МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ПО МУНИЦИПАЛЬНЫМ ВЫБОРАМ
Пособие подготовлено в рамках проекта Развитие местной демократии и самоуправления в России,
который реализовывался по программе сотрудничества ЕС и России (Тасис) в 20022004 гг. <...> 24/2;
Тел: (095) 933 0550; Факс: (095) 933 0555; www.ldsg.arcadis.ru
ЦЕЛЬ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ВЫБОРОВ
Целью муниципальных выборов должно являться
избрание в органы местного самоуправления лиц,
максимально отражающих предпочтения даже небольших социальных и политических групп избирателей и в конечном итоге избрание легитимных,
пользующихся доверием населения и в полной мере отражающих интересы этого населения органов
и должностных лиц местного самоуправления. <...> ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ОСНОВА
МУНИЦИПАЛЬНЫХ ВЫБОРОВ
При решении вопроса о наиболее предпочтительной системе выборов в данном муниципаль-
ном образовании следует помнить, что Федеральный закон Об основных гарантиях избирательных
прав граждан и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации не устанавливает
каких-либо ограничений, связанных с избранием
муниципальным образованием той или иной системы выборов. <...> б) по многомандатным округам (не более пяти
мандатов в одном округе); <...> При этом все указанные способы в одинаковой
мере могут использоваться муниципальными образованиями и включаться в Устав муниципального
образования. <...> Выборы в одномандатных и многомандатных округах могут проводиться: <...> а) по мажоритарной системе относительного
большинства, при которой избранным считается
кандидат, набравший относительно большее число
голосов по сравнению с другим кандидатом (кандидатами); <...> а) по системе закрытых (связанных) списков,
при которой избиратель голосует за список кандидатов в целом и не может изменить порядок размещения кандидатов в списке; <...> б) по системе открытых (свободных) списков,
при которой избиратель голосует не только за список кандидатов в целом, но и за каждого кандидата
в отдельности, чем может повлиять на изменение <...>
Методическое_пособие_по_муниципальным_выборам.pdf
В. Черников
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ПО МУНИЦИПАЛЬНЫМ ВЫБОРАМ
Пособие подготовлено в рамках проекта “Развитие местной демократии и самоуправления в России”,
который реализовывался по программе сотрудничества ЕС и России (Тасис) в 2002–2004 гг.
Программа Тасис является инструментом практической реализации Соглашения о партнерстве и сотрудничестве.
В рамках программы осуществляется обмен опытом между Россией и странами-членами
Европейского Союза по широчайшему спектру самых актуальных направлений, включая не только реформу
самоуправления, но и ядерную безопасность, финансы, развитие малых и средних предприятий и многие
другие. Программа сотрудничества в настоящее время включает в себя более 250 проектов и является
крупнейшей на территории СНГ. В реализации проектов европейские и российские эксперты участвуют в
равной степени. С 1991 года было успешно реализовано более 1700 проектов на сумму около 2,6 млрд.
евро.
Партнерами по проекту выступали с российской стороны: Конгресс муниципальных образований Российской
Федерации, с европейской стороны: консорциум в составе консалтинговой компании “ARCADIS”
(Нидерланды), Ассоциации муниципалитетов Нидерландов (VNG International) и Ассоциации местных властей
Великобритании (I&DeA).
Основная цель проекта – содействие становлению эффективной системы местного самоуправления в
России и создание общественных механизмов вовлечения граждан в осуществление местного самоуправления
и решение вопросов местного значения.
Офис ïðîåêòà: 125009, Ìîñêâà, óë. Òâåðñêàÿ, ä. 24/2;
Òåë: (095) 933 0550; Ôàêñ: (095) 933 0555; www.ldsg.arcadis.ru
ЦЕЛЬ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ВЫБОРОВ
Целью муниципальных выборов должно являться
избрание в органы местного самоуправления лиц,
максимально отражающих предпочтения даже небольших
социальных и политических групп избирателей
и в конечном итоге – избрание легитимных,
пользующихся доверием населения и в полной мере
отражающих интересы этого населения органов
и должностных лиц местного самоуправления.
Вот почему выбор той или иной избирательной
системы, по сути, является средством достижения
общественного согласия и политического равновесия.
Это процесс творческий и для каждого муниципального
образования строго индивидуальный.
Вместе с тем, базируется он как на нормах действующего
законодательства, так и на принципах общего
права, применяемых при организации выборов
во всем мире.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ОСНОВА
МУНИЦИПАЛЬНЫХ ВЫБОРОВ
При решении вопроса о наиболее предпочтительной
системе выборов в данном муниципальном
образовании следует помнить, что Федеральный
закон “Об основных гарантиях избирательных
прав граждан и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации” не устанавливает
каких-либо ограничений, связанных с избранием
муниципальным образованием той или иной системы
выборов. Закон гарантирует гражданам Российской
Федерации возможность участия в выборах
организуемых тремя способами:
а) по одномандатным округам;
б) по многомандатным округам (не более пяти
мандатов в одном округе);
в) по системе пропорционального представительства.
При
этом все указанные способы в одинаковой
мере могут использоваться муниципальными образованиями
и включаться в Устав муниципального
образования.
Субъект Российской Федерации в соответствии с
уже упомянутым выше законом и Федеральным законом
“Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации вправе:
а) устанавливать гарантии избирательных прав
граждан при проведении муниципальных выборов;
Черников В. Методическое пособие по муниципальным выборам
33
Стр.1