Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 636046)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Нравственная философия П. Л. Лаврова: этико-категориальный анализ.

0   0
АвторыШалашников Геннадий Васильевич
Издательство[Б.и.]
Страниц140
ID165521
АннотацияМонография посвящена рассмотрению нравственной философии П. Л. Лаврова, выдающегося русского мыслителя, идеолога русского революционного народничества, как особой этической системы, которая имеет в своей основе философию позитивизма. Показаны основные системообразующие факторы, структурные элементы этического учения П. Л. Лаврова, дана их подробная характеристика. Автор исследования стремился показать, что этическое наследие П. Л. Лаврова уникально тем, что обращено практически ко всем сферам человеческой жизни, к целостному процессу функционирования социума, раскрывает закономерности социальных явлений, которые непосредственным образом связаны с уровнем нравственного развития общества. Книга адресуется преподавателям, аспирантам, студентам, а также всем тем, кто интересуется вопросами русской философии XIX века, этикой, историей философии.
Кому рекомендованостудентам вузов, аспирантам, преподавателям
УДКфилософия
ББКфилософия
Нравственная философия П. Л. Лаврова: этико-категориальный анализ. / Г.В. Шалашников .— : [Б.и.], 2010 .— 140 с. — URL: https://rucont.ru/efd/165521 (дата обращения: 17.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Монография посвящена рассмотрению нравственной философии П. Л. Лаврова, выдающегося русского мыслителя, идеолога русского революционного народничества, как особой этической системы, которая имеет в своей основе философию позитивизма. <...> Автор исследования стремился показать, что этическое наследие П. Л. Лаврова уникально тем, что обращено практически ко всем сферам человеческой жизни, к целостному процессу функционирования социума, раскрывает закономерности социальных явлений, которые непосредственным образом связаны с уровнем нравственного развития общества. <...> Эволюция нравственного чувства и начала морального творчества человека…………………………. <...> Понятие достоинства личности и его значение для характеристики нравственного прогресса и солидарности в обществе……………………. <...> …59 Глава II Этическая теория П. Л. Лаврова: анализ основных категорий……. <...> Понятие морального долга и нравственных обязанностей для обоснования действий критически мыслящей личности в обществе………………………94 <...> Творческое наследие П. Л. Лаврова имеет в этой связи важное значение: до настоящего момента, его этические идеи рассматривались не только отдельно от его философских и социологических концепций, но и в отрыве от этики русского революционного народничества в целом, нравственная философия же П. Л. Лаврова определялась лишь как некое метафизическое основание для его философского эволюционного учения - антропологизма. <...> Вместе с тем этика русского революционного мыслителя представляет собой особую систему, построенную на философии позитивизма, теорию морали, ещё не до конца изученную и оцененную. <...> Эту особенность подметил С. А. Левицкий, отмечая, высокий нравственный потенциал этической теории П. Л. Лаврова: «…человек имеет право на свой субъективный нравственный идеал, и что в своих действиях он нравственно обязан следовать этому идеалу»2. <...> И в этом плане этическое учение П. Л. Лаврова приобретает особую актуальность <...>
Нравственная_философия__П._Л._Лаврова__этико-категориальный_анализ..pdf
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Г. В. Шалашников Нравственная философия П. Л. Лаврова: этико-категориальный анализ. Москва – Тула 2007
Стр.1
2 Российский государственный социальный университет УМО вузов России по образованию в области социальной работы при Минобрнауки России Рецензенты: доктор философских наук, профессор Мелешко Е. Д. кандидат философских наук, профессор Гусова С. А. кандидат философских наук Аристов Р. В. Шалашников Г.В. Нравственная философия П. Л. Лаврова: этико-категориальный анализ: Монография. – Москва -Тула., 2007. – 140 с. Монография посвящена рассмотрению нравственной философии П. Л. Лаврова, выдающегося русского мыслителя, идеолога русского революционного народничества, как особой этической системы, которая имеет в своей основе философию позитивизма. Показаны основные системообразующие факторы, структурные элементы этического учения П. Л. Лаврова, дана их подробная характеристика. Автор исследования стремился показать, что этическое наследие П. Л. Лаврова уникально тем, что обращено практически ко всем сферам человеческой жизни, к целостному процессу функционирования социума, раскрывает закономерности социальных явлений, которые непосредственным образом связаны с уровнем нравственного развития общества. Книга адресуется преподавателям, аспирантам, студентам, а также всем тем, кто интересуется вопросами русской философии XIX века, этикой, историей философии. Рекомендовано к публикации Президиумом Совета УМО вузов России по образованию в области социальной работы. Протокол №1 от 15 февраля 2007г. © Российский государственный социальный университет © Г. В. Шалашников, 2007
