ВОПРОСЫ ТЕОРИИ
П. Прудон
ЧТО ТАКОЕ СОБСТВЕННОСТЬ?*
Глава IV
СОБСТВЕННОСТЬ НЕВОЗМОЖНА
Последним доводом собственников,
неотразимым, по их мнению,
аргументом является утверждение,
что равенство условий
невозможно. «Равенство условий
– химера! – восклицают
они с торжествующим видом. –
Разделите сегодня все блага поровну,
завтра это равенство исчезнет!»*
К
этому банальному утверждению,
которое они повсюду повторяют
с невероятной уверенностью,
они всегда прибавляют
следующее, сделавшееся обычным
их припевом замечание: если
бы все люди были равны, никто
не захотел бы работать.
Припев этот поется на разные
лады:
Если бы все были хозяевами,
никто не захотел бы слушаться.
Если бы не было богатых, то
кто давал бы работу беднякам?..
Если бы не было бедных, то
кто работал бы на богатых?..
Впрочем, обвинять мы никого не
будем. Попытаемся лучше дать
ответ на эти рассуждения.
Если я докажу, что именно сама
собственность невозможна;
что именно собственность – противоречие,
химера, утопия; если
я докажу это не метафизическими
и юридическими соображениями,
но при помощи чисел,
при помощи уравнений и вычислений;
если я докажу это, каков
тогда будет ужас изумленного
собственника? И что скажете вы,
читатель, если я обращу аргументацию
собственников против
них самих?
Миром управляют
числа,
mundum regunt numeri; этот àôî*
Источник: П.Ж. Прудон. Что такое
собственность? или Исследование
о принципе права и власти. Перевод
Å. и È. Леонтьевых. Ñïá.,
1907. Продолжение. Начало ñì. в
¹¹1–3/2007.
2
ризм относится настолько же к
области нравственной и политической,
насколько и к области
небесных тел и молекул. Элементы
права те же, что и элементы
алгебры. Законодательство и
правление не что иное, как искусство
классификации и уравновешивания
сил: вся юриспруденция
заключается в арифметических
правилах. Эта глава и
следующая должны обосновать
это невероятное учение. Тогда
перед взором читателя раскроется
громадная и новая область,
тогда мы уразумеем в форме
численных отношений синтетическое
единство философии и наук,
тогда, преисполненные восторгом
и изумлением перед глубокой
и величественной простотой
природы, мы воскликнем вместе
с апостолом: «Да, Вечный все
сотворил при помощи числа, веса
и меры». Мы тогда поймем,
что равенство условий не только
возможно, но представляет собою
единственно возможное; что
кажущаяся невозможность такого
равенства происходит оттого, что
мы всегда представляем его себе
либо в связи с собственностью,
либо в связи с общностью,
между тем как и первая и вторая
одинаково противны природе
человека. Мы поймем, наконец,
что ежедневно и ежечасно, в то
время как мы говорим с уверенностью
о неосуществимости равенства
отношений, оно осуществляется
на самом деле; что
приближается момент, когда мы,
не искавшие и даже не желавшие
его, установим его повсюду; что
с ним, в нем и через него должен
обнаруживаться
политический
строй, соответствующий природе
и истине.
Говоря об ослеплении и упорстве,
вызываемых страстями,
кто-то сказал, что если бы человеку
понадобилось
отрицать
арифметические истины, то он
нашел бы возможность подвергнуть
сомнению их достоверность.
Здесь представляется случай
проделать
этот любопытный
опыт. Я теперь поведу атаку на
собственность уже не при помощи
ее собственных афоризмов,
но при помощи вычислений.
Пусть же собственники готовятся
наблюдать за точностью моих
вычислений, ибо, если, к несчастью
для собственников, последние
окажутся правильными, собственники
погибли.
Доказывая
невозможность
собственности, я доказываю ее
несправедливость; в самом деле:
То, что справедливо, тем более
полезно.
То, что полезно, тем более истинно.
Òî,
что истинно, тем более
возможно.
Следовательно, все, что выходит
за пределы возможного, выходит
также и из пределов истины,
полезности и справедливости.
Следовательно, уже a priori
можно судить о справедливости
какой-либо вещи по ее невозможности,
так что вещь абсолютно
невозможная будет в то же
время и абсолютно несправедливой.
Собственность
физически и
математически невозможна
Доказательство
Аксиома.
Собственность
есть присвоенное собственником
ни на чем не основанное
право (droit d'aubaine)1
собст1
Droit d'aubaine называлось принадлежавшее
французскому королю
право на имущество иностранца,
умершего на французской территории
бездетным. Называя право собственности
droit d'aubaine, Прудон
характеризует это право как нечто
случайное, произвольное, ни на чем
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА N¹4/2007 ВОПРОСЫ ТЕОРИИ
Стр.1