Менькова1
ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
ТЕРРИТОРИИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ
В настоящее время в субъектах Российской Федерации идет активная работа по реализации переходных положений нового Федерального закона «Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятого 6 октября 2003 года: определение территориального уровня
функционирования местного самоуправления и размера территорий муниципальных образований, назначение, подготовка и проведение выборов во
вновь образованные муниципальные образования,
приведение уставов муниципальных образований в
соответствии с положениями нового закона и т. д. <...> 1
Первый этап реализации реформы в сфере местного самоуправления в нашей стране начался с
разработки и принятия нормативно-правовых актов
в субъектах Российской Федерации, регулирующих
вопросы наделения отдельных территорий статусом
муниципальных образований (городских поселений,
сельских поселений, городских округов, муниципальных районов) и установления их границ. <...> Таким образом, организация местного самоуправления в любом государстве начинается с установления территориальных границ его функционирования. <...> Выбор территории функционирования местного самоуправления
оказывает непосредственное влияние на формирование и развитие финансово-экономической базы
местного самоуправления. <...> 1 Менькова Наталья Михайловна, аспирантка Поморского государственного университета им. <...> Особенности формирования
территориальной модели земского
самоуправления в период 18611917 гг. <...> В последние годы в нашей стране стал возрождаться интерес к земской системе самоуправления. <...> 2
В связи с вышеизложенным, представляется целесообразным в данной статье рассмотреть особенности формирования территориальной модели
самоуправления в России в период с 1861 года по
1917 год. <...> Общее положение о крестьянах, вышедших из
крепостной зависимости, принятое <...>
Историко-правовой_анализ_определения_территории_функционирования_МСУ_в_России.pdf
Н. Менькова1
ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
ТЕРРИТОРИИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ
В настоящее время в субъектах Российской Федерации
идет активная работа по реализации переходных
положений нового Федерального закона «Об
общих принципах организации местного самоуправления
в Российской Федерации», принятого 6 октября
2003 года: определение территориального уровня
функционирования местного самоуправления и размера
территорий муниципальных образований, назначение,
подготовка и проведение выборов во
вновь образованные муниципальные образования,
приведение уставов муниципальных образований в
соответствии с положениями нового закона и т. д.1
Первый этап реализации реформы в сфере местного
самоуправления в нашей стране начался с
разработки и принятия нормативно-правовых актов
в субъектах Российской Федерации, регулирующих
вопросы наделения отдельных территорий статусом
муниципальных образований (городских поселений,
сельских поселений, городских округов, муниципальных
районов) и установления их границ.
Таким образом, организация местного самоуправления
в любом государстве начинается с установления
территориальных границ его функционирования.
Определение территориального уровня
и границ осуществления местного самоуправления
имеет очень большое значение для построения и
функционирования органов местного самоуправления,
для определения границ осуществления органами
местного самоуправления своих полномочий
по решению вопросов местного значения, для
формирования системы бюджетного устройства
страны и межбюджетных отношений. Выбор территории
функционирования местного самоуправления
оказывает непосредственное влияние на формирование
и развитие финансово-экономической базы
местного самоуправления. Соответственно от правильного
решения данного вопроса будет зависеть
и возможность наиболее полной и эффективной
реализации органами местного самоуправления
своих полномочий по решению вопросов местного
значения.
1 Менькова Наталья Михайловна, аспирантка Поморского
государственного университета им. М. В. Ломоносова.
1.
Особенности формирования
территориальной модели земского
самоуправления в период 1861–1917 ãã.
В последние годы в нашей стране стал возрождаться
интерес к земской системе самоуправления.
Этот интерес проявляется в форме различных обращений
с призывом восстановить земское движение
в России, организовать земства и землячества,
объединить их в Земский собор. Некоторые публицисты
и общественные деятели, например Александр
Исаевич Солженицын, считают, что это даст
возможность объединиться «по каждому возникающему
поводу – бытовому, профессиональному,
культурному», использовать свои способности, волю
и образование для борьбы с чуждыми идеями,
найти свой, русский, путь в развитии. По словам
Солженицына, «создание земства есть школа народного
управления», деятельная самоорганизация
граждан способна спасти Россию и обеспечить в
ней «благонаправленное» управление.2
В связи с вышеизложенным, представляется целесообразным
в данной статье рассмотреть особенности
формирования территориальной модели
самоуправления в России в период с 1861 года по
1917 ãîä.
Общее положение о крестьянах, вышедших из
крепостной зависимости, принятое 19 февраля
1861 года (äàëåå по тексту – Общее ïîëîæåíèå),
содержало раздел, посвященный вопросам выбора
территорий функционирования крестьянского общественного
управления и установления их границ.
Данным Положением предусматривалось введение
на сельских территориях двухуровневой системы
органов крестьянского управления. Двухуровневая
система территориальной организации сельского
общественного самоуправления, закрепленная в
Общем положении, была заимствована из Указа от
30 апреля 1838 года «Учреждение об управлении
государственными имуществами». Именно в ходе
реформы 1837–1838 гг. государственные крестьяне
2 А. Солженицын. Иначе России не жить (Из выступления
на Всероссийском совещании).
http://vasilievaa.narod.ru/zhurnal/5.94-4.htm
Н. Менькова. Историко-правовой анализ определения территории функционирования МСУ … 67
ИЗ ИСТОРИИ РОССИИ
Стр.1