Философия образования
ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ СТАТЕЙ ДЛЯ АВТОРОВ
1. <...> «Философия образования» официальный журнал, учрежденный
Научно-исследовательским институтом философии образования Новосибирского государственного педагогического университета и Институтом
философии и права СО РАН, в котором публикуются: <...> Е-mail: nnalivaiko@mail.ru
Телефон: (383) 244-16-71
Сайт журнала: http://phil-ed.ru
291
Философия образования
ЖУРНАЛ
«ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
Главный редактор
доктор философских наук Н. В. Наливайко
Издательство СО РАН представляет новый журнал
для профессионалов широкого гуманитарного профиля:
педагогов, психологов, социологов, философов, аспирантов и студентов вузов. <...> РАО
доктор философских наук, профессор, академик РАО
доктор педагогических наук, профессор
доктор философских наук,
проректор по научной работе ГОУ ВПО НГПУ
директор Института философии и политических
наук, академик НАН РК (Казахстан)
доктор философских наук, профессор
доктор философских наук, профессор (Чехия)
доктор философских наук, профессор
доктор экономических наук, проректор по учебной
работе (заочное образование) ГОУ ВПО НГПУ
доктор философских наук, заместитель
председателя Комитета по образованию
Государственной Думы РФ
академик РАН, президент
Российского философского общества
доктор философских наук, директор
Института философии и права СО РАН
доктор педагогических наук, профессор,
академик АПСН
доктор философских наук, профессор
доктор философских наук, профессор (Чехия)
доктор философских наук, профессор
доктор философских наук, профессор
СОДЕРЖАНИЕ
Слово редактора ................................................................................................................ 3
Раздел I. <...> МЕТОДОЛОГИЯ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ:
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
Сибирское отделение Барахтенова Л. А., Ефремова О. А. <...> . Методологические алгоритмы оценки
Журнал включен
в Перечень ведущих
рецензируемых
научных изданий и
журналов, рекомендуемых Высшей
аттестационной
комиссией для
публикации <...>
Философия_образования_№2_2011.pdf
Философия образования
ЖУРНАЛ
«ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
доктор философских наук Н. В. Наливайко
Издательство СО РАН представляет новый журнал
для профессионалов широкого гуманитарного профиля:
педагогов, психологов, социологов, философов, аспирантов
и студентов вузов.
Журнал основан в 2002 г. Учредитель – Научноисследовательский
институт философии образования
Новосибирского государственного педагогического университета
и Институт философии и права СО РАН.
Все статьи, поступающие для публикации в редакцию журнала, проходят экспертизу
членов Экспертного совета. Порядок рассмотрения статей следующий.
После регистрации статья направляется главным редактором для «внутреннего»
рецензирования тому из членов редколлегии, научная специализация которого наиболее
близка тематике статьи. Проработав статью и убедившись в ее соответствии
тематике журнала, член редколлегии передает статью члену Экспертной комиссии
из числа авторитетных специалистов, непосредственно работающих над проблемами,
затрагиваемыми в статье. Эксперт должен представить отзыв, дающий в свободной
форме ответ на следующий круг вопросов:
1. Соответствует ли статья тематике журнала.
2. Являлась ли источником рецензируемой работы реальная научная проблема либо
задача. Сумели ли авторы ясно сформулировать ее.
3. Сумели ли они позиционировать себя среди других исследователей, работающих
над этой проблемой. Насколько оригинален их подход к ее решению. Полон ли
список литературных ссылок. Какие новые знания приобретены благодаря предлагаемой
работе.
4. Какие ошибки и упущения были обнаружены. Насколько последовательно и
ясно изложен материал статьи. Какие части статьи могут быть сокращены, какие
требуются добавления.
5. Может ли быть статья опубликована:
– в представленном виде (или с прилагаемым перечнем редакционных правок);
– при условии серьезных исправлений по замечаниям рецензента;
– она должна быть отклонена.
Если эксперт обнаруживает в статье существенные недостатки, устранение которых
он ставит условием публикации, автор должен устранить эти недостатки. Редакция
оставляет за собой право исправлять ошибки на стадии редактирования статьи.
Результаты экспертизы и рецензирования рассматриваются на заседании редколлегии
журнала, которая может принять решение о публикации, направить статью на
повторное рецензирование или отклонить ее. В последнем случае автору направляется
мотивированный отказ. В этом и во всех других случаях предоставления авторам
рецензий редакция гарантирует анонимность экспертизы и рецензирования.
Рецензии хранятся в редакции 5 лет и могут предоставляться ВАК по ее запросу.
Подписаться на журнал вы сможете в Издательстве СО РАН .
Отдел маркетинга: Ардеева Альбина Витальевна
Òåë./Ôàêñ: (383) 330-17-58; Ôàêñ: (383) 333-37-55
Стоимость номера 600 руб.
Адрес Издательства СО РАН: Россия,
630090, à/ÿ 187, Новосибирск, Морской ïðîñïåêò, 2.
