Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635254)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Бюджетный федерализм и экономическая самостоятельность территорий (66,00 руб.)

0   0
Первый авторБыкова Ф., Табольская В.
ИздательствоМ.: ПРОМЕДИА
Страниц4
ID173330
АннотацияАвторы анализируют ряд вопросов становления и развития бюджетного федерализма в России, например, уровень экономической самостоятельности регионов, а также существенные различия в социально-экономическом развитии регионов РФ.
Быкова Ф., Табольская В.. Бюджетный федерализм и экономическая самостоятельность территорий : статья / Быкова Ф., Табольская В. — Муниципальная экономика №4 .— Москва : ПРОМЕДИА, 2006 .— 4 с. — С.59-62 .— URL: https://rucont.ru/efd/173330 (дата обращения: 14.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Табольская1 БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ТЕРРИТОРИЙ С января 2006 года в ряде регионов России поэтапно реализуется новый закон о местном самоуправлении. <...> Первые шаги к муниципальной реформе были сделаны ещё в 90-е годы, когда был принят Федеральный закон «Об основных принципах местного самоуправления в РФ». <...> Он оказался преждевременным, ибо оставались нерешенными такие важные проблемы, как разграничение собственности, полномочий и налогово-бюджетных отношений между различными уровнями власти. <...> Совершенствование системы межбюджетных отношений бюджетного федерализма, актуально для России как федеративного государства, строящего цивилизованное гражданское общество и открытую экономику. <...> Рамки данной работы требуют ограничиться анализом ряда вопросов становления и развития бюджетного федерализма. <...> Сущность бюджетного федерализма сводится, прежде всего, к определению оптимальных пропорций, объективного разграничения прав и полномочий в процессе формирования и расходования бюджетных средств на основе согласования интересов Федерации, ее субъектов и муниципальных образований. <...> Однако, в самом понятии «бюджетный федерализм» заложено противоречие интересов различных уровней власти. <...> Экономические интересы отдельных субъектов чаще всего не вполне совпадают. <...> Становление бюджетного федерализма основано на реализации следующих основных принципов и условий: формирование бюджета «снизу» с территорий и муниципальных образований; заинтересованность органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления в зарабатывании возрастающих местных доходов; прозрачность и гласность в реализации всех принципов и процессов межбюджетных отношений. <...> Анализ современного состояния этих отношений позволяет выявить основные тенденции, трудности и проблемы в становлении и дальнейшем совершен- ствовании системы бюджетного федерализма. <...> Федерализм <...>
Бюджетный_федерализм_и_экономическая_самостоятельность_территорий.pdf
Ф. Быкова, В. Табольская1 БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ТЕРРИТОРИЙ С января 2006 года в ряде регионов России поэтапно реализуется новый закон о местном самоуправлении. Первые шаги к муниципальной реформе были сделаны åù¸ в 90-å ãîäû, когда был принят Федеральный закон «Об основных принципах местного самоуправления в РФ». Он оказался преждевременным, ибо оставались нерешенными такие важные проблемы, как разграничение собственности, полномочий и налогово-бюджетных отношений между различными уровнями власти. Совершенствование системы отношений – межбюджетных бюджетного федерализма, – актуально для России как федеративного государства, строящего цивилизованное гражданское общество и открытую экономику. Рамки данной работы требуют ограничиться анализом ряда вопросов становления и развития бюджетного федерализма. Сущность бюджетного федерализма сводится, прежде всего, к определению оптимальных пропорций, объективного разграничения прав и полномочий в процессе формирования и расходования бюджетных средств на основе согласования интересов Федерации, ее субъектов и муниципальных образований. Однако, в самом понятии «бюджетный федерализм» заложено противоречие интересов различных уровней власти. Экономические интересы отдельных субъектов чаще всего не вполне совпадают. Наука и искусство управления в том и состоит, чтобы уметь учитывать и соотносить различные, часто противоположные, экономические интересы. Становление бюджетного федерализма основано на реализации следующих основных принципов и условий: – формирование нов бюджета «снизу» – с территорий и муниципальных образований; – заинтересованность оргагосударственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления в зарабатывании возрастающих местных доходов; – прозрачность и гласность в реализации всех принципов и процессов межбюджетных отношений. Анализ современного состояния этих отношений позволяет выявить основные тенденции, трудности и проблемы в становлении и дальнейшем совершенствовании системы бюджетного федерализма. Федерализм, как одна из форм государственного устройства и политики, предполагает, прежде всего, определенную степень самостоятельности территорий, объединенных в федерацию. Эта самостоятельность определяется множеством факторов. Главными, на наш взгляд, являются факторы экономической самостоятельности. Уровень экономической самостоятельности регионов зависит главным образом от степени централизации налогово-бюджетных отношений между центром и территориями. Для России исторически была присуща жесткая централизация фискальной политики, которая в СССР была доведена почти до абсурда. В настоящее время экономические реформы в данной области идут с большими трудностями, методом проб и ошибок. В последнее время наблюдается тенденция к ужесточению централизации в межбюджетных отношениях. Òàê, к концу 90-õ годов доля территорий в расходах консолидированного бюджета РФ приближалась к 60%, а в настоящее время составляет менее 1/2 (òàáëèöà 1). Таблица 1 1993 Бюджет Структура консолидированного бюджета (%) 1997 1998 2001 2003 2005 Федеральный Субъектов РФ В т.ч. местные 50.0 50.5 42.0 46.0 45.0 46.0 52.0 … 56.0 56.0 52.0 50.0 49.5 58.0 54.0 55.0 54.0 48.0 … 44.0 44.0 48.0 29.4 24.0 34.0 26.0 33.0 … 28.0 … … Источник: опубликованные проекты консолидированных бюджетов РФ на соответствующие периоды. Особенно1 усиливалась ценраспределении доходов консотрализация за последние годы в 1 Быкова Ô.Ê., ê.ý.í., äîöåíò; Табольская В.В., к.э.н., старший преподаватель кафедры экономики Института управления, г. Набережные Челны, РТ. … … 60 40 … лидированного бюджета. Если в 1993–98 годах доля территорий в доходах составляла 50–58%, то в 2005 году – лишь 40%. Наиболее существенно сократилась доля Ф. Быкова, В. Табольская. Бюджетный федерализм и экономическая самостоятельность … 59 расходы доходы расходы доходы расходы доходы расходы доходы расходы доходы расходы доходы
Стр.1