МЕТОДИКА
Г. Шамарова
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА
ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ*
ВВЕДЕНИЕ
Местное самоуправление как
уровень публичной власти наиболее
приближено к населению.
В субъектах* Российской Федерации
формируются новые системы
органов муниципальной
власти, которые в наибольшей
мере ориентированы на реальный
и устойчивый рост уровня
жизни населения, на повышение
его социальной активности, а
также на наиболее полную реализацию
созидательного потенциала
самоорганизации и самоуправления
всех членов местного
сообщества. Это актуализирует
задачу формирования качественно
нового кадрового состава
муниципальной службы,
которая продолжает реформироваться
в рамках Федеральной
программы, утвержденной Указом
Президента Российской
Федерации от 10 марта 2009
года ¹261.
Несмотря на увеличение численности
муниципальных служащих
в связи с административной
реформой и реализацией
Федеральных законов от 6 октября
2003 года ¹131-ФЗ «Об
общих принципах организации
местного
самоуправления в
Российской Федерации» и от 2
марта 2007 года ¹25-ФЗ «О
*
Публикация подготовлена редакцией
журнала на основе автореферата
диссертации Шамаровой Гульмиры
Мухтаровны на соискание ученой
степени доктора экономических наук
по специальности 08.00.05 – экономика
и управление народным хозяйством
(экономика труда). Работа выполнена
в Научно-исследовательском
институте труда и социального страхования
Министерства здравоохранения
и социального развития Российской
Федерации.
http://vak.ed.gov.ru/common/img/uplo
aded/files/vak/2010/announcements/ec
onomich/08-02/SHamarovaGM.doc
муниципальной службе в Российской
Федерации», все еще
низкими остаются показатели
эффективности развития муниципальных
образований.
Муниципальные образования
большинства регионов страны
остро нуждаются в квалифицированных
кадрах муниципальной
службы. Статистика показывает,
что 71,5% муниципальных служащих
имеют высшее образование,
24,8% - среднее специальное
и 3,7% - общее среднее. К
ноябрю 2008 г. в целом по Российской
Федерации только 39,8
тыс. муниципальных служащих
(12,1% от общего числа) прошли
повышение квалификации, а более
90 тыс. муниципальных служащих
этого не осуществили.
Средний возраст муниципального
служащего составляет 45 лет.
Количество лиц в возрасте до 30
лет увеличилось с 13 до 15%,
при этом доля лиц старше 50
лет увеличилась с 26 до 32%,
служащие старше 60 лет составляют
6%. В стране наблюдается
негативная тенденция «провала
середины». Необходима целенаправленная
работа по закреплению
кадрового состава муниципальной
службы в возрасте от
30 до 40 лет, доля которой снизилась
с 24 до 21%. Только
51% муниципальных служащих
имеют стаж муниципальной
службы более 5 лет. Так в Пермском
крае данный показатель
составляет 87,9%, в Брянской
области – 76,3%, в Республике
Саха (Якутия) – 4,2%, в Ставропольском
крае – 9,9%.
Процессы становления и развития
местного самоуправления
в новых условиях обусловили
необходимость решения органами
местного самоуправления
принципиально новых задач.
Изменение содержания целей,
задач, функций, полномочий и
предметов ведения местных
органов представительной и
исполнительной власти повлекло
за собой значительное усложнение
и расширение поля
деятельности
муниципальных
служащих. Успех проводимых
сегодня реформ во многом зависит
от формирования такого
кадрового корпуса муниципальных
служащих, который отвечал
бы современным требованиям
проводимой государственной
кадровой политики. В данных
условиях специальное исследование
качественных характеристик
кадрового потенциала муниципальной
службы, поиск путей
его совершенствования
представляются принципиально
важными и актуальными. Эффективность
муниципальной
службы
связана с организацией
профессиональной деятельности,
качественной подготовкой,
переподготовкой, повышением
квалификации кадров и научнометодическим
обеспечением их
функционирования. В проводимых
в настоящее время научных
исследованиях по проблемам
муниципальной службы все более
четко формируется идея
использования инновационных
технологий управления кадровыми
процессами, в том числе
профессиональным развитием.
Однако, в науке и управленческой
практике еще не выработаны
достаточно обоснованные
критерии комплексной оценки
уровня кадровой политики, отсутствует
концептуальная основа
современных кадровых технологий
профессионального
развития
и усвоения муниципальными
служащими профессиональных
и этических ценноГ.
Шамарова. Формирование и развитие кадрового потенциала органов МСУ
41
Стр.1