Я. С. Турбовской
ISSN 18110916
Учредители:
Новосибирский
государственный
педагогический
университет,
Научно-исследовательский институт
философии образования <...> ИННОВАЦИОННО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ
диссертаций на
ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
соискание ученых
степеней кандидата Сырмолотов И. В. <...> . Философия образования: постиндустриальная реальность и культурно-антропологическая перспектива ........... 163
Картавцева А. П. <...> . Инновационные изменения
в современной системе образования: философский анализ ......................... 210
ФИЛОСОФИЯ
ОБРАЗОВАНИЯ
№ 2 (31) 2010
Издание
осуществлено
при финансовой
поддержке
гранта администрации
Новосибирской
области
№ 293 от
22.06.2010
Редакторы <...> ВОПРОСЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
Лелюшкина К. С. <...> 3
Философия образования
НГПУ располагает развитой информационно-образовательной средой:
функционирует магистральная кабельная сеть; существуют внутривузовский сайт Интранет, система Web-сайтов факультетов и институтов; образовательные сайты; официальный сайт вуза (http://www.nspu.ru), функционирует современный издательско-полиграфический комплекс. <...> В учебном процессе используется более 300 электронных и сетевых курсов, более
500 сертифицированных банков программно-дидактических тестовых
материалов. <...> Концептуальные проблемы философии образования
development is awareness and mastering the principles of ordering. <...> Россия, в отличие от Европы, не унаследовала культуру ведения диспутов в качестве системообразующей основы образования, а также аргументационную практику Нового времени. <...> Концептуальные проблемы философии образования
Учитывая вышесказанное, обязательным условием интеграции в современное общество выступает наличие развитой аналитической способности, а также знание правил связи понятий между собой и навыки
пользования ими. <...> А. Ю. Наумова (Новосибирск)
Глобальность образования напрямую касается международных отношений, в которых важен базисный интеллект населения каждого государства. <...> А. Ю. Наумова <...>
Философия_образования_№2_2010.pdf
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ¹ 2 (31) 2010
Редакционная коллегия
главный редактор,
доктор философских
наук, профессор,
директор НИИ
ФО НГПУ
заместитель главного
редактора, доктор
философских наук,
профессор
доктор биологических наук, профессор,
ректор ГОУ ВПО НГПУ
доктор философских наук, профессор, чл.-кор. РАО
доктор физико-математических наук, чл.-кор. РАО
доктор философских наук, профессор, академик РАО
доктор педагогических наук, профессор
доктор философских наук,
проректор по научной работе ГОУ ВПО НГПУ
доктор философских наук, профессор
(Карлов университет, Чехия)
доктор философских наук, профессор
доктор философских наук, чл.-кор. РАО,
заместитель председателя Комитета
по образованию Государственной Думы РФ
академик РАН, президент
Российского философского общества
доктор философских наук, директор
Института философии и права СО РАН
доктор педагогических наук, профессор,
академик АПСН
ISSN 1811–0916
Учредители:
Новосибирский
государственный
педагогический
университет,
Научно-исследовательский
институт
философии образования
Институт
философии
и права СО РАН
Журнал включен
в Перечень ведущих
рецензируемых
научных изданий и
журналов, рекомендуемых
Высшей
аттестационной
комиссией для
публикации
основных научных
результатов
диссертаций на
соискание ученых
степеней кандидата
и доктора наук
Журнал включен
в российский индекс
научного цитирования
Свидетельство
ПИ ¹ 77-12553
© НИИ ФО
ÍÃÏÓ, 2010
доктор философских наук, профессор
доктор философских наук, профессор
доктор философских наук, профессор
СОДЕРЖАНИЕ
слово президента Новосибирского государственного
педагогического университета
........................................... 3
Раздел I. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Ярославцева А. В. (Новосибирск). Логика в системе высшего образования .... 6
Наумова А. Ю. (Новосибирск). Международный аспект формирования
базисного интеллекта в образовании ................................................................... 12
Пискорская С. Ю., Землянская Е. А. (Красноярск). О деятельностном
подходе в образовательной теории и практике ................................................. 21
Кренев Ю. А. (Ульяновск). Аргументативные процедуры в преподавании
философии .................................................................................................................. 26
Дуреев С. П. (Красноярск). Образование как деятельность
по формированию местного сообщества ............................................................. 33
Камашев С. В. (Новосибирск). Глобализация как социальный феномен:
анализ происхождения и функции ........................................................................ 37
Попова Г. В. (Санкт-Петербург). Философская сущность понятия
«ðàçâèòèå» ................................................................................................................... 45
Жилин В. И. (Тара, Омской обл.). Образовательные системы:
кибернетизм и синергетизм ................................................................................... 49
Раздел II. ИННОВАЦИОННО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ
ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Сырмолотов И. В. (Новосибирск). Инновационные технологии в концепции
развития политехнического образования ........................................................... 57
Погорадзе А. А., Сивохина Л. Н. (Новосибирск). Информационные
технологии в рамках многоуровневого образования ....................................... 63
Углев В. А. (Абакан). О специфике индивидуализации обучения
в автоматизированных обучающих ñèñòåìàõ..................................................... 68
Валеева М. А. (Оренбург). Использование интерактивных методов
обучения студентов в образовательной среде вуза .......................................... 75
Монгуш М. В. (Новосибирск). Инновационный подход к контролю
качества знаний по математике ............................................................................ 82
Акулова Ю. В. (Новосибирск). Развитие технического творчества
учащихся при обучении ôèçèêå............................................................................. 86
1
Í.
