Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 468934)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента

Электронные библиотеки в образовании (60,00 руб.)

0   0
Первый авторАнтопольский Александр Борисович
Страниц7
ID152
АннотацияВ настоящем докладе рассматриваются состояние образовательных электронных библиотек в России, формулируются некоторые требования, специфические для этого типа информационных систем. Важной проблемой является также соотношение образовательных электронных библиотек с деятельностью традиционных библиотек, как непосредственно образовательных учреждений. так и других – научных и массовых.
Кому рекомендованоДля специалистов в области информационных технологий, работников сферы культуры, образования, педагогики
Антопольский, А.Б. Электронные библиотеки в образовании / А.Б. Антопольский .— 7 с.

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Электронные библиотеки в образовании Электронные библиотеки в последние годы стали неотъемлемой частью всех форм культурных коммуникаций, в том числе образования. <...> В настоящем докладе мы попытаемся кратко рассмотреть состояние образовательных электронных библиотек в России и сформулировать некоторые требования, специфические для этого типа информационных систем. <...> Важной проблемой является также соотношение образовательных электронных библиотек с деятельностью традиционных библиотек, как непосредственно образовательных учреждений. так и других – научных и массовых. <...> Образовательные электронные библиотеки являются одним из самых распространенных типов ЭБ. <...> В Рунете они составляют около 25% от всех типов ЭБ, уступая по количеству лишь любительским ЭБ. <...> Другие обзоры и каталоги электронных библиотек и коллекций, либо создаваемых в образовательных учреждениях, либо используемых в учебном процессе, имеются на многочисленных Интернет сайтах. <...> Наиболее известные каталоги электронных образовательных коллекций и библиотек имеются в Едином окне доступа к образовательным ресурсам (http://window.edu.ru/), Единой системе образовательных порталов во главе с Федеральным порталом «Российское образование» (http://www.edu.ru/), сайте Государственной научной педагогической библиотеки им К.Д. Ушинского (http://www.gnpbu.ru/web_resyrs/Katalog.htm) и др. <...> Значительное количество образовательных коллекций представлено в Реестре российских электронных библиотек и коллекций, который поддерживает НП ЭЛБИ (www.reestr.elibra.ru). <...> На недавней конференции «Электронные библиотеки России: управление и координация», прозвучал ряд докладов, посвященных образовательным электронным библиотекам, в том числе содержательный обзор состояния университетских электронных библиотек в России и за рубежом2. <...> Несомненно однако, что речь должна идти как минимум о сотнях коллекций, содержащих суммарно десятки и даже сотни тысяч информационных объектов. <...> Только в двух <...>
Электронные библиотеки в образовании.pdf
А.Б. Антопольский Директор НП ЭЛБИ, д.т.н. Электронные библиотеки в образовании Электронные библиотеки в последние годы стали неотъемлемой частью всех форм культурных коммуникаций, в том числе образования. В настоящем докладе мы попытаемся кратко рассмотреть состояние образовательных электронных библиотек в России и сформулировать некоторые требования, специфические для этого типа информационных систем. Важной проблемой является также соотношение образовательных электронных библиотек с деятельностью традиционных библиотек, как непосредственно образовательных учреждений. так и других – научных и массовых. Образовательные электронные библиотеки являются одним из самых распространенных типов ЭБ. В Рунете они составляют около 25% от всех типов ЭБ, уступая по количеству лишь любительским ЭБ. В работе1] приводится обзор зарубежных и российских электронных библиотек, создаваемых, прежде всего, в университетах и других высших учебных заведениях. Другие обзоры и каталоги электронных библиотек и коллекций, либо создаваемых в образовательных учреждениях, либо используемых в учебном процессе, имеются на многочисленных Интернет сайтах. Наиболее известные каталоги электронных образовательных коллекций и библиотек имеются в Едином окне доступа к образовательным ресурсам (http://window.edu.ru/), Единой системе образовательных порталов во главе с Федеральным порталом «Российское образование» (http://www.edu.ru/), сайте Государственной научной педагогической библиотеки им К.