Статьи высылать:
e-mail: nnalivaiko@mail.ru
ñàéò: www. phil-ed.ru
Àäðåñ: Ðîññèÿ, 630126, Новосибирск, ÍÃÏÓ, óë. Вилюйская, 28, òåë. (383) 244-16-71.
292
Главный редактор
Стр.3
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ¹ 2 (35) 2011
Редакционная коллегия:
главный редактор,
доктор философских
наук, профессор,
директор НИИ
ФО НГПУ
заместитель главного
редактора, доктор
философских наук,
профессор
ученый секретарь
журнала, кандидат
философских наук
ISSN 1811–0916
Учредители:
ГОУ ВПО
«Новосибирский
государственный
педагогический
университет»,
Научно-исследовательский
институт
философии образования
Сибирское
отделение
РАН Институт
философии и права
Журнал включен
в Перечень ведущих
рецензируемых
научных изданий и
журналов, рекомендуемых
Высшей
аттестационной
комиссией для
публикации
основных научных
результатов
диссертаций на
соискание ученых
степеней кандидата
и доктора наук
Журнал включен
в Российский индекс
научного цитирования
Свидетельство
ПИ ¹ 77-12553
© НИИ ФО
ÍÃÏÓ, 2011
доктор биологических наук, профессор,
ректор ГОУ ВПО НГПУ
доктор физико-математических наук, чл.-кор. РАО
доктор философских наук, профессор, академик РАО
доктор педагогических наук, профессор
доктор философских наук,
проректор по научной работе ГОУ ВПО НГПУ
директор Института философии и политических
наук, академик НАН РК (Казахстан)
доктор философских наук, профессор
доктор философских наук, профессор (Чехия)
доктор философских наук, профессор
доктор экономических наук, проректор по учебной
работе (заочное образование) ГОУ ВПО НГПУ
доктор философских наук, заместитель
председателя Комитета по образованию
Государственной Думы РФ
академик РАН, президент
Российского философского общества
доктор философских наук, директор
Института философии и права СО РАН
доктор педагогических наук, профессор,
академик АПСН
доктор философских наук, профессор
доктор философских наук, профессор (Чехия)
доктор философских наук, профессор
доктор философских наук, профессор
СОДЕРЖАНИЕ
Слово редактора ................................................................................................................ 3
Раздел I. МЕТОДОЛОГИЯ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ:
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
Барахтенова Ë. À., Ефремова Î. À. (Íîâîñèáèðñê), Киринюк À. À.
(Москва). Методологический аспект проектирования и разработки
системы эвалюации ..................................................................................................... 5
Наумов Р. Ю. (Барнаул). Методологические алгоритмы оценки
государственных реформ (íà примере сферы образования Ðîññèè) ............. 11
Арташкина Т. А. (Владивосток). Особенности функционирования канала
образования в культуре информационного общества ....................................... 22
Грешилова И. А. (Чита). Философская ориентация в образовательном процессе30
Григоров Е. В. (Барнаул). Консерватизм и традиционализм как признаки
системы образования ................................................................................................ 38
Тебенькова Е. А. (Курган). Философия созерцания для гуманизации
образования ................................................................................................................. 47
Панковский С. В. (Новосибирск). Образовательный аспект развития
ноосферной цивилизации ......................................................................................... 54
Наливайко Н. В., Петров В. В. (Новосибирск). Инновационное
образование в России: внедрение или изучение зарубежного опыта? .......... 62
Раздел II. ГУМАНИТАРНАЯ КУЛЬТУРА И ВОПРОСЫ
ФИЛОСОФИИ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ
Бабошина Е. Б. (Курган). Структурное содержание гуманитарной
культуры личности .................................................................................................... 71
Килина Т. С. (Новосибирск). Формирование дисциплинарной структуры
гуманитарного образования в европейской культуре ....................................... 79
Волынкина Н. В. (Воронеж). Психолого-педагогические условия
развития творческой личности в контексте современной
социополикультурной среды ................................................................................... 86
Зайцева Т. И. (Новосибирск). Концепция личности в размышлениях
русских либералов (социально-философский àíàëèç) ...................................... 94
Аксенова Л. А. (Новосибирск). Анализ особенностей межличностных
отношений как отражение жизненных ценностей ñòóäåíòîâ......................... 99
Куклина Н. Б. (Новосибирск). Духовность как фактор социальной
адаптации личности и ориентир современного образования ........................ 104
1
Í.
В
.
Наливайко
À. Ä. Ãåðàñ¸â
À.
Æ.
А. А. Корольков
П
Жафяров
.
О
.
В. Майер
Á.
Лепин
В. И. Паршиков
А. Н. Нысанбаев
Â. È. Панарин
Н. Пелцова
Í. Ñ. Рыбаков
Í. À. Ряписов
Î.
Ò. Ñ. Косенко
Í.
Смолин
Â.
Ñ.
Ст¸пин
Â.
Â.
Целищев
Я. С. Турбовской
Н
.
Å. Â. Ушакова
А. Хогенова
À.
Н
.
Чумаков
Ì.
