Анненская А.Н. -- Своим путем: Повести и рассказы для детей ст. возраста. -- Санкт-Петербург :
тип.М.М. Стасюлевича, -- 1889
Scan, OCR, SpellCheck: Kapti, 2009г.
Исправлено в соответствии с современной орфографией.
А.Н.Анненская
Трудная борьба
Посвящается читательницам старшего возраста.
ГЛАВА I
В жаркий августовский день трое детей сидели за большим столом в тесной комнате и прилежно
занимались письмом. Мальчик лет одиннадцати и девочка лет десяти четким, довольно красивым
почерком писали в тетради какое-то стихотворение, очевидно, заученное ими наизусть, а мальчуган лет
девяти списывал с книги, выводя большие, неуклюжие буквы. В комнате было душно, рои мух
неугомонно жужжали около детей, заставляя их беспрестанно останавливаться в работе и отмахиваться;
сквозь отворенное окно виднелась тихая, почти безлюдная улица одного из предместий города К*.
-- Я кончила! -- вскричала девочка, с видимым удовольствием поставив огромную точку. -- А ты,
Митя, скоро?
-- Я пишу последнюю строчку! -- отозвался старший мальчик.
-- А ты, Петя?
--Мне еще страсть как много осталось!-- плаксиво отвечал младший.
-- Эх, ты, мешок! Четыре строки списываешь целый час! -- вскричала девочка. -- Постой, я тебе
помогу: я буду диктовать тебе по буквам, а ты пиши, -- так скорей дело пойдет!
Действительно, с помощью сестры, Пете удалось так скоро кончить урок, что Митя только два
раза успел спросить:
-- Ну, кончил? Скоро ли же?
-- Кончено! -- радостно провозгласила девочка, закрывая книгу. -- Побежим скорей, пока мамы
нет дома.
Дети кое-как засунули книги и тетради в ящик стола, схватили свои шляпы с комода,
занимавшего один из углов комнаты, и, толкаясь, перегоняя друг друга, выбежали из душной комнаты в
сени, оттуда в маленький заваленный разным сором дворик, и из него, через маленькую калитку забора, в
огород, зеленевший грядами капусты, свеклы, огурцов, гороху и бобов. Заперев за собой калитку
огорода, дети приостановились и с видимым удовольствием огляделись кругом.
-- Ну, куда же мы пойдем? Что мы будем делать? -- спросил старший мальчик.
-- Останемся здесь, здесь хорошо! -- предложил Петя, с трудом поспевавший за старшими.
-- Вот выдумал! Что тут делать? -- вскричал Митя.-- По грядам бегать нельзя, все перемнем,
прятаться негде, какую тут игру выдумаешь! Побежим лучше на пустырь.
-- Конечно, побежим, на пустыре отлично! -- согласилась девочка.
Маленький Петя по опыту знал, что старших не переспорить, и со вздохом последовал за ними. А
они между тем уже пробирались быстрыми шагами вперед, то легко ступая по узенькой тропиночке , то
перескакивая через гряды, то срывая на пути пучек гороху или огурец.
В конце огорода был опять забор, но уже без всякой калитки, Это нисколько не остановило детей.
Митя первый перелез через него, ловко цепляясь руками и ногами, сестра хотела последовать за ним, но
ее остановил пискливый голосок Пети: "А я-то как же? Мне не перелезть!" Она подсадила братишку
снизу, Митя подтянул его сверху, и мальчик был счастливо переправлен. Девочка без всякой
посторонней помощи очутилась на другой стороне забора; правда, после этой переправы на
холстинковом переднике ее появилась довольно большая дыра, но она и внимания не обратила на такую
мелочь. Тотчас же за забором начиналось то, что дети называли "пустырем". Это было довольно большое
пространство, на котором в прежние годы возвышался большой барский дом, окруженный службами,
цветниками, огородом. Дом сгорел, владелец почему-то счел лишним отстроить его вновь, и запустил все
прилегавшее к нему место. Службы пришли в ветхость и мало-помалу разрушились, цветники и огороды
поросли густой травой. Кучи мелких камней, мусору, песку и пр. на месте прежних строений придавали
этому месту унылый, печальный вид, но детям оно очень нравилось. Действительно, для игр трудно
придумать более удобное место. Здесь можно было и вдоволь набегаться, и ловко прятаться за грудами
мусора и за разными кустами и кустиками, беспорядочно разбросанными то там, то сям, и покарабкаться
Стр.1