Табольская1
БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ
И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ТЕРРИТОРИЙ
С
января 2006 года в ряде регионов России поэтапно реализуется новый закон о местном
самоуправлении. <...> Первые шаги к
муниципальной реформе были
сделаны ещё в 90-е годы, когда
был принят Федеральный закон
«Об основных принципах местного самоуправления в РФ». <...> Он
оказался преждевременным, ибо
оставались нерешенными такие
важные проблемы, как разграничение собственности, полномочий и налогово-бюджетных отношений между различными уровнями власти. <...> Совершенствование системы
межбюджетных
отношений бюджетного федерализма, актуально для России как федеративного государства, строящего
цивилизованное
гражданское
общество и открытую экономику. <...> Рамки данной работы требуют
ограничиться анализом ряда вопросов становления и развития
бюджетного федерализма. <...> Сущность бюджетного федерализма сводится, прежде всего,
к
определению
оптимальных
пропорций, объективного разграничения прав и полномочий в
процессе формирования и расходования бюджетных средств на
основе согласования интересов
Федерации, ее субъектов и муниципальных образований. <...> Однако, в самом понятии «бюджетный
федерализм» заложено противоречие
интересов
различных
уровней власти. <...> Экономические
интересы отдельных субъектов
чаще всего не вполне совпадают. <...> Становление бюджетного федерализма основано на реализации следующих основных принципов и условий:
формирование
бюджета
«снизу» с территорий и муниципальных образований;
заинтересованность органов
государственной
власти
субъектов Федерации и органов
местного самоуправления в зарабатывании возрастающих местных доходов;
прозрачность и гласность в
реализации всех принципов и
процессов межбюджетных отношений. <...> Анализ современного состояния этих отношений позволяет
выявить основные тенденции,
трудности и проблемы в становлении и дальнейшем совершен-
ствовании системы бюджетного
федерализма. <...> Федерализм <...>
Бюджетный_федерализм_и_экономическая_самостоятельность_территорий.pdf
Ф. Быкова, В. Табольская1
БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ
И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ТЕРРИТОРИЙ
С
января 2006 года в ряде регионов
России поэтапно реализуется
новый закон о местном
самоуправлении. Первые шаги к
муниципальной реформе были
сделаны åù¸ в 90-å ãîäû, когда
был принят Федеральный закон
«Об основных принципах местного
самоуправления в РФ». Он
оказался преждевременным, ибо
оставались нерешенными такие
важные проблемы, как разграничение
собственности, полномочий
и налогово-бюджетных отношений
между различными уровнями
власти.
Совершенствование системы
отношений –
межбюджетных
бюджетного федерализма, – актуально
для России как федеративного
государства, строящего
цивилизованное
гражданское
общество и открытую экономику.
Рамки данной работы требуют
ограничиться анализом ряда вопросов
становления и развития
бюджетного федерализма.
Сущность бюджетного федерализма
сводится, прежде всего,
к определению оптимальных
пропорций, объективного разграничения
прав и полномочий в
процессе формирования и расходования
бюджетных средств на
основе согласования интересов
Федерации, ее субъектов и муниципальных
образований. Однако,
в самом понятии «бюджетный
федерализм» заложено противоречие
интересов
различных
уровней власти. Экономические
интересы отдельных субъектов
чаще всего не вполне совпадают.
Наука и искусство управления в
том и состоит, чтобы уметь учитывать
и соотносить различные,
часто противоположные, экономические
интересы.
Становление бюджетного федерализма
основано на реализации
следующих основных принципов
и условий:
– формирование
нов
бюджета
«снизу» – с территорий и муниципальных
образований;
– заинтересованность оргагосударственной
власти
субъектов Федерации и органов
местного самоуправления в зарабатывании
возрастающих местных
доходов;
– прозрачность и гласность в
реализации всех принципов и
процессов межбюджетных отношений.
Анализ
современного состояния
этих отношений позволяет
выявить основные тенденции,
трудности и проблемы в становлении
и дальнейшем совершенствовании
системы бюджетного
федерализма. Федерализм, как
одна из форм государственного
устройства и политики, предполагает,
прежде всего, определенную
степень самостоятельности
территорий, объединенных в
федерацию. Эта самостоятельность
определяется множеством
факторов. Главными, на наш
взгляд, являются факторы экономической
самостоятельности.
Уровень экономической самостоятельности
регионов зависит
главным образом от степени
централизации
налогово-бюджетных
отношений между центром
и территориями. Для России
исторически была присуща
жесткая централизация фискальной
политики, которая в СССР
была доведена почти до абсурда.
В настоящее время экономические
реформы в данной области
идут с большими трудностями,
методом проб и ошибок.
В последнее время наблюдается
тенденция к ужесточению
централизации в межбюджетных
отношениях. Òàê, к концу 90-õ
годов доля территорий в расходах
консолидированного бюджета
РФ приближалась к 60%, а в
настоящее время составляет менее
1/2 (òàáëèöà 1).
Таблица 1
1993
Бюджет
Структура консолидированного бюджета (%)
1997
1998
2001
2003
2005
Федеральный
Субъектов РФ
В т.ч. местные
50.0 50.5 42.0 46.0 45.0 46.0 52.0 … 56.0 56.0 52.0
50.0 49.5 58.0 54.0 55.0 54.0 48.0 … 44.0 44.0 48.0
29.4 24.0 34.0 26.0 33.0 … 28.0 …
…
Источник: опубликованные проекты консолидированных бюджетов РФ на соответствующие периоды.
Особенно1 усиливалась ценраспределении
доходов консотрализация
за последние годы в
1 Быкова Ô.Ê., ê.ý.í., äîöåíò;
Табольская В.В., к.э.н., старший преподаватель
кафедры экономики Института
управления, г. Набережные
Челны, РТ.
…
…
60
40
…
лидированного бюджета. Если в
1993–98 годах доля территорий в
доходах составляла 50–58%, то в
2005 году – лишь 40%. Наиболее
существенно сократилась доля
Ф. Быкова, В. Табольская. Бюджетный федерализм и экономическая самостоятельность … 59
расходы
доходы
расходы
доходы
расходы
доходы
расходы
доходы
расходы
доходы
расходы
доходы
Стр.1