Стр.2
3 ОГЛАВЛЕНИЕ. ВВЕДЕНИЕ….……………………………………………………...……………4 Глава I Теория П. Л. Лаврова как философско-этический антропоцентризм…...9 1.1. Социальные, антропологические и философско-теоретические истоки морального учения П. Л. Лаврова……………………………………....…. …...9 1.2. Эволюция нравственного чувства и начала морального творчества человека………………………….…………………….…………..……………..34 1.3. Роль стремления к наслаждению в генезисе нравственности индивида……………………………………………………………………..…..46 1.4. Понятие достоинства личности и его значение для характеристики нравственного прогресса и солидарности в обществе…………………….…59 Глава II Этическая теория П. Л. Лаврова: анализ основных категорий…….……83 2.1. Проблема справедливости. Соотношение понятий справедливости и свободной воли в контексте будущего торжества солидарности………....…83 2.2. Понятие морального долга и нравственных обязанностей для обоснования действий критически мыслящей личности в обществе………………………94 2.3. Нравственный поступок как моральный феномен деятельного противления………………………………………………………………….....105 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….....120 БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………....125 ПРИМЕЧАНИЯ………………………………….…………………...…….....131 ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………….……...….....132
Стр.3
4 Введение Интерес исследователей к русской философии в конце XIX – начале XX века обусловлен объективными причинами: обращение к идейному наследию выдающихся русских мыслителей XIX века даёт возможность преодолеть внутреннее духовное опустошение российского общества. Особенность русской философской мысли заключалась в том, что нравственная проблематика занимала в ней главенствующее положение. С. Л. Франк, подчёркивая эту нравственную доминанту русской философской мысли, писал: «…при самом глубоком и тонком понимании этого «дела», именно как внутренней работы нравственного совершенствования, общие предпосылки умонастроения те же: дело остается именно «делом», т.е. по человеческому замыслу и человеческими силами осуществляемая планомерная мировая реформа, освобождающая мир от зла и тем осмысливающая жизнь»1. Россия начала XXI века не ушла от животрепещущих нравственных и социальных проблем: в связи со строительством в современной России гражданского общества, правового государства, процессами, в основе которых – коренная переоценка ценностей, которая невозможна без осознания значимости исторического прошлого. В такой момент важно преодолеть возможную духовно-нравственную деформацию в обществе, которая может привести к всеобщему нигилизму. Именно поэтому, особую актуальность приобретает обращение к традициям русской нравственной философии, к многообразию теорий. Творческое наследие П. Л. Лаврова имеет в этой связи важное значение: до настоящего момента, его этические идеи рассматривались не только отдельно от его философских и социологических концепций, но и в отрыве от этики русского революционного народничества в целом, нравственная философия же П. Л. Лаврова определялась лишь как некое метафизическое основание для его философского эволюционного учения - антропологизма. Вместе с тем этика русского революционного мыслителя представляет собой особую систему, построенную на философии позитивизма, теорию морали, ещё не до конца изученную и оцененную. Этика П.Л. Лаврова приобретает особую актуальность в наш динамичный век, так как является этикой действия, как интеллектуального, так и практического, направленного на преобразование социальной реальности. Эту особенность подметил С. А. Левицкий, отмечая, высокий нравственный потенциал этической теории П. Л. Лаврова: «…человек имеет право на свой субъективный нравственный идеал, и что в своих действиях он нравственно обязан следовать этому идеалу»2. Только в систематической работе над собой и на благо других, личность может приблизиться к нравственному идеалу, к его воплощению в реальность. Этика П. Л. Лаврова уникальна тем, что обращена практически ко всем сферам человеческой жизни, к целостному процессу функционирования социума. В условиях построения правового государства и гражданского общества важно сформировать устойчивое правосознание и стремление к
Стр.4

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