Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 572009)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Старообрядчество Байкальской Сибири в «переходный» период отечественной истории (1905-1930-е гг.) (290,00 руб.)

0   1
АвторыКостров Александр Валерьевич
Издательство[Б.и.]
Страниц447
ID155261
АннотацияНа основе привлечения широкого круга архивных материалов исследуются проблемы развития старообрядческих общин Байкальской Сибири и такой сложный период отечественной истории, каким было время 1905-1930-х гг. Освещаются теоретические проблемы происхождения и развития старообрядческого движения. исследуется характер политики по отношению к старообрядца в дореволюционное и послереволюционное время, структура и специфика старообрядчества региона, система связей местных общин и общественная деятельность их последователей. Особое внимание уделяется проблемам эволюции регионального старообрядчества в условиях строительства советского общества.
Кому рекомендованоДля историков и всех, кто интересуется историей регионального старообрядчества
ISBN978-5-9624-0469-1
УДК94(470 571)
ББК63.3(2)
Старообрядчество Байкальской Сибири в «переходный» период отечественной истории (1905-1930-е гг.) / А.В. Костров .— : [Б.и.], 2010 .— 447 с. — ISBN 978-5-9624-0469-1 .— URL: https://rucont.ru/efd/155261 (дата обращения: 21.10.2021)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

А. В. Костров СТАРООБРЯДЧЕСТВО БАЙКАЛЬСКОЙ СИБИРИ В «ПЕРЕХОДНЫЙ» ПЕРИОД ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ (1905–1930-Е ГГ.) <...> Старообрядчество Байкальской Сибири в «переходный» период отечественной истории (1905–1930-е гг.) : монография / А. В. Костров. <...> Особое внимание уделяется проблемам эволюции регионального старообрядчества в условиях строительства советского общества. <...> Для историков и всех, кто интересуется историей регионального старообрядчества. <...> Эволюция старообрядчества Байкальской Сибири в 1917–1930-е гг. <...> Стоит заметить, что между этими частями регионального старообрядчества (семейскими и несемейскими староверами) существовали связи по линии согласий. <...> Эти сложные процессы заставляли эволюционировать староверие, а в конце периода привели к его относительному упадку. <...> И если старообрядческий традиционализм изучен достаточно хорошо, то характер эволюции старообрядчества в такие сложные периоды истории, каким был период крушения Российской империи и становления СССР, требует комплексного исследования и историко-философского осмысления. <...> Старообрядцы Байкальского региона стали привлекать к себе внимание исследователей достаточно давно. <...> Характерно при этом, что исследование несемейского старообрядчества региона в тот период развития не получило. <...> Под редакцией Т. Б. Юмсуновой издан «Словарь говоров старообрядцев (семейских) Забайкалья» 8 <...> К исследованию истории старообрядчества региона в период начала XX в. и первых десятилетий советской власти в своих трудах обращались Ф. Ф. Болонев [80], С. В. Бураева [81], Н. Н. Стахеева <...> . Большой вклад в изучение истории семейских внёс Ф. Ф. Болонев. <...> Ф. Ф. Болонева нашли своё отражение драматические страницы Гражданской войны, прокатившейся по семейским сёлам, а также последующие процессы нового социального строительства в регионе [93]. <...> Однако на фоне широты охватываемого периода (XVIII–XX вв.) и фундаментальной многосторонностью исследований, Ф. Ф. Болонев не ставил своей задачей <...>
Старообрядчество_Байкальской_Сибири_в_«переходный»_период_отечественной_истории_(1905-1930-е_гг.).pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОУ ВПО «ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» А. В. Костров СТАРООБРЯДЧЕСТВО БАЙКАЛЬСКОЙ СИБИРИ В «ПЕРЕХОДНЫЙ» ПЕРИОД ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ (1905–1930-Е ГГ.) Монография
Стр.1
УДК 94(470+571) ББК 63.3(2) К72 Печатается по решению ученого совета исторического факультета Иркутского государственного университета Рецензенты: доктор исторических наук, профессор Ю. А. Петрушин доктор исторических наук, профессор С. И. Кузнецов доктор исторических наук, доцент С. В. Бураева Научный редактор доктор исторических наук, профессор А. В. Дулов Автор благодарит за помощь в опубликовании книги Надежду Константиновну Карасёву К72 Костров А. В. Старообрядчество Байкальской Сибири в «переходный» период отечественной истории (1905–1930-е гг.) : монография / А. В. Костров. – Иркутск : Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2010. – 443 с. ISBN 978-5-9624-0469-1 На основе привлечения широкого круга архивных материалов исследуются проблемы развития старообрядческих общин Байкальской Сибири в такой сложный период отечественной истории, каким было время 1905–1930-х гг. Освещаются теоретические проблемы происхождения и развития старообрядческого движения. Исследуется характер политики по отношению к старообрядцам в дореволюционное и послереволюционное время, структура и специфика старообрядчества региона, система связей местных общин и общественная деятельность их последователей. Особое внимание уделяется проблемам эволюции регионального старообрядчества в условиях строительства советского общества. Для историков и всех, кто интересуется историей регионального старообрядчества. УДК 94(470+571) ББК 63.3(2) ISBN 978-5-9624-0469-1 2 © Костров А. В., 2010 © ГОУ ВПО «Иркутский государственный университет», 2010
Стр.2