Д. Ушинского (http://www.gnpbu.ru/web_resyrs/Katalog.htm) и др. Значительное количество образовательных коллекций представлено в Реестре российских электронных библиотек и коллекций, который поддерживает НП ЭЛБИ (www.reestr.elibra.ru). На недавней конференции «Электронные библиотеки России: управление и координация», прозвучал ряд докладов, посвященных образовательным электронным библиотекам, в том числе содержательный обзор состояния университетских электронных библиотек в России и за рубежом2. Тем не менее, следует констатировать, что у нас отсутствуют достоверные статистические данные о количестве российских электронных образовательных библиотек, их объеме и посещаемости. Это связано с отсутствием сколько-нибудь разработанной методики учета электронных коллекций, а также показателей их формирования и использования. Это приводит к разбросу оценок числа коллекций примерно в два раза. Несомненно однако, что речь должна идти как минимум о сотнях коллекций, содержащих суммарно десятки и даже сотни тысяч информационных объектов. Только в двух центральных образовательных электронных библиотеках - Едином окне доступа к образовательным ресурсам и Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов представлено не менее 50 тыс. информационных объектов. Рассмотрим далее основные моменты проектирования, формирования и использования образовательных электронных библиотек (ОЭБ). Разработка концепции ОЭБ Первой проблемой, которую следует решать разработчикам, это вопрос о целесообразности разработки собственной информационной системы ОЭБ в образовательном учреждении. Важно понять что при этом необходимо реализовать ряд технологических процессов: комплектование, ввод, хранение и страховое копирование, 1 А.Б.Антопольский, Т.В. Майстрович. Электронные библиотеки: принципы создания. Либерея, М., 2007 2 Палихина Н.А. Результаты мониторинга и основные рекомендации по вопросам развития электронных библиотек вузов. Доклад на второй Всероссийской научно-практической конференции «Электронные библиотеки России: управление и координация» (Москва, РГБ, 26-27 февраля 2008 г.) 1
Стр.1
администрирование и др. Альтернативой является обеспечение удаленного доступа пользователей данного образовательного учреждения (учащихся, преподавателей, методистов, менеджеров и др.) к централизованным коллекциям, создаваемых на разных уровнях российской системы образования. Основными критериями для создания собственной ОЭБ можно считать следующие:  Наличие достаточного количества собственных создания и поддержки ОЭБ;  Наличие источников финансирования ОЭБ. Заметим, что наличие технических и технологических средств поддержки ОЭБ не является критическим: сейчас легко найти и возможности для бесплатного хостинга ОЭБ и открытое программное обеспечение для реализации ОЭБ. Очевидно, что дальнейшие рассуждения предназначены только для тех случаев, когда принимается положительное решение по созданию ОЭБ. Правовая поддержка ОЭБ Введение в действие 4-й части ГК РФ резко обострило ситуацию с ЭБ вообще и ОЭБ в частности. Хотя на самом деле основные положения авторского права остались без изменений, возросло внимание к проблемам авторского права со стороны администрации образовательных учреждений и правоохранительных органов. Всем памятна недавняя история с учителем пермской школы, обвиненным в использовании контрафактных программных средств. Нам известно несколько случаев замораживания работ по ОЭБ и даже закрытия уже существующих именно в связи с введением 4-й части ГК. Лично я убежден, что паника, возникшая по этому поводу, значительно преувеличивает реальную общественную опасность и вопросы охраны авторского права при создании ОЭБ вполне можно решать мирно и поэтапно, используя пусть и ограниченный спектр возможностей, которые предоставляет сегодняшнее законодательство. Подробное их рассмотрение требует специального разговора, поэтому кратко сформулируем основные тезисы. 1. Образовательные учреждения должны заключать лицензионные договора на представление в ОЭБ и в Интернет служебных произведений, права на которые принадлежат им. 2. Образовательные учреждения должны при финансировании информационно-библиотечной деятельности предусматривать средства для приобретения неисключительных прав на электронные версии произведений, необходимых в образовательном процессе. 3. шире использовать механизмы передачи произведений в общественное достояние (типа инициативы открытых архивов) и по возможности не передавать издателям исключительные права. 