М. Чакалова1
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ КАДРОВОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ИМИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ПОЛНОМОЧИЙ: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
петентность, отмечает В.Е. Егоров.
Ведь зачастую нераспорядительность,
перекладывание решения
вопросов на других лиц, а иногда
и грубость, все то, что называется
бюрократизмом, порождаются
не злым умыслом, а профессиональной
В
некомпетентностью.
Следствие
этого – многочисленные
правонарушения, происходящие
от незнания закона, глупости
в том числе, игнорирования
или ущемления прав и законных
интересов граждан, и в
конечном счете
ущерба обществу и государству2
Согласно статье 6 Европейпричинение
.
ской
хартии местного самоуправления3
статус
персонала
органов местного самоуправления
должен обеспечивать подбор
высококвалифицированных кадров,
основанный на принципах
учета личных достоинств и компетентности;
для этого необходимо
обеспечить соответствующие
условия профессиональной
подготовки, оплаты труда и продвижения
по службе.
По мнению многих авторов,
подготовка кадров для органов
местного самоуправления является
сегодня одним из самых
главных и в то же время наиболее
слабых звеньев системы местного
самоуправления.
1 Чакалова Марина Спиридоновна,
управляющая делами Администрации
муниципального образования Тельмановского
сельсовета Предгорного
района Ставропольского края.
2
Егоров В.Е. К вопросу о задачах
гражданско-правового образования в
построении правового государства //
Юридический мир.2007. ¹4. С.57.
3
Европейская хартия местного
самоуправления от 15 октября 1985
года (ратифицирована Федеральным
законом от 11.04.1998 ¹55-ФЗ) //
Собрание законодательства Российской
Федерации,
¹36, ст.4466.
10
се1
возрастающее значение
имеет профессиональная комях,
отмечает
Во многих учебных заведениГ.
Сафаралиев,
учебный процесс ориентирован
на подготовку государственных
служащих, а не на подготовку
муниципальных служащих. Сам
учебный процесс в значительной
мере оторван от практики управления4
.
Таким
образом, одной из основных
проблем в области подготовки
кадров для органов местного
самоуправления является
отсутствие специалистов, обладающих
одновременно научными
знаниями и опытом работы в области
муниципального права, так
как, с одной стороны, преподают
педагоги или государственные
служащие, которые не знакомы
непосредственно с практикой и
не знают проблем местного самоуправления,
с другой стороны,
муниципальные служащие, непосредственно
знакомы с практикой
реализации законодательных
актов, но не обладают научными
знаниями для их решения или
преподавания.
Как нам представляется, только
муниципальные служащие,
занимающиеся
одновременно
научной и практической деятельностью
в сфере местного самоуправления
смогут принять участие
в реформировании местного
самоуправления, в решении
постоянно образующихся в связи
с изменением законодательства
вопросов, повышению эффективности
местного самоуправления
и просто в решении каждодневных
задач не только самих
муниципальных образований, но
и жителей, которые по разным
вопросам в первую очередь обращаются
именно к ним.
Для решения данной проблемы,
на наш взгляд, необходимо
4
Сафаралиев Г. Учиться, учиться и
07.09.1998,
учиться местному самоуправлению //
Самоуправление: теория и практика.
2007. ¹1. С.18.
осуществлять выплату надбавки к
должностному окладу муниципального
служащего за научную
степень по праву, экономике,
менеджменту или другим наукам
за счет средств из бюджетов
субъектов Российской Федерации,
выделяемых дополнительно
к фонду заработной платы в определенном
соотношении к выплатам,
осуществляемым за научную
степень педагогам, что
приведет к увеличению количества
научных работников среди
муниципальных служащих.
Анализ законов субъектов Российской
Федерации о наделении
органов местного самоуправления
государственными полномочиями
показал, что в большинстве
законов о наделении муниципальных
районов и городских округов,
а именно в субвенциях, предоставляемых
на их осуществление,
предусмотрены затраты на оплату
труда, количество штатных единиц
и наименование должностей,
но ни в одном законе о наделении
поселений данная статья расходов
не предусмотрена, так как в
них не указываются конкретные
статьи расходов.
Основными проблемными вопросами
в области оплаты труда
работников органов местного
самоуправления
поселений,
осуществляющих государственные
полномочия, на наш взгляд,
являются:
1. Осуществление государственных
полномочий дополнительно
возлагается на муниципального
служащего, исполняющего
должностные обязанности в
полном объеме по решению вопросов
местного значения. При
этом объем его работы значительно
увеличивается, требуются
особое внимание, специальные
знания, что отвлекает муниципального
служащего от решения
вопросов местного значения. В
результате
государственные
МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА N¹2/2009 СТАНДАРТ
Стр.1