общих принципах организации
законодательных (представительных)
и исполнительных органов
государственной
власти
субъектов РФ относит к полномочиям
органов государственной
власти субъекта РФ по предметам
совместного ведения, осуществляемым
данными органами самостоятельно
за счет средств бюджета
субъекта РФ, строительство
и содержание автомобильных
дорог общего пользования межмуниципального
назначения.
В соответствии с пунктом 2
части 2 статьи 50 Федерального
закона «Об общих принципах организации
местного самоуправления
в РФ» в собственности
поселений могут находиться автомобильные
дороги общего
пользования, мосты и иные
транспортные инженерные сооружения
в границах населенных
пунктов поселения, за исключением
автомобильных дорог, мостов
и иных транспортных инженерных
сооружений федерального
и регионального значения, а
также имущество, предназначенное
для их обслуживания.
Пунктом 1 Постановления
Правительства РФ от 24 декабря
1991 ã. ¹61 «Î классификации
автомобильных дорог в РФ» установлено,
что автомобильные
дороги, расположенные на территории
РФ, классифицируются:
а) на автомобильные дороги
общего пользования, в том числе:
относящиеся к собственности
РФ (автомобильные дороги федерального
значения);
относящиеся к собственности
субъектов РФ (автомобильные
дороги регионального или межмуниципального
значения, за
исключением
автомобильных
дорог федерального значения);
относящиеся к собственности
образований,
муниципальных
предназначенные для решения
вопросов местного значения или
вопросов местного значения
межмуниципального
¹55-Ã06-12
характера
(автомобильные дороги местного
значения, за исключением автомобильных
дорог федерального и
регионального значения), включая
относящиеся к собственности:
поселений
(автомобильные
дороги, расположенные в границах
населенных пунктов поселений);
муниципальных
районов (автомобильные
дороги, расположенные
между населенными
пунктами, а также вне границ
населенных пунктов в границах
муниципальных районов);
городских округов (автомобильные
дороги, расположенные
в границах населенных пунктов, а
также между населенными пунктами);
относящиеся
к частной и иным
формам собственности;
б) на автомобильные дороги
не общего пользования (автомобильные
дороги, находящиеся во
владении или пользовании юридических
или физических лиц и
используемые ими для обеспечения
собственных, технологических
или частных нужд).
Таким образом, по мнению
прокурора, оспариваемое положение
противоречит федеральному
законодательству в части
включения в состав автомобильных
дорог общего пользования,
находящихся в собственности
Республики Хакасия, внегородских
автомобильных дорог и автомобильных
дорог общего пользования
в границах муниципальных
районов и поселений, в том
числе являющихся их продолжением
улицы поселений.
По приведенным основаниям,
как полагает прокурор, противоречат
федеральному законодательству
также положения абзаца
8 статьи 1, статьи 2, подпункта
«á» пункта 2 части 1 статьи 4,
абзаца 4 части 2 статьи 4, абзаца
Верховный Суд РФ. «Внегородские автомобильные дороги» …
71
Стр.1