4. Авторы произведений, предназначенных для целей образования, должны Фонды, а также бюджетополучатели, финансирующие научнообразовательную деятельность, должны обязательно предусматривать обязанность грантополучателей обнародовать произведения, создаваемые при поддержке грантов, через доведение до всеобщее сведения. Также следует практиковать приобретение таких прав за счет бюджета и фондов на уже опубликованные произведения. 5. Электронные библиотеки должны шире использовать электронный обмен и электронную доставку документов для предоставления произведений в доступ в помещениях библиотек. 6. ссылки на те ЭБ, в которых эти произведения легитимно доступны в режиме чтения, но не скачивания (технология ЛитРес). 2 В ряде случаев допустимо включать в ОЭБ вместо текстов произведений документов образовательного учреждения, отсутствующих в централизованных коллекциях;  Наличие кадров, способных обеспечить технологические процессы
Стр.2
Все сказанное, конечно, не исключает необходимости всячески лоббировать изменение действующего законодательства в сторону большего учета общественных интересов по сравнению с частными. Нынешнюю ситуацию в области авторского права нельзя признать удовлетворительной. Лучшим доказательством этого служит массовые нарушения авторских прав в Интернете. Из других правовых вопросов ОЭБ следует отметить целесообразность организационно-правового оформления ОЭБ в составе образовательных учреждений, включая введение должности администратора ОЭБ (оператора информационной системы по терминологии ФЗ «Об информации…»). Такое оформление должно предусматривать ответственность должностных лиц за обеспечение сохранности коллекции ОЭБ. Также можно указать на полезность регистрации коллекции в одной из существующих регистрационных систем (ФИПС, НТЦ «Информрегистр», региональные системы регистрации информационных ресурсов и др.). Это может оказаться весьма полезным для многих правовых коллизий и споров. Основные подходы к правовой поддержке ЭБ можно найти в рекомендациях, подготовленных Российской ассоциацией электронных библиотек3. Экономика ОЭБ Экономическое моделирование электронных библиотек является одним из наименее разработанных вопросов их проектирования. Если говорить об экономике ЭБ в целом, то я хотел бы сослаться на прекрасную работу А.Б. Долгина, где содержится весьма полный и конструктивный анализ проблем экономики цифровой культуры4. По крайней мере. в перспективе предлагаемые в этой монографии идеи могут, на мой взгляд, оказаться весьма конструктивными особенно для публичных секторов общественной жизни, к которым бесспорно относится образование. Что касается конкретных вопросов экономики образовательных ЭБ, то нужно обратить внимание на норму ФЗ «Об образовании», которая прямо устанавливает, что информационно-библиотечные ресурсы должны быть для учащихся бесплатными. Это означает, что финансирование ОЭБ не может включать плату за доступ к системе и должно полностью покрываться внешними источниками, будь то собственные средства образовательного учреждения, привлеченные гранты или доходы от сопутствующих сервисов, таких как реклама или книжная торговля. Вероятно, для некоторых случаев в образовательном учреждении можно применять и экономическую модель, реализуемую ООО «ЛитРес» (бесплатное чтение – платное скачивание). Особенно это привлекательно при включении в ОЭБ произведений, правообладатели которых готовы передавать их в ОЭБ только при получении финансовых отчислений. Ряд экономических вопросов приходится решать и при определении структуры собственных затрат при проектировании ЭБ. В качестве примера можно привести следующие вопросы 1. Выбор способа комплектования ОЭБ: оцифровка собственными силами, то же самое путем аутсорсинга, или ориентация на получение условно бесплатных произведений из Интернета или от правообладателей. 2. 3. Выбор программного обеспечения: коммерческого или открытого. Выбор состава сервисов для ОЭБ: необходимо обосновать затраты для дополнительных сервисов, например, сокращением затрат времени преподавателя или учащегося. Как уже было отмечено, экономика ЭБ разработана очень слабо. Это прежде всего приводит к крайне неэффективному использованию ресурсов. выделяемых на эти цели. 3 Правовые рекомендации для создателей и владельцев электронных библиотек / Российская ассоциация электронных библиотек. Сост. А.Б. Антопольский, Е.А.Данилина, И.В. Невзоров, Т.В. Майстрович, В.Н. Монахов. Под ред. В.Н. Монахова. М.2006.- 88 с. 4 А.Б. Долгин. Экономика символического обмена. М. Инфра-М, 2006 3
Стр.3