Т.И. МЕЕРЗОН, Л.М. СТЕПАНОВА, М.А. ЕРМАКОВА
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮШИЕ ТЕХНОЛОГИИ
В ПРОЦЕССЕ ФИЗКУЛЬТУРНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Учебное пособие
Оренбург
Издательство ОГПУ
2011
УДК 372.8:613
ББК 74.26
М41
Рецензенты <...> Учебное пособие для студентов педагогических вузов по
специальности «Физическая культура» /Т.И. Меерзон, Л.М. Степанова, М.А.
Ермакова; Мин-во образования и науки РФ, Федер. агентство по
образованию, Оренб. гос. пед. ун-т. <...> В учебном пособии рассмотрены используемые в школе здоровьесберегающие
технологии, позволяющие успешно решать проблему охраны, формирования и развития
здоровья всех участников педагогического процесса. <...> Укрепление здоровья должно
рассматриваться в качестве ключевой задачи, ответственность, за решение
которой должны разделить государство, бизнес, гражданское общество,
школа, семья и каждый человек. <...> Понятие "здоровьесберегающие образовательные технологии" (ЗОТ)
появилось в педагогическом лексиконе в последние несколько лет и до сих
пор
воспринимается
гигиенических
многими
мероприятий.
педагогами
Это
как
аналог
свидетельствуют
об
санитарноискаженном
понимании термина "здоровьесберегающие образовательные технологии",
примитивных представлениях о содержании работы, которую должна
проводить школа для осуществления своей важнейшей задачи - сохранения и
укрепления здоровья учащихся [30, 31]. <...> В
этих
условиях
здоровьесбережения
особую
учащихся,
актуальность
которая
приобретает
отражает
новые
проблема
подходы
к
здравотворческой деятельности и сохранению здоровья подрастающего
поколения,
а
современная
здоровьесберегающих
разностороннее
школа
технологий
развитие
личности
находится
обучения,
с
в
поиске
новых
предусматривающих
учетом
индивидуальных,
психофизиологических и интеллектуальных возможностей. <...> Педагогические проблемы сохранения здоровья учащихся
Проблема здоровья сейчас волнует всех и каждого. <...> Для оценки состояния здоровья детского населения [7, 38, 29],
определения
критериев <...>
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮШИЕ_ТЕХНОЛОГИИ__В__ПРОЦЕССЕ_ФИЗКУЛЬТУРНОГО_ОБРАЗОВАНИЯ_.pdf
УДК 372.8:613
ББК 74.26
М41
Рецензенты
Н.В. Сократов, доктор медицинских наук, профессор
П.П. Тиссен, кандидат педагогических наук, доцент
Меерзон Т.И.
Здоровьесберегающие технологии в процессе физкультурного
образования. Учебное пособие для студентов педагогических вузов по
специальности «Физическая культура» /Т.И. Меерзон, Л.М. Степанова, М.А.
Ермакова; Мин-во образования и науки РФ, Федер. агентство по
образованию, Оренб. гос. пед. ун-т. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2011. - 151 с.
В учебном пособии рассмотрены используемые в школе здоровьесберегающие
технологии, позволяющие успешно решать проблему охраны, формирования и развития
здоровья всех участников педагогического процесса. Наряду с теоретическими вопросами
в работу включены практические рекомендации, описания методик, упражнения,
диагностические программы необходимые как в процессе обучения студентов, так и в
практической работе учителей физической культуры.
Пособие может быть полезным студентам и преподавателям всех факультетов
педагогического вуза, аспирантам, учителям общеобразовательных учреждений,
родителям школьников.
УДК 614.8:316.6(073)
ББК 68.69:60.55
М 41
© Меерзон Т.И. 2009
© Петров С.В.
© Оформление. Изд-во ОГПУ. 2011
2
Стр.2
Введение
Много веков назад отец истории Геродот говорил: «Когда нет здоровья
- молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы,
бесполезно богатство и бессилен разум». Укрепление здоровья должно
рассматриваться в качестве ключевой задачи, ответственность, за решение
которой должны разделить государство, бизнес, гражданское общество,
школа, семья и каждый человек. Особое место в охране здорового человека
занимает формирование общественного и индивидуального сознания,
ориентированного на личную ответственность за свое здоровье, включая
борьбу с вредными привычками, соблюдение мер безопасности
жизнедеятельности, использование средств защиты от вредных условий
труда, самоконтроль за состоянием здоровья и сохранение потребности в его
поддержании.
Неоспоримо, что основная задача школы - подготовить ребенка,
подростка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимое
образование. Но может ли каждый профессионально подготовленный
педагог, просто взрослый, ответственный человек бесстрастно относиться к
неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников, его
прогрессирующему ухудшению? Одним из ответов на этот, во многом
риторический вопрос и стала востребованность учителями и руководителями
образовательных учреждений здоровьесберегающих образовательных
технологий.
Понятие "здоровьесберегающие образовательные технологии" (ЗОТ)
появилось в педагогическом лексиконе в последние несколько лет и до сих
пор воспринимается многими педагогами как аналог санитарногигиенических
мероприятий. Это свидетельствуют об искаженном
понимании термина "здоровьесберегающие образовательные технологии",
примитивных представлениях о содержании работы, которую должна
проводить школа для осуществления своей важнейшей задачи - сохранения и
укрепления здоровья учащихся [30, 31].
3
Стр.3
По-разному понимают этот термин и преподаватели
общеобразовательных учреждений. Некоторые считают, что ЗОТ - это одна
или несколько новых педагогических технологий, альтернативных всем
другим, и поэтому можно выбирать: работать ли, например, по технологиям
С. Френе, В. Зайцева, М. Монтессори и т.д. или по "технологии
здоровьесбережения" [24].
Другой вариант понимания можно обозначить как «мифологизацию
представления о здоровьесберегающих технологиях»: будто никогда в
школах невиданное и обладающее чудодейственной эффективностью.
Повсеместное прогрессирующее ухудшение показателей здоровья
подрастающего поколения ставят перед органами управления образованием,
администрациями образовательных учреждений проблему поиска новых,
более совершенных, доступных и эффективных форм и методов работы, при
которых образование будет способствовать формированию здоровья, а не его
потере. Здоровье, по сути своей, должно быть первейшей потребностью
человека, но удовлетворение этой потребности, доведение её до
оптимального результата носит сложный, своеобразный, часто
противоречивый, опосредованный характер и не всегда приводит к
необходимому результату.
В этих условиях особую актуальность приобретает проблема
здоровьесбережения учащихся, которая отражает новые подходы к
здравотворческой деятельности и сохранению здоровья подрастающего
поколения, а
здоровьесберегающих
современная школа находится в поиске новых
технологий
разностороннее развитие личности с учетом индивидуальных,
психофизиологических и интеллектуальных возможностей.
обучения, предусматривающих
4
Стр.4