07_09_01.qxd
30.06.2009
18:23
Page 3
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ МЕДИЦИНСКОЙ
ПОМОЩИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Зайцев С.Н. <...> 07_09_01.qxd
30.06.2009
18:23
Page 4
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
логические изменения заболевания,
осложнения лечения, заболеваемость
и смертность (Дуглас Дж. <...> Стандартами определены требования к качеству на
"Вопросы экспертизы и качества медицинской помощи" 2009 г. №7(43) <...> Стандарты системы менеджмента качества (СМК)
Стандарты серии ИСО-9000 безусловно могут быть использованы в
здравоохранении для повышения качества и культуры оказания медицинской помощи. <...> Принципы менеджмента качества носят универсальный характер и применимы практически ко
всем аспектам оказания медицинской помощи. <...> В настоящее
время в Российской Федерации утверждены основные стандарты СМК:
ГОСТ Р ИСО 9000-2001 "Системы
менеджмента качества. <...> Основные
положения и словарь", ГОСТ Р ИСО
9001-2001 "Системы менеджмента
качества. <...> Основные
положения и словарь" представляет
собой аутентичный текст международного стандарта ИСО 9000-2000
"Системы менеджмента качества. <...> Система менеджмента качества
может быть основой постоянного
улучшения с целью повышения удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон. <...> Я могла
"Вопросы экспертизы и качества медицинской помощи" 2009 г. №7(43) <...> По информации МК, администрация
Клинического госпиталя ГУВД не отрицает
факт врачебной ошибки и выражает готовность компенсировать нанесенный
ущерб. <...> Каждый гражданин имеет право в доступной для него форме получить
имеющуюся информацию о состоянии своего здоровья, включая сведения о
результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе,
методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского
вмешательства, их последствиях и результатах проведенного лечения. <...> Известны экспертные и судебные
случаи, когда правильное оформление
документации избавляло добросовестного <...>
Вопросы_экспертизы_и_качества_медицинской_помощи_№7_2009.pdf
˚ ˇ„07_09_01.qxd 30.06.2009 18:23 Page 1
ВОПРОСЫ ЭКСПЕРТИЗЫ
И КАЧЕСТВА
МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
ТАТАРНИКОВ М.А. – главный редактор, д.м.н.
КОВАЛЕВ Е.В. – заместитель главного редактора
Редакционная коллегия:
ГАЙДАРОВ Г.М. – главный врач клиник, заведующий кафедрой общественного здоровья и
здравоохранения Иркутского государственного медицинского университета, д.м.н., профессор,
заслуженный врач Российской Федерации
ГОЛУБЕВА А.П. – профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения Московской
медицинской академии им. И.М. Сеченова, д.м.н., профессор
ГУРОВ А.Н. – заместитель директора по научно-организационной работе Московского
областного научно-исследовательского клинического института (МОНИКИ), д.м.н., профессор
ЕЛЬКИН И.О. – заместитель директора ГУЗ "Детская клиническая больница восстановительного
лечения. Научно-практический центр "Бонум"" (Свердловская обл.), д.м.н., профессор
КУЧЕРЕНКО В.З. – заместитель директора НИИ общественного здоровья и управления
здравоохранением, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения
Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова, д.м.н., профессор, член-корреспондент
РАМН, заслуженный деятель науки Российской Федерации
СТАРИКОВ К.А. – генеральный директор Центра изучения социально-экономических проблем
здравоохранения
СЫРЦОВА Л.Е. – заместитель директора НИИ общественного здоровья и управления
здравоохранением, заведующая кафедрой общественного здравоохранения с курсом
профилактической медицины факультета управления здравоохранением Московской
медицинской академии им. И.М. Сеченова, д.м.н., профессор
ФОМИН А.А. – заведующий курсом общественного здоровья и здравоохранения медицинского
факультета Петрозаводского государственного университета, д.м.н.
Учредитель:
ООО “ЦЕНТР ИЗУЧЕНИЯ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ
ПРОБЛЕМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ”
¹7 (èþëü)
2009 ã.
Мнение авторов статей не всегда совпадает с мнением редакции журнала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
ПИ ¹ ÔÑ77-21246 от 8 июня 2005 ã.
Выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в
сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия
Стр.1
˚ ˇ„07_09_01.qxd 30.06.2009 18:23 Page 2
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
Проблемы совершенствования управления качеством медицинской помощи в
Российской Федерации ...........................................................................................
Забытая салфетка - системная ошибка или несчастный ñëó÷àé? ..........................
О совершенствовании оформления первичной медицинской документации ..........
Вашингтонским врачам запретили выписывать рецепты неразборчивым почерком
Медицина становится все более опасной ................................................................
ДОКАЗАТЕЛЬНАЯ МЕДИЦИНА
Доказательная медицина и качество медицинской помощи ...................................
КАЧЕСТВО ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ МЕДПОМОЩИ
Купирование хронического болевого синдрома - важнейшая составляющая
качества паллиативной помощи ...............................................................................
ВРАЧЕБНЫЕ ОШИБКИ
Классификация врачебных ошибок при оказании хирургической помощи .............
ВНУТРИБОЛЬНИЧНЫЕ ИНФЕКЦИИ
Профилактика внутрибольничных инфекций как направление борьбы за качество
медицинской помощи ..............................................................................................
Профилактика внутрибольничных инфекций в деятельности заместителя главного
врача по медицинской части ...................................................................................
ЗАЩИТА ПРАВ ПАЦИЕНТОВ
Письмо в редакцию .................................................................................................
СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
Основные положения ГОСТ Р ИСО 9004-2001 "Системы менеджмента качества.
Рекомендации по улучшению деятельности" (îêîí÷àíèå) .......................................
МАТЕРИАЛЫ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИХ КОНФЕРЕНЦИЙ
Экспертные проблемы безопасности в гинекологии ...............................................
Нормирование менеджмента качества медицинской помощи в детской
эндокринологии .......................................................................................................
3
8
12
15
15
16
19
27
29
55
60
61
76
77
"Âîïðîñû экспертизы и качества медицинской ïîìîùè" 2009 ã. ¹7(43)
2
Стр.2