Чуринов
Стр.4
Горелова Е. В., Седова Н. Ф. (Комсомольск-на-Амуре). Философское
обоснование гражданского и патриотического воспитания .......................... 112
Мазуренко Я. А. (Новосибирск). Особенности развития эмпатии у подростков
и молодых людей в контексте воспитания и социального взаимодействия ... 118
Поцукова Т. А. (Новосибирск). Поиск и осмысление методологических
основ воспитательной деятельности ................................................................... 124
Демидчик А. Е., Динельт А. В. (Новосибирск). Древнеегипетская
предыстория аксиологии образования ................................................................ 130
Раздел III. ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ВОСТОЧНОЙ ТРАДИЦИИ
Маврин С. А. (Омск), Шевченко Н. Л. (Павлодар, Республика Казахстан).
Система взаимодействий в дистанционном высшем профессиональном
образовании Казахстана, развивающая конкурентоспособность молодых
специалистов ............................................................................................................. 135
Ашилова М. С. (Алматы, Республика Казахстан). Целостное видение основы
современного образования (на основе русской и казахской философии) ....... 143
Раздел IV. ПРОБЛЕМЫ МОЛОДЕЖИ
В ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Кушнерова Ю. Ю., Дмитриева Н. В. (Новосибирск). Профилактика
юношеской пивной и наркотической аддикции при формировании
эго-идентичности посредством системы îáðàçîâàíèÿ.................................... 150
Руди А. Ш. (Омск). Когнитивные противоречия в формировании
конфликтоустойчивости ........................................................................................ 155
Бойкова О. И. (Дубна). Социальный потенциал студенческой молодежи:
актуальные детерминанты .................................................................................... 162
Крутько Е. А. (Новосибирск). Социализация и асоциализация безнадзорных
детей как философская проблема ........................................................................ 166
Николина О. И. (Омск). Роль воображения в воспитании человека
в культуре средневековой Европы ...................................................................... 171
Раздел V. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ, ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Ежов В. С. (Новосибирск). Виртуальная эстетика символов в социальной
деятельности ............................................................................................................. 179
Сухарев À. È. (Îìñê), Шаляпин Î. Â. (Íîâîñèáèðñê). Проблемы
художественного образования .............................................................................. 188
Филановская Т. А. (Владимир). Факторы динамики хореографического
образования в контексте историко-культурологического исследования ... 195
Сидорова О. В. (Барнаул). Культурологический потенциал работы с будущими
родителями в Государственном художественном музее Алтайского края 203
Кондратьева У. Г. (Новосибирск). Социокультурные условия развития
личности и феномен «социальной желательности» ........................................ 208
Доценко Т. Э. (Бийск). Гуманистический идеал в образовательном процессе .... 215
Сизова Н. Н. (Зеленогорск). Принцип единства обучения и воспитания
в процессе совершенствования личности ......................................................... 222
Раздел VI. ВОПРОСЫ РЕКЛАМЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
Марухно Д. Ю. (Новосибирск). Нормативно – интерпретативное
понимание феномена рекламы в гуманитарном образовании ...................... 229
Пискорская С. Ю. (Красноярск). К вопросу о рекламном образовании
в технических вузах ................................................................................................ 235
Безродная Л. В. (Новосибирск). Роль рекламы в социальном управлении
здоровьем ................................................................................................................... 240
Раздел VII. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
Киенко Е. В., Морозова И. С. (Кемерово). Профессиональные аспекты
самореализации личности ...................................................................................... 247
Барахович И. И. (Красноярск). Коммуникативный аспект стандарта
профессиональной деятельности ......................................................................... 253
Цигулева О. В. (Новосибирск). Современное состояние негосударственного
сектора высшего профессионального образования и перспективы его
развития ..................................................................................................................... 260
Легенчук Д. В. (Курган). Принципы концепции преемственности
среднего и высшего профессионального образования .................................... 266
Черникова Л. В. (Новосибирск). Профессиональная успешность
в современном образовании (социально-философский àíàëèç) ................... 271
Шевченко Н. Л. (Павлодар, Республика Казахстан). Сущность и структура
конкурентоспособности выпускника учреждения дистанционного
высшего профессионального образования ......................................................... 279
Правила оформления статей для авторов .................................................................. 290
2
ФИЛОСОФИЯ
ОБРАЗОВАНИЯ
¹ 2 (35) 2011
Издание осуществлено
при финансовой
поддержке
гранта администрации
Новосибирской
области
¹ 116 от
04.03.2011
Редакторы
À. Ã. Махова
В. И. Смирнова
Переводчик
Л. Б. Вертгейм
Оператор
электронной
верстки
Þ. Â. Ïóøêàð¸â
Корректор
Ò. Ñ. Косенко
Адрес редакции:
630126
Новосибирск,
óë. Вилюйская, 28
ò. 244-16-71
Подписано в печать
10.06.2011
Формат 70×108/16
Печать офсетная.
Бумага офсетная.
Óñë.-ïå÷. 24.5 ë.
Ó÷.-èçä. 25.0 ë.
Тираж 1000 ýêç.
Заказ ¹ 210
Издательство
СО РАН
630090
Новосибирск,
Морской
проспект, 2
Стр.5