Î. Æóðàâë¸â1
КАК УПРАВЛЯТЬ АКТИВАМИ МУНИЦИПАЛИТЕТА?
Г
осударство – самый крупный,
но далеко не самый эффективный
собственник России.1
Доля расходов государственных
учреждений в ВВП Российской
Федерации составила 16,3%.2 Не
секрет, что превосходство эффективности
(и, как следствие,
конкурентоспособности)
государственных
предприятий над
частными – скорее редкое исключение,
чем правило. Не будем
углубляться в анализ причин
данной ситуации – этой теме
посвящено множество публикаций
и монографий. Причина, высказанная
автором такова – отсутствие
стратегии управления
многоотраслевым
портфелем
предприятий. Либо, в случае если
стратегия сформулирована
собственником, – отсутствие механизмов
контроля реализации
стратегических целей.
Как понять – эффективно ли
работает предприятие или нет? И
что, собственно, иметь в виду
под «эффективностью»: рентабельность
собственного капитала,
объем чистой прибыли, количество
клиентов на одного сотрудника?
В данной статье мы
исходим из предпосылки, что
модель бизнеса (проще говоря –
набор показателей, на основании
которых собственник принимает
решение об эффективности того
или иного актива) должна включать
в себя показатели четыр¸х
составляющих деятельности любой
коммерческой организации:
1 Журавлев О., консультант по
стратегическому планированию ЗАО
«Центр инвестиционных проектов и
программ».
2 Источник: «Российская экономика
в 2005 ãîäó: тенденции и ïåðñïåêòèâû»,
Институт экономики переходного
ïåðèîäà, март 2006. Здесь было
бы целесообразно раскрыть, какой
процент добавочной стоимости созда¸тся
предприятиями, принадлежащими
государству (во всех формах
собственности) – однако такая статистика
не вед¸тся. Тем не менее, с
уч¸том владения крупнейшими предприятиями
Федерации этот процент
не íèæå. Ñì., íàïðèìåð,
http://www.liberal.ru/sitan.asp?Num=270
В настоящее время большинство
крупных муниципалитетов
Российской Федерации являются
акционерами либо долевыми
собственниками коммерческих
предприятий. Например, Москва
имеет в собственности контрольные
пакеты акций 72 акционерных
обществ и полностью контролирует
43 ÀÎ.3 Кроме òîãî,
3 Проект постановления Правительства
Москвы «Об итогах деятельности
хозяйственных обществ с долей
города Москвы и утверждении
– финансовые показатели;
– показатели сбыта и работы
с потребителями;
– показатели внутренних бизнес-процессов;
–
показатели, относящиеся к
компетенциям и социального
развития персонала.
Сразу оговоримся: данный алгоритм
разрабатывался для
управления портфелем активов
муниципалитета. Под активами
имеются в виду компании, доля
которых принадлежит городскому
образованию. Следует упомянуть,
что процесс приватизации в
нашей стране далек от завершения
и количество акционерных
обществ в полной или частичной
собственности муниципалитетов
имеет тенденцию к увеличению.
После акционирования государственной
собственности, в частности
ГУПов, МУПов и ФГУПов,
государство неизбежно сталкивается
с проблемой защиты своих
прав как акционера. Притом
это происходит и тогда, когда
государство превращается в миноритарного
акционера, и тогда,
когда сохраняет за собой контрольную
или полную долю в акционерном
капитале. В последнем
случае возникает необходимость
контроля менеджмента
организации.
Назначение концепции
стратегического
управления активами
муниципалитета
предстоящая реформа Комплекса
городского хозяйства предполагает
создание ряда акционерных
обществ, акции которых будут
находиться в собственности
города.
Таблица 1
Структура акционерного
капитала Москвы
Доля города
100% голосующих
акций
менее 100%, но не
менее 75% голосующих
акций
более 50%, но менее
75% голосующих
акций – 49
менее 50% голосующих
акций
специальное право
(«золотая акция»)
23
49
365
101
Концепции управления собственностью,
описывающие стратегические
цели управления в
том или ином виде присутствуют
практически у всех акционеров в
лице муниципалитетов и субъектов
Федерации. Тем не менее,
анализ данных документов, находящихся
в открытом доступе показывает,
что Концепции описывают
лишь общие подходы и требования
собственника к «качеству»,
«эффективности» управления
активами, не предлагая механизм
контроля целей и задач
управления.4
В виде концепции мы предлагаем
порядок и последовательность
внедрения системы принятия
решений по управлению
активами, находящимися в собственности
Муниципалитета в
виде некоего алгоритма.
Итог реализации описываемого
алгоритма – внедрение систеСтандартов
корпоративного поведения
города Москвы как акционера».
4 См. например: Концепция управления
государственным имуществом
и приватизации в Ростовской области
(http://www.donland.ru/content/info.asp?
partId=7&infoId=2171&topicInfoId=2171)
О. Журавлев. Как управлять активами муниципалитета?
53
Количество
предприятий
43
Стр.1