Оглавление Введение .........................................................4 Глава 1. Теоретико-методологические проблемы исследования регионального старообрядчества 1.1. Проблема «переходных» периодов отечественной истории ...........................................................................................21 1.2. Раскол и старообрядчество ............................................40 1.3. Региональность старообрядчества и Байкальская Сибирь ............................................................................................70 Глава 2. Старообрядчество Байкальской Сибири в 1905–1917 гг. 2.1. Структура и культура старообрядчества Байкальской Сибири ............................................................................................89 2.2. Система внутренних и внешних связей старообрядческих общин ..............................................................138 2.3. Политика властей и общественная деятельность старообрядцев ................................................................................188 Глава 3. Эволюция старообрядчества Байкальской Сибири в 1917–1930-е гг. 3.1. Революционное движение, Гражданская война и старообрядцы региона ...................................................................232 3.2. Политика советской власти по отношению к старообрядцам ................................................................................256 3.3. Старообрядчество региона в условиях строительства советского общества ......................................................................302 Заключение ............................................................................360 Примечания ............................................................................367 Библиографический список ..................................................407 Приложение ...........................................................................431 3
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ На современном этапе развития общества ощущается заметный рост влияния религии на разные стороны жизни отдельных людей, общественных групп и страны в целом. Подобные процессы обусловливают возрастающее значение научных знаний о религиозной стороне бытия в системе общенаучных знаний. Большой интерес в последнее время, как в мире, так и в нашей стране, проявляется к традиционной культуре, которая неразрывно связана с религиозной формой сознания. В связи с этим особую роль играет постижение истории разных этноконфессиональных групп, выяснение того, какую роль они играли и продолжают играть в жизни общества и государства. Знаковым явлением отечественной истории стало старообрядчество. Через факт его появления и характер его эволюции в разные исторические эпохи проявились многие глубинные процессы, имеющие развитие в российском обществе. Во многом именно старообрядчество стало тем «социальным зеркалом», в котором находили своё правдивое отражение достижения и противоречия общества и государства на протяжении нескольких веков. Старообрядчество как историческое явление реализовывалось в разных, порой очень отличающихся друг от друга регионах России и других стран. В отечественной историографии в значительной мере исследованы вопросы как общей истории этого движения, так и истории его отдельных групп. Варианты выживания и сохранения своей культуры, выработанные представителями староверия в разных регионах, имели свою меру общего и разного, и, что характерно особенно для времени серьёзных перемен в нашем обществе, иногда заметно отличались от вариантов, предложенных староверами, проживающими в экономически развитых центрах и в столицах (Москва, Санкт-Петербург). 4
Стр.4
Таким образом, встаёт вопрос о необходимости осмысления такого явления истории, как региональное «провинциальное» старообрядчество. Из регионов, в которых реализовывалась история старообрядчества, особый интерес представляет Байкальская Сибирь (в границах Прибайкалья, Западного и Восточного Забайкалья). Вопервых, тут имеется ярко выраженная местная специфика региона: географическая, природно-климатическая, экологическая, этническая, конфессиональная, административная, экономическая и другая. Во-вторых, в регионе, наряду со старообрядческими общинами, которые складывались здесь в ходе миграции представителей староверия с XVII по XX в. включительно, имеется яркая этноконфессиональная группа населения – семейские. Последние, с одной стороны, являются частью старообрядчества Байкальского региона, с другой – имеют свою выраженную специфику. Стоит заметить, что между этими частями регионального старообрядчества (семейскими и несемейскими староверами) существовали связи по линии согласий. Это определённым образом консолидировало группу и накладывало отпечаток на характер жизни староверов в регионе. Придавало специфики и взаимодействие с другими группами населения (русское старожильческое население, буряты, эвенки и др.). Компаративное соотношение местного староверия со старообрядчеством столичных и провинциальных регионов, может дать много ценной информации по истории этой части российского общества. Особый интерес при исследовании данной проблематики представляет период с 1905 по 1930-е гг., который можно назвать «переходным». Реформы, начатые в 1905 г., сопровождались активизацией революционного движения, изменениями в политическом устройстве государства и, что особенно важно, изменениями в конфессиональной политике. Это вело к заметным переменам в жизни представителей старообрядческих общин. Период 1905–1917 гг. в историографии назван «золотым веком старообрядчества». Действительно, положение староверов значительно изменилось, а это, в свою очередь, закладывало основы для серьёзной эволюции явления. В то же время нельзя сказать, что в 1917 г. эволюция староверия прекратилась, или что само явление «сошло на нет». Ста5
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически