07_10_01.qxd
28.06.2010
17:56
Page 2
СОДЕРЖАНИЕ
ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
Основные положения, термины и определения менеджмента качества .................
3
ТРУДОВАЯ МОТИВАЦИЯ
Как изменения в оплате труда работников участковой службы поликлиник
повлияли на качество первичной медицинской помощи населению .......................
19
КАЧЕСТВО ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ МЕДПОМОЩИ
Оценка качества диагностики заболеваний с абдоминальным синдромом на
догоспитальном этапе и в стационаре ....................................................................
21
Эффективное проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий как
важнейшее условие обеспечения качества стоматологической помощи населению .. <...> 26
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ
Опыт подготовки экспертов и организаторов экспертизы качества медицинской
помощи в Санкт-Петербургской медицинской академии им. <...> 07_10_01.qxd
28.06.2010
17:56
Page 3
ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
Управление качеством медицинской помощи основывается на универсальных
принципах менеджмента качества. <...> 18 декабря 2008 г. приказом Федерального
агентства по техническому регулированию и метрологии N 470-ст. утвержден и
введен в действие новый ГОСТ Р ИСО 9000-2008 "Системы менеджмента качества. <...> Указанный стандарт идентичен международному стандарту ИСО 9000:2005 "Системы менеджмента качества. <...> Основные положения и словарь" (ISO 9000:2005 "Quality management systems Fundamentals and vocabulary") и введен взамен ГОСТ Р ИСО 9000-2001. <...> Требования"
(утв. приказом Федерального агентства
по техническому регулированию и метрологии от 18 декабря 2008 г. N 471ст.) устанавливает требования к системам менеджмента качества для тех случаев, когда организация должна продемонстрировать возможность изготавливать продукцию (оказывать услуги), отвечающую требованиям потребителей и
установленным к ней обязательным
требованиям, и направлен на повышение удовлетворенности потребителей;
- ГОСТ Р ИСО 9004:2000 содержит
рекомендации по повышению результативности и эффективности <...>
Вопросы_экспертизы_и_качества_медицинской_помощи_№7_2010.pdf
˚ ˇ„07_10_01.qxd 28.06.2010 17:56 Page 1
ВОПРОСЫ ЭКСПЕРТИЗЫ
И КАЧЕСТВА
МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
ТАТАРНИКОВ М.А. – главный редактор, д.м.н.
КОВАЛЕВ Е.В. – заместитель главного редактора
Редакционная коллегия:
ГАЙДАРОВ Г.М. – главный врач клиник, заведующий кафедрой общественного здоровья и
здравоохранения Иркутского государственного медицинского университета, д.м.н., профессор,
заслуженный врач Российской Федерации
ГОЛУБЕВА А.П. – профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения Московской
медицинской академии им. И.М. Сеченова, д.м.н., профессор
ГУРОВ А.Н. – заместитель директора по научно-организационной работе Московского
областного научно-исследовательского клинического института (МОНИКИ), д.м.н., профессор
ЕЛЬКИН И.О. – заместитель директора ГУЗ "Детская клиническая больница восстановительного
лечения. Научно-практический центр "Бонум"" (Свердловская обл.), д.м.н., профессор
КУЧЕРЕНКО В.З. – заместитель директора НИИ общественного здоровья и управления
здравоохранением, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения
Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова, д.м.н., профессор, член-корреспондент
РАМН, заслуженный деятель науки Российской Федерации
СТАРИКОВ К.А. – генеральный директор Центра изучения социально-экономических проблем
здравоохранения
СЫРЦОВА Л.Е. – заместитель директора НИИ общественного здоровья и управления
здравоохранением, заведующая кафедрой общественного здравоохранения с курсом
профилактической медицины факультета управления здравоохранением Московской
медицинской академии им. И.М. Сеченова, д.м.н., профессор
ФОМИН А.А. – заведующий курсом общественного здоровья и здравоохранения медицинского
факультета Петрозаводского государственного университета, д.м.н.
Учредитель:
ООО “ЦЕНТР ИЗУЧЕНИЯ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ
ПРОБЛЕМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ”
¹7 (èþëü)
2010 ã.
Мнение авторов статей не всегда совпадает с мнением редакции журнала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
ПИ ¹ ÔÑ77-21246 от 8 июня 2005 ã.
Выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в
сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия
Стр.1
˚ ˇ„07_10_01.qxd 28.06.2010 17:56 Page 2
СОДЕРЖАНИЕ
ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
Основные положения, термины и определения менеджмента качества .................
ТРУДОВАЯ МОТИВАЦИЯ
Как изменения в оплате труда работников участковой службы поликлиник
повлияли на качество первичной медицинской помощи населению .......................
КАЧЕСТВО ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ МЕДПОМОЩИ
Оценка качества диагностики заболеваний с абдоминальным синдромом на
догоспитальном этапе и в стационаре ....................................................................
Эффективное проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий как
важнейшее условие обеспечения качества стоматологической помощи населению
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ
Опыт подготовки экспертов и организаторов экспертизы качества медицинской
помощи в Санкт-Петербургской медицинской академии им. И.И. Мечникова .......
Положение о системе управления качеством медицинской помощи в учреждениях
государственной и муниципальной систем здравоохранения Вологодской области
ЗАЩИТА ПРАВ ПАЦИЕНТОВ
Лига защитников пациентов ....................................................................................
СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Первичная медицинская документация как доказательство по гражданскому делу
КАЧЕСТВО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Руководящие указания по применению ГОСТ Р ИСО 9001-2001 в сфере
образования .............................................................................................................
3
19
21
..26
34
38
44
47
54
"Âîïðîñû экспертизы и качества медицинской ïîìîùè" 2010 ã. ¹7(55)
2
Стр.2