Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634757)
Контекстум
.

Амфитеатров А. В.: Биобиблиографическая справка

0   0
Издательство[Б.и.]
Страниц3
ID1535
АннотацияОб авторе (Амфитеатров Александр Валентинович).
Кому рекомендованоОб авторе
Амфитеатров А. В.: Биобиблиографическая справка : Статья .— : [Б.и.], 1990 .— 3 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/1535 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» . <...>
Амфитеатров_А._В._Биобиблиографическая_справка.pdf
АМФИТЕАТРОВ, Александр Валентинович псевдонимы -- Аббадонна, Old Gentleman [14 (26).XII.1862, Калуга -- 26.II.1938, Леванто, Италия] -- прозаик, публицист, поэт-сатирик, критик. Родился в семье священника, протоиерея московского Архангельского собора. В 1880--1885 гг. учился на юридическом факультете Московского университета. По окончании его отказался -- вопреки желанию родных -- от занятий юридической практикой, учился пению, уехал в Тифлис, где поступил вторым баритоном в местный оперный театр. Активная деятельность А.-- журналиста и литератора началась в тифлисской газете "Новое обозрение" в 1889 г. В этой газете на протяжении 4 лет печатались театральные рецензии, литературные фельетоны А. В 1892 г. А. возвращается в Москву и становится московским корреспондентом газеты "Новое время". Сотрудничество в газете А. С. Суворина -- важный этап в общественно-политическом самоопределении А. Его позиция не всегда совпадала с позицией издателя этого реакционного органа, со взглядами других сотрудников "Нового времени". С детских лет А. окружала атмосфера дискуссий о прогрессе общества, о возможностях позитивизма и естественных наук. Кумирами его юности были революционные народники, он зачитывался народнической беллетристикой, статьями Н. К. Михайловского. Приверженность к буржуазному либерализму уводила А. все дальше от Суворина. Окончательный разрыв с "Новым временем" произошел в 1899 г. В этом же году А. вместе с В. М. Дорошевичем начинает издавать газету "Россия", на страницах которой публично отмежевался от "нововременцев". Газета А. и Дорошевича, в которой сам А. печатал злободневные фельетоны, театральные рецензии, отклики на события литературной жизни, завоевала популярность споим фрондерством. Она просуществовала до января 1902 г., когда была закрыта по распоряжению правительства за публикацию фельетона А. "Господа Обмановы". В нем содержалась довольно прозрачная аналогия с историей царствовавшей династии Романовых. А. был сослан в Минусинск. Возвратившись из ссылки, в 1903--1904 гг. сотрудничал в газете "Русь", до тех пор пока ему не была запрещена всякая литературная деятельность. В годы революционного подъема А. захватила волна радикализма: он пишет хлесткие политические фельетоны, сатирические сказки, в которых перемежает традиционные сказочные формулы газетнопублицистическими оборотами и политическими лозунгами. К "Современным сказкам" А. близки его т. н. "стихиры". В них, используя форму торжественных церковных песнопений, А. высмеивал черносотенца Иоанна Кронштадтского, царских министров В. И. Тимирязева и П. Н. Дурново, палача восстания на Черноморской эскадре вице-адмирала Г. П. Чухнина, а также самого Николая 11 и членов царской фамилии. За публикацию "стихирей" газета "Русь" была закрыта в 1906 г. В конце 1904 г. А. эмигрировал в Париж, где издавал журнал "Красное знамя". На его страницах, а также в своих публичных лекциях А. выступал с резкими нападками на царскую фамилию, пропагандировал тезис о вырождении династии Романовых. Вместе с тем радикализм А. был весьма ограниченным. А. считал себя "беспартийным революционером". Он пытался найти некую срединную, внепартийную линию в политической борьбе, что полностью соответствовало его позитивистскому в своей основе и буржуазно-либеральному по своей сути мировоззрению. За границей А. сблизился с М. Горьким, привлек его к участию в своем журнале, встречался и интенсивно переписывался с ним. Но Горький, как видно из его писем к В. И. Ленину, критически отнесся к попытке А. поставить за границей "внепартийный" русский журнал. Вскоре сам А., убедившись в бесплодности своей затеи, прекратил издание журнала и уехал в Италию. В итальянской печати А. публиковал корреспонденции о русской общественно-политической и культурной жизни, в русской печати выступал с литературными и театральными рецензиями и фельетонами. В России и за границей одна за другой выходили его публицистические и беллетристические книги. На "итальянский" период жизни А. (он продолжался до его возвращения в Россию в 1916 г.) приходится особенно интенсивная работа над беллетристическими произведениями. Хотя первые романы А. были написаны еще в 90 гг. и в начале века, именно в эмиграции он приступил к реализации своих масштабных замыслов в прозе. В 1908 г. была завершена дилогия "Сумерки божков", задуманная в 1904 г., создана серия романов из многотомной хроники "Концы и начала": "Восьмидесятники", "Девятидесятники", "Закат старого века", "Дрогнувшая ночь". А. стремился проследить переломы в политике, философии, общественной морали и в искусстве на рубеже веков, широко используя свои личные наблюдения, свой опыт участия в общественной и литературной жизни конца XIX -- нач. XX в. В 1911 г. А. основал журнал "Современник" и в течение года редактировал его. Это была новая попытка создать "внепартийный" журнал, вновь окончившаяся неудачей. М. Горький, поначалу согласившийся сотрудничать в "Современнике", опубликовал в нем лишь несколько небольших произведений, а затем под влиянием В. И. Ленина, критиковавшего журнал за нечеткость политического направления, отошел от него. Сам А. опубликовал в "Современнике" роман "Закат старого века", рецензии и литературные фельетоны. В 10 гг. от былого радикализма А. не осталось и следа, писатель очень быстро правел. Вернувшись
Стр.1

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.