И. Н. Конобеевская
Парижская трилогия и ее автор
П. В. Анненков. Парижские письма
Серия "Литературные памятники"
Издание подготовила И. Н. Конобеевская
М., "Наука", 1983
OCR Бычков М. Н.
1
При всем своем национальном своеобразии русская освободительная мысль развивалась в одном
ритме с европейской. И если знаменитое письмо Белинского к Гоголю, этот манифест русского
освободительного движения 1840-х годов, по своему содержанию являлось отражением настроений
русских крепостных крестьян {Ленин В. И. О литературе и искусстве. М., 1979, с. 256.}, то факт его
появления в 1847 г. стоял в прямой связи с предгрозовой атмосферой, окутавшей Европу накануне
революции 1848 г.
Связи русской освободительной мысли с европейским революционным движением во многом
способствовала та полная и нацеленная информация, которую передовое русское общество получало от
своих представителей, подолгу живших в Европе.
Значительную роль в социально-политическом и культурном обмене молодой России с передовой
Европой сыграл Павел Васильевич Анненков, который в 1840-х годах был постоянным представителем
кружка Белинского в Европе.
Современный читатель знает П. В. Анненкова как автора интересных мемуаров, значительных
литературоведческих исследований, как критика, первого научного редактора и издателя собраний
сочинений А. С. Пушкина, автора его биографии, но мало кто знает Анненкова-публициста, автора
популярных в свое время "Писем из-за границы" и "Парижских писем", тем более, что после публикации
их в журналах они были переизданы всего один раз (Анненков и его друзья, с. 122--369).
Павел Васильевич Анненков (1812--1887) принадлежал к среде русского служилого дворянства
среднего достатка. Родился он в Москве в 1812 г. {Дата рождения Анненкова в разных изданиях
указывается по-разному, поскольку запись о его рождении сгорела вместе с церковью во время
московского пожара; 1812 г. как подлинная дата рождения Анненкова указана на основании копии
метрики, составленной по свидетельским показаниям (ЦГАЛИ, ф. 7, ед. хр. 28).}, а детство провел в
Симбирской губернии, в родовом поместье матери селе Чирькове {Биографические сведения об
Анненкове см.: Дорофеев, В. П. П. В. Анненков и его воспоминания. -- В кн.: Анненков П. В.
Литературные воспоминания. М., 1960, с. 5--40; Венгеров С. А. Критико-биографический словарь русских
писателей. СПб.. 1889, т, I, с. 601--612.}.
Учился Анненков в Петербургском горном корпусе, который оставил в 1832 г., так и не дойдя до
специальных классов. В том же году он становится вольнослушателем философского факультета
Петербургского университета, а в 1833 г. поступает на службу в министерство финансов. Однако служба
для Анненкова была лишь номинальной. В отличие от своих двух братьев, Федора Васильевича и Ивана
Васильевича, дослужившихся до генеральских чинов, Павел Васильевич не сделал карьеры и в чине
коллежского асессора оставил министерство, перейдя на положение неслужащего дворянина.
Небогатая внешними событиями молодость Анненкова, как и многих людей его поколения, была
наполнена богатым внутренним содержанием. Круг его интересов лежал в области науки, литературы,
искусства. Он член известных петербургских литературных кружков {Панаев И. И. Литературные
воспоминания.М., 1950, с. 105.}, завсегдатай петербургских театров (см. ЛН, т. 57, с. 309).
Духовным вождем его юности был Н. В. Гоголь. Анненков входил в тесный кружок близких
друзей писателя и был постоянным посетителем его субботних вечеров на Малой Морской (Лит.
воспоминания, с. 72--78). Гоголь, как видно, высоко ценил ум, наблюдательность и литературнокритические
способности Анненкова: не случайно у него в гоголевском кружке было прозвище Жюль, по
имени известного французского критика Жюля Жанена.
Именно Гоголь, общение с ним воспитали в Анненкове то глубокое уважение к реальной
действительности, объективной истине, которым впоследствии отличались все его произведения, а в
Стр.1