ПРОБЛЕМЫ И ЗАКОНЫ
Л. Левинсон
ДЛЯ УДОБСТВА БЮРОКРАТИИ
15
марта принят в первом, 19
апреля во втором, 21 апреля
2006 года в третьем чтениях
Федеральный закон
(проект
¹263597-4) «Î порядке рассмотрения
обращений граждан
Российской Федерации»,1
сенный Президентом РФ.
Закон подписан Президентом
РФ 2 мая 2006 года (¹59-ÔÇ).
Вступает в силу по истечении 180
дней после дня его официального
опубликования, т.е. 2 ноября
2006 ãîäà.
Со дня вступления закона в силу
признается не действующим на
территории РФ Указ Президиума
Верховного Совета СССР от 12
апреля 1968 года ¹2534-VII
«О порядке рассмотрения предложений,
заявлений и жалоб
граждан», утвержденный Законом
СССР от 26 июня 1968 года
¹2830-VII. Этим актом по сей
день регулируются правоотношения,
связанные с обращениями
граждан.
Указ 1968 ãîäà, не отвечающий
современным правовым
реалиям, давно – уж примерно
пятнадцать лет как подлежал замене
российским законом. В
Указе, что естественно, много
архаичного. Вредность же его,
прежде всего, в том, что все эти
годы обязанность по рассмотрению
обращений граждан возлагалась
Указом не только на государственные
органы, но и на общественные
объединения, а также
на «предприятия, учреждения,
организации». Предписание негосударственным
некоммерческим
и коммерческим организациям,
общественным объединениям
рассматривать обращения
иных частных лиц, конечно же, не
соответствует российской Конституции,
не возлагающей на
граждан (в том числе, объединившихся
по интересам или занимающихся
предприниматель1
Опубликован в «Муниципальном
ïðàâå» ¹2-2006 (ïðèì. ðåä.).
2
внеством)
такой обязанности – вести
переписку с другими гражданами.
Более того, принудительное
требование, во что бы то ни
стало, выполнять некую работу
(т.е. рассматривать чьи-то обращения
и отвечать на них) по отношению
к частным лицам и организациям
противоречит запрету
принудительного труда (статья
37 Конституции), принципам свободы
деятельности общественных
объединений (статья 30 Конституции)
и свободы предпринимательской
деятельности (статья
34 Конституции). Так что отмена
этих рудиментарных советизмов
может только приветствоваться.
Кроме òîãî, Указ 1968 ãîäà, по
причине отсутствия в то время в
СССР местного самоуправления,
не содержит никаких обязательств
органов местного самоуправления
по рассмотрению
обращений населения. А значит,
обязанности муниципалитетов
отвечать на обращения граждан,
пока действует Указ, в достаточной
мере не регламентированы
(если не считать обозначенного в
статье 26 Федерального закона
от 28 августа 1995 года «Îá общих
принципах организации местного
самоуправления в Российской
Федерации» права граждан
на индивидуальные и коллективные
обращения в органы
МСУ и к должностным лицам органов
МСУ; в той же статье обозначена
обязанность адресатов
давать ответы по существу в течение
месяца). Правда, можно
считать, что в данном случае
применима аналогия закона:
нормы Указа, относящиеся к государственным
органам, должны
применяться и к органам МСУ.
Принятие федерального закона
назрело. Только то, что получилось
в итоге, хотя и снимает
вышеназванные несоответствия,
принято в интересах бюрократии
и во многом ухудшает положение
граждан, обращающихся в органы
власти. Кроме того, закон
крайне неряшлив с юридикотехнической
стороны и не соотнесен
с другими федеральными
законами.
Основное возражение вызывают
новые сроки рассмотрения
обращений. Собственно говоря,
сроки рассмотрения обращений
– сердцевина закона. А она
гнилая. Несмотря на технический
прогресс, время, отводимое чиновнику
на разрешение поставленных
в обращении вопросов и
ответ заявителю, существенно
увеличено – фактически вдвое.
По Указу 1968 года заявления и
жалобы, не требующие дополнительного
изучения и проверки,
должны разрешаться безотлагательно,
но не позднее 15 äíåé. В
срок до одного месяца рассматриваются,
согласно Указу, предложения,
а также заявления и
жалобы, нуждающиеся в дополнительной
проверке. Жалобы
военнослужащих Указ предписывает
разрешать также безотлагательно,
но не позднее 7 дней со
дня поступления. В случаях, требующих
специальной проверки,
срок разрешения обращения военнослужащего
может быть продлен,
но не более чем на 15
дней.
Новым законом положение о
безотлагательном разрешении
заявлений и жалоб из законодательства
о рассмотрении обращений
исключено. Независимо
от срочности и сложности дела
обращение гражданина может
теперь на законных основаниях
вылеживаться на столе целый
месяц. Для всех видов обращений
– включая æàëîáû, ò.å.
просьбы граждан о восстановлении
или защите нарушенных
прав, свобод или законных интересов
(как определяет жалобы
статья 4 закона) – устанавливается
единый месячный срок.
Следовательно, общий срок рассмотрения
обращений, в сравнении
с Указом 1968 года, увеличивается
вдвое, а для обращений
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО N¹3/2006 ПРОБЛЕМЫ И ЗАКОНЫ
Стр.1