О. Савранская
АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ,
ВОЗМОЖНОСТЕЙ И ОГРАНИЧЕНИЙ ПО ВОПРОСАМ
ОБУЧЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ И ДЕПУТАТОВ1
Предпосылки
и правовые основания
переподготовки
и повышения
квалификации
муниципальных
служащих
причин успеха местного самоуправления
1
В
современном мире одной из
является уровень
профессиональных знаний муниципальных
служащих. Знания –
это основа профессионализма
всех кадров и совершенствования
социальной структуры общества.
Для большинства муниципальных
(да и государственных)
служащих современного периода
характерно то, что база знаний
была получена ими в стране с
другим государственным устройством,
с особенной, социалистической
плановой экономикой при
наличии фактически одной формы
собственности, с авторитарным
и тоталитарным управлением,
при отсутствии самостоятельности
местного самоуправления.
Даже если специалист
получал знания после 1993 года,
все равно эти знания, как правило,
давали преподаватели, обученные
и работавшие в старой
системе. Даже при осознании
служащими произошедших кардинальных
изменений, им не хватает
знаний о работе государственного
механизма и местного
самоуправления в современных
условиях, знаний рыночной экономики,
новых форм управления.
Таким образом, практически для
всех муниципальных служащих
1 Подготовлено в рамках Проекта
«Поддержка внедрения закона об
общих принципах организации местного
самоуправления в РФ» (запущен
1 сентября 2006 ã. и завершится в
декабре 2007 г.; исполняется консорциумом
êîìïàíèé: Gruppo Soges,
Progeco,
Association
of
Local
Democracy Agenicies, AMPP и EPLC,
при всесторонней поддержке Делегации
Европейской Коммиссии в
Ðîññèè.) [www.msu131.ru]
2 Турчинов А.И. Профессионализация
и кадровая политика: проблемы
развития теории и практики. М.
Ôëèíòà, 1998.
стоит задача актуализации имеющихся
знаний и навыков управленческой
работы в связи с изменившимися
социальноэкономическими
и политическими
условиями.
Процесс развития управленческого
труда характеризуется усложнением
его содержания, качественными
изменениями в
трудовых функциях, а, следовательно,
и в обязанностях и в требованиях,
которые предъявляются
к персоналу управления2.
Сложность управленческого труда
требует специальной профессиональной
подготовки.
Развитие профессиональной
компетенции и компетентности
муниципального служащего требует
непрерывного обновления и
реализации комплекса профессиональных
знаний и практического
опыта
управления
экономическими,
социально-культурными
и политическими
процессами на территории
МО для достижения целей
местного
удовлетворения
самоуправления –
потребностей
жизнеобеспечения населения и
развития муниципального образования.
Основа развития муниципального
служащего как специалиста-управленца
– в системе
постоянного профессионального
образования (как основного,
так и дополнительного). Муниципальные
служащие овладевают
необходимыми навыками, умениями
управления главным образом
в процессе практической
деятельности. Как правило, они
имеют специальные знания в той
или иной отрасли (базовое профессиональное
высшее образование),
но недостаточную квалификацию
в области управления.
При этом надо учитывать постоянные
изменения требований к
управленческой деятельности, к
управленческой культуре.
Это приводит к слабому исэффективного
пользованию
в муниципальном
управлении новейших методов и
технологий, преобладанию в деятельности
муниципальных служащих
текущего оперативного
даже не управления, а руководства
отраслями муниципального
хозяйства. Муниципальные служащие
продолжают ассоциировать
себя со специалистом определенной
отрасли хозяйства, не
используют комплексный подход
в управлении, не видят муниципальное
образование и его потребности
в целом, не связывают
свою деятельность как управленца
с достижением поставленных
целей и решением задач местного
самоуправления. Практически
повсеместно исключительно низка
доля стратегического управления,
использования индикативных,
а не административных
методов, необходимого разделения
труда, оценки результатов,
использования информации и
информационных
технологий
управления, и, как следствие –
низкая эффективность муниципального
управления.
Еще одной проблемой обеспечения
качественного муниципального
управления и профессионального
мастерства, требующей
проведения обучения
муниципальных служащих, является
постоянное изменение законодательства
как в части компетенции
местного самоуправления,
так и в части содержания
деятельности. Это требует регулярного
обновления знаний в
области правовых основ деятельности.
Особенностью
муниципального
управления является многофакторность
при
принятии
управленческих
решений, их высокая
социальная значимость,
быстрая смена ситуации и ее
нестандартность и потребность в
быстром же принятии нестандартных
решений. Для этого
нужно развитие специальных
профессиональных навыков и
О. Савранская. Анализ законодательных требований, возможностей и ограничений …
51
Стр.1