Романова1
БЮДЖЕТНОЕ ЗАДАНИЕ КАК СОВРЕМЕННЫЙ
МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНЫМИ
УЧРЕЖДЕНИЯМИ
В условиях продолжающегося процесса реформирования экономики в стране, сфера культуры как
никакая другая, испытывает острую нехватку финансирования. <...> Более чем десятилетний эксперимент внедрения «новых условий хозяйствования» не
дал желаемых положительных результатов, а, наоборот, привел к сокращению сети, оттоку квалифицированных кадров, не сумевших адаптироваться к условиям рынка, дальнейшему ухудшению материальной базы учреждений сферы культуры. <...> 1
Общепринятые на сегодня подходы к финансированию культурных проектов и программ основываются на затратной модели финансового управления. <...> Основная проблема при
этом состоит в том, что консервация сложившейся
практики планирования, финансового управления и
контроля деятельности в сфере государственного
управления приводит к ряду негативных с точки
зрения эффективности управления моментов:
ответственность за принятие финансовых решений концентрируется на самых верхних уровнях
управления;
снижается уровень ответственности и сдерживается инициатива нижнего звена управления;
постоянно действуют стимулы роста расходов на
единицу работ и услуг;
конечные результаты деятельности оказываются
вторичными по сравнению с соблюдением самодовлеющей финансовой дисциплины. <...> Очевидно, что такая система рано или поздно
оказывается на грани финансового кризиса. <...> Наиболее наглядным примером внедрения таких механизмов является финансирование деятельности библиотек. <...> Предлагаемый нами
подход к финансированию сети библиотечных учреждений муниципального образования позволяет
на основе формирования бюджетного задания на
оказание услуг выделить результат деятельности
бюджетных учреждений в количественном виде,
измерить его и рассчитать необходимые ресурсы
для его достижения. <...> Под бюджетным заданием мы понимаем определение целевых значений натуральных <...>
Бюджетное_задание_как_современный_механизм_управления_учреждениями.pdf
В. Романов, М. Романова1
БЮДЖЕТНОЕ ЗАДАНИЕ КАК СОВРЕМЕННЫЙ
МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНЫМИ
УЧРЕЖДЕНИЯМИ
В условиях продолжающегося процесса реформирования
экономики в стране, сфера культуры как
никакая другая, испытывает острую нехватку финансирования.
Более чем десятилетний эксперимент
внедрения «новых условий хозяйствования» не
дал желаемых положительных результатов, а, наоборот,
привел к сокращению сети, оттоку квалифицированных
кадров, не сумевших адаптироваться
к условиям рынка, дальнейшему ухудшению материальной
базы учреждений сферы культуры.1
Общепринятые на сегодня подходы к финансированию
культурных проектов и программ основываются
на затратной модели финансового управления.
Суть подходов заключается в том, что нужно
контролировать затраты органов управления, а результаты
при этом сами собой «приложатся», вытекая
лишь из факта существования того или иного
государственного органа. Основная проблема при
этом состоит в том, что консервация сложившейся
практики планирования, финансового управления и
контроля деятельности в сфере государственного
управления приводит к ряду негативных с точки
зрения эффективности управления моментов:
– ответственность за принятие финансовых решений
концентрируется на самых верхних уровнях
управления;
– снижается уровень ответственности и сдерживается
инициатива нижнего звена управления;
– постоянно действуют стимулы роста расходов на
единицу работ и услуг;
– конечные результаты деятельности оказываются
вторичными по сравнению с соблюдением самодовлеющей
финансовой дисциплины.
Очевидно, что такая система рано или поздно
оказывается на грани финансового кризиса. Бюджетных
ассигнований постоянно не хватает, государственная
служба теряет конкурентоспособность
на рынке труда, а вместе с ней и возможность
справляться с возрастающими по сложности и
масштабам требованиями общества.
1 Романов Владимир Викторович, Центр прикладной
экономики, ã. Ïåðìü, òåë. (342) 277 34 21;
E-mail: romanov@a-econom.com; rv8@yandex.ru
В сложившихся условиях все больше и больше
ощущается потребность в переходе на новые механизмы
финансирования, ориентированные на
результат. Наиболее наглядным примером внедрения
таких механизмов является финансирование
деятельности библиотек. Предлагаемый нами
подход к финансированию сети библиотечных учреждений
муниципального образования позволяет
на основе формирования бюджетного задания на
оказание услуг выделить результат деятельности
бюджетных учреждений в количественном виде,
измерить его и рассчитать необходимые ресурсы
для его достижения.
Под бюджетным заданием мы понимаем определение
целевых значений натуральных показателей,
количественно характеризующих основные результаты
деятельности бюджетополучателей, а также
выделение финансовых ресурсов для достижения
поставленных целевых значений показателей.
Рассмотрим процесс формирования бюджетного
задания на оказание библиотечных услуг населению.
С точки зрения процессного подхода технология
подготовки проекта бюджета на основе
бюджетного задания будет включать 4 этапа.
Первый этап начинается с анализа общественных
потребностей в библиотечном обслуживании, в
результате которого глава муниципального образования
формирует задание библиотечным учреждениям
в виде бюджетного задания на оказание определенного
количества библиотечных услуг населению
на очередной планируемый год.
На втором этапе руководитель централизованной
библиотечной системы муниципального образования
осуществляет распределение бюджетного задания
между библиотечными учреждениями и определяет
величину финансовых ресурсов, необходимых
для выполнения бюджетного задания сетью
библиотечных учреждений.
Третий этап заключается в установлении лимитов
ассигнований финансовыми органами муниципального
образования на финансирование деятельности
сети библиотечных учреждений в планируемом
году.
На четвертом этапе руководитель централизованной
библиотечной системы муниципального обВ.
Романов, М. Романова. Бюджетное задание как современный механизм управления… 73
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА
Стр.1