ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ В ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ
«ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Введение
Прошло два года со дня принятия Федерального закона от 6
октября 2003 года №131-ФЗ «Об
общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации»1. <...> За это
время в Федеральный закон внесено довольно много дополнений
и изменений. <...> Как всегда бывает при разработке и обсуждении столь значительных законопроектов, многие
положения Федерального закона
были приняты в результате компромиссов. <...> Практика также выявила некоторые пробелы правового регулирования и внутренние противоречия в положениях Федерального закона. <...> Проблемы, возникавшие в ходе реализации переходных положений Федерального закона,
обсуждались на парламентских
слушаниях, семинарах и совещаниях. <...> 1 Далее Федеральный закон,
Федеральный закон №131-ФЗ, ФЗ№131, здесь и далее примечания
автора. <...> 2 Таблица изменений и дополнений, внесенных в Федеральный
закон, рассматриваемых в настоя-
10
Следует отметить, что субъектами
права
законодательной
инициативы в Государственную
Думу за указанный период было
внесено около 100 законопроектов, посвященных внесению изменений и дополнений в Федеральный закон №131-ФЗ. <...> Конечно, это связано не с нежеланием
и не с незнанием этих проблем,
а с дефицитом времени и ресурсов, поскольку совершенствование и развитие законодательных
актов, регулирующих местное
самоуправления, происходит в
ходе реформы местного самоуправления. <...> Изменения и дополнения в
Федеральный закон №131-ФЗ,
вносились для решения нескольких основных блоков проблем:
· территориальной организации местного самоуправления;
· формирования органов местного самоуправления, подготовку и проведение выборов в
органы местного самоуправления;
· расширения
полномочий
органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения;
· организации деятельности
органов местного самоуправления <...>
Изменения_и_дополнения_в_ФЗ_«Об_общих_принципах_организации_местного_самоуправления_в_РФ».pdf
И. Фасеев
ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ В ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ
«ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Введение
Прошло два года со дня принятия
Федерального закона от 6
октября 2003 года ¹131-ÔÇ «Îá
общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации»1. За это
время в Федеральный закон внесено
довольно много дополнений
и изменений.
Дискуссии по содержанию
многих положений Федерального
закона велись еще на этапе обсуждения
законопроекта.
Как всегда бывает при разработке
и обсуждении столь значительных
законопроектов, многие
положения Федерального закона
были приняты в результате компромиссов.
По
некоторым положением
компромисс не был достигнут, и
правоприменительная практика
показывает, какие из обсуждавшихся
тогда вариантов в большей
степени отвечают целям и
задачам реформы.
Практика также выявила некоторые
пробелы правового регулирования
и внутренние противоречия
в положениях Федерального
закона.
Реформа местного
Следует отметить, что субъектами
права законодательной
инициативы в Государственную
Думу за указанный период было
внесено около 100 законопроектов,
посвященных внесению изменений
и дополнений в Федеральный
закон ¹131-ÔÇ. Многие
проблемы, с целью решения
которых вносились эти законопроекты,
разрешены. Однако
остались и нерешенные. Конечно,
это связано не с нежеланием
и не с незнанием этих проблем,
а с дефицитом времени и ресурсов,
поскольку совершенствование
и развитие законодательных
актов, регулирующих местное
самоуправления, происходит в
ходе реформы местного самоуправления.
Поэтому, в первую
очередь, вносятся изменения и
дополнения в те положения законодательных
актов, которые
сдерживают реализацию реформы.
Изменения
и дополнения в
Федеральный закон ¹131-ÔÇ,
вносились для решения нескольких
основных блоков проблем:
· территориальной организасамоуправления
довольно широко
освещается в средствах массовой
информации.
Проблемы, возникавшие в ходе
реализации переходных положений
Федерального закона,
обсуждались на парламентских
слушаниях, семинарах и совещаниях.
Предложения участников
этих обсуждений в значительной
степени обусловили изменения и
дополнения, внесенные в Федеральный
закон2.
1 Далее – Федеральный закон,
Федеральный закон ¹131-ÔÇ, Ôǹ131,
здесь и далее примечания
автора.
2 Таблица изменений и дополнений,
внесенных в Федеральный
закон, рассматриваемых в настояции
местного самоуправления;
· формирования органов местного
самоуправления, подготовку
и проведение выборов в
органы местного самоуправления;
·
расширения
полномочий
органов местного самоуправления
по решению вопросов местного
значения;
· организации деятельности
органов местного самоуправления;
·
продления переходного периода
до 1 января 2006 ãîäà;
· регулирования
имущественных
отношений;
· регулирования межбюджетных
отношений в переходный
период.
щей статье, приведена в этом номере
журнала на страницах 101–131.
1. Изменения и дополнения,
внесенные в Федеральный
закон в части, регулирующей
территориальную
организацию местного
самоуправления
Основным содержанием первого
этапа реформы являлось
приведение в соответствие с
Федеральным законом территориальной
организации местного
самоуправления в субъектах
Российской Федерации.
Однако органы государственной
власти субъектов Федерации
и органы местного самоуправления,
приступившие к реализации
положений Федерального закона,
регулирующих формирование
территорий муниципальных образований,
сразу же столкнулась
с рядом проблем. Проблемы были
вызваны неадекватным применением
понятийного и терминологического
аппарата, пробелами
правового регулирования,
неточностями и противоречиями,
имевшимися в Федеральном законе,
а также и с тем, что некоторые
нормы было сложно или
невозможно применить на практике.
Хотя
большая часть этих проблем
была заранее известна,
решить их удалось только в декабре
2004 года с принятием
Федерального закона от 28 декабря
2004 года ¹186-ÔÇ3.
Указанным Федеральным законом
были внесены изменения
и дополнения для решения следующих
проблем4.
3 Задержка в решении некоторых
из этих проблем была вызвана
тем, что законопроект было очень
сложно согласовать вследствие
кампании по выборам президента
в начале года, а затем реформы
структуры Правительства.
4 Законопроект был подготовлен
Комитетом Государственной Думы
по вопросам местного самоуправления
и внесен в Государственную
10
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО N¹1/2006 ПРОБЛЕМЫ И ЗАКОНЫ
Стр.1