В
.
Наливайко
À. Ä. Ãåðàñ¸â
Â.
À.
А. Жафяров
Æ.
Дмитриенко
.
О
.
А. А. Корольков
П
В. Майер
Á.
Лепин
В. И. Паршиков
Н. Пелцова Смолин
Í.
Í. Ñ. Рыбаков
Î.
Â.
Ñ.
Степин
Â.
Â.
Целищев
Я. С. Турбовской
Н
.
Н
.
Å. Â. Ушакова
À.
Ï. Â. Лепина
Чумаков
Ì.
Чуринов
75 лет ðàçâèòèÿ:
Стр.1
Раздел III. ГЛАВЫ ИЗ КНИГИ É. ШМАЙСА
«ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОНТОЛОГИЯ»
Шмайс Й.(Брно, Чешская Республика). Глава I. От онтологии к политике . 94
Раздел IV. ВОПРОСЫ ЭКОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
Очиров М. Н., Шадаров Б. Г. (Улан-Удэ). Образовательные перспективы
экологической этики ............................................................................................. 106
Татаринцев В. О. (Архангельск). Традиционная экологическая культура
народов Севера в контексте современного образования .............................. 112
Раздел V. ИЗ ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Бондарева Я. В. (Москва). Русская религиозная философия между трансцендентизмом
и пантеизмом (к вопросу о методологических основаниях
русской религиозной философии) ...................................................................... 117
Тимощук Е. А. (Владимир). Феноменология Р. Ингардена
в образовательном процессе ................................................................................ 125
Петров В. В. (Новосибирск). Генезис элитного образования и его функции
в современном обществе ...................................................................................... 130
Панова О. Б. (Томск). Антропология Канта и идея воспитания человека
в современной культуре ....................................................................................... 137
Раздел VI. СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ
СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Калюжина Е. В. (Курган). «Три волны» истории социокультурного
института высшего образования ......................................................................... 145
Гурьянов А. С. (Красноярск). Социализация личности в процессе
образования .............................................................................................................. 152
Пак Л. Г. (Оренбург). О социализации студента в образовательном
процессе вуза ........................................................................................................... 157
Сигнаевская О. Р. (Екатеринбург). Философия образования: постиндустриальная
реальность и культурно-антропологическая перспектива ........... 163
Картавцева А. П. (Прокопьевск), Морозова И. С. (Кемерово).
Университетское образование в условиях филиала ....................................... 170
Гордина О. В. (Иркутск). Принципы образования взрослых в деятельности
высшей народной школы ....................................................................................... 178
Урбан О. А. (Новокузнецк). О развитии системы дополнительного
образования (äëÿ предпринимательской деятельности) ............................... 184
Гусев Ю. В., Половова Т. А. (Новосибирск). Общество и образовательная
ñðåäà: проблемы формирования системы ценностей ..................................... 192
Лысюк А. А., Трофимов В. М. (Новосибирск). Компетентностный
подход к организации учебного практикума ................................................... 199
Иринчеев А. А. (Улан-Удэ). Профессиональная компетентность:
методология развития ............................................................................................ 204
Пушкар¸в Ю. В. (Новосибирск). Инновационные изменения
в современной системе образования: философский анализ ......................... 210
Раздел VII. ВОПРОСЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
Лелюшкина К. С. (Томск). Концептуальная основа как компонент модели
обучения личностно ориентированному общению ......................................... 216
Китайгородская Г. И. (Сыктывкар). Системное мышление
и его структура ........................................................................................................ 221
Тетенов С. А., Морозова И. С. (Кемерово). Факторы самоактуализации
личности .................................................................................................................... 228
Левшунова Е. Н. (Новосибирск). Взаимосвязь агрессивности
и алекситимически подобных проявлений личности ..................................... 233
Беляева Л. А., Семенова Ю. А. (Екатеринбург). Толерантность
в структуре гражданской идентичности личности ......................................... 240
Белякова Е. Г. (Тюмень). Понимание как механизм
смыслоориентированного образования ............................................................. 247
Раздел VII. ИНФОРМАЦИЯ
Жук Ì. Â.(Ñóìû, Óêðàèíà), Наливайко Í. Â., Ïóøêàð¸âà Å. À.
(Новосибирск). Материалы телемоста Сумы–Новосибирск
«Инновационное образование как фактор развития человеческого
капитала в условиях общества çíàíèé» ............................................................. 253
Правила оформления для авторов ..................................................................... 274
2
Подписано в печать
30.06.2010
Формат 70×108/16
Печать офсетная.
Бумага офсетная.
Óñë.-ïå÷. 23.0 ë.
Ó÷.-èçä. 23.5 ë.
Тираж 1000 ýêç.
Заказ ¹ 247
Издательство
СО РАН
630090
Новосибирск,
Морской
проспект, 2
Переводчик
Оператор
электронной
верстки
Набор
ФИЛОСОФИЯ
ОБРАЗОВАНИЯ
¹ 2 (31) 2010
Издание
осуществлено
при финансовой
поддержке
гранта администрации
Новосибирской
области
¹
293 от
22.06.2010
Редакторы
Адрес редакции:
630126
Новосибирск,
óë. Вилюйская, 28
ò. 244-16-71
À. Ã. Махова
В
.
И. Смирнова
Л. Б. Вертгейм
Þ. Â. Ïóøêàð¸â
Ò. Ñ. Косенко
Стр.2