11_09_01.qxd
25.10.2009
18:50
Page 3
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ КМП
ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ
МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
1
В среднем предприятия за допущенные дефекты платят до 40 % всех своих
доходов, т.е. почти половина производственных и кадровых ресурсов идет на
создание дефектной продукции и устранение этих дефектов. <...> Что происходит в
системе здравоохранения мы не знаем, т.к. такой статистики никто не ведет.
тратится на восполнение потерь в связи с низким качеством выпускаемой
продукции (доводка некачественной
продукции до стандарта), то экономисты в здравоохранении затрат на устранение брака при производстве медицинских услуг стараются не замечать,
мотивируя это сложностями учета затрат в медицинских учреждениях. <...> Межличностный аспект здравоохранения - использование социальных
наук, включая психологию и методы
Общие подходы к управлению качеством медицинской помощи
В настоящее время понятие "качество медицинской помощи" трактуется
очень широко. <...> Помимо тривиального
контроля за соблюдением стандартов,
оно включает постоянную проверку соответствия качества медицинских услуг
запросам и вкусам потребителей, непрерывное обновление сведений о
продукции конкурентов и т.п. <...> 11_09_01.qxd
25.10.2009
18:50
Page 4
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ КМП
ухода за пациентами, выраженные в
форме беседы, внимания к нуждам пациента, сочувствия (например, насколько хорошо пациент и/или его семья понимают, когда и как должно приниматься лекарство). <...> Любая система, в том числе и система здравоохранения, работает в единой
организационной технологии, которая
должна соответствовать определенным
принципам, где подразумевается: цель
работы системы, задачи, ее субъекты,
обязанности (функции), ответственность, права субъектов системы, в рамках которых она функционирует, а также время, в течение которого работает
система. <...> Потребители часто представляют собой внешнюю по
отношению к системе здравоохранения
сторону, и поэтому о них говорят как о
внешних потребителях. <...> Например <...>
Вопросы_экспертизы_и_качества_медицинской_помощи_№11_2009.pdf
˚ ˇ„11_09_01.qxd 25.10.2009 18:50 Page 1
ВОПРОСЫ ЭКСПЕРТИЗЫ
И КАЧЕСТВА
МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
ТАТАРНИКОВ М.А. – главный редактор, д.м.н.
КОВАЛЕВ Е.В. – заместитель главного редактора
Редакционная коллегия:
ГАЙДАРОВ Г.М. – главный врач клиник, заведующий кафедрой общественного здоровья и
здравоохранения Иркутского государственного медицинского университета, д.м.н., профессор,
заслуженный врач Российской Федерации
ГОЛУБЕВА А.П. – профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения Московской
медицинской академии им. И.М. Сеченова, д.м.н., профессор
ГУРОВ А.Н. – заместитель директора по научно-организационной работе Московского
областного научно-исследовательского клинического института (МОНИКИ), д.м.н., профессор
ЕЛЬКИН И.О. – заместитель директора ГУЗ "Детская клиническая больница восстановительного
лечения. Научно-практический центр "Бонум"" (Свердловская обл.), д.м.н., профессор
КУЧЕРЕНКО В.З. – заместитель директора НИИ общественного здоровья и управления
здравоохранением, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения
Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова, д.м.н., профессор, член-корреспондент
РАМН, заслуженный деятель науки Российской Федерации
СТАРИКОВ К.А. – генеральный директор Центра изучения социально-экономических проблем
здравоохранения
СЫРЦОВА Л.Е. – заместитель директора НИИ общественного здоровья и управления
здравоохранением, заведующая кафедрой общественного здравоохранения с курсом
профилактической медицины факультета управления здравоохранением Московской
медицинской академии им. И.М. Сеченова, д.м.н., профессор
ФОМИН А.А. – заведующий курсом общественного здоровья и здравоохранения медицинского
факультета Петрозаводского государственного университета, д.м.н.
Учредитель:
ООО “ЦЕНТР ИЗУЧЕНИЯ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ
ПРОБЛЕМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ”
¹11 (íîÿáðü)
2009 ã.
Мнение авторов статей не всегда совпадает с мнением редакции журнала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
ПИ ¹ ÔÑ77-21246 от 8 июня 2005 ã.
Выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в
сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия
Стр.1
˚ ˇ„11_09_01.qxd 25.10.2009 18:50 Page 2
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ КМП
Основы управления качеством медицинской помощи .............................................
Основные направления повышения качества профилактической помощи ...............
ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЛЕЧЕНИЯ
Проблемы безопасности в хирургии и пути их решения .........................................
ДОКАЗАТЕЛЬНАЯ МЕДИЦИНА
Доказательная медицина - это осмысленное принятие клинических решений ......
Концептуальные подходы к разработке клинико-организационных руководств как
эффективному инструменту улучшения организации и технологии оказания
медицинской помощи ..............................................................................................
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
Учение о комплексности в здравоохранении и системный подход к качеству
медицинской помощи ..............................................................................................
Правила по совершенствованию системы управления качеством оказания
медицинской помощи в организациях здравоохранения Республики Казахстан ....
ЗАЩИТА ПРАВ ПАЦИЕНТОВ
О некоторых правах родственников пациентов .......................................................
Права пациентов и треугольник страхования здоровья ..........................................
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ
Опыт реализации Концепции управления качеством медицинской помощи в
Московской области ................................................................................................
Стандарт качества предоставления государственных услуг в государственных
учреждениях здравоохранения Волгоградской области или их соответствующих
структурных подразделениях при оказании специализированной амбулаторнополиклинической
медицинской помощи ..................................................................
СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА КМП
Организация проведения социологического опроса (анкетирования) населения об
удовлетворенности доступностью и качеством медицинской помощи при
осуществлении обязательного медицинского страхования .....................................
72
26
56
64
65
3
13
15
20
24
66
69
"Âîïðîñû экспертизы и качества медицинской ïîìîùè" 2009 ã. ¹11(47)
2
Стр.2