Подписной индекс журнала «Философские науки»
в Объединенном каталоге «Пресса России» – 45490
Подписка в редакции – по электронному адресу: academyRH@list.ru
ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
ЦЕНА ЗАКОНА
УПОЕНИЕ НОВИЗНОЙ
ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ 3/2011 <...> МОСКВА
ГУМАНИТАРИЙ
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АКАДЕМИЯ
ГУМАНИТАРНЫХ
ИССЛЕДОВАНИЙ
ФН
ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
3/2011
Москва
Гуманитарий
Философские науки – 3/2011
Научный образовательный просветительский журнал
Издается с 1958 года
ОГЛАВЛЕНИЕ
Редакционный совет:
Алексеев П.В., Апресян Р.Г., Губин В.Д., Гусейнов А.А.,
Доброхотов А.Л., Журавлев А.Л., Кристиан Д., Кузнецова Т.Ф.,
архимандрит Макарий, Мариносян Х.Э. (председатель),
Миронов В.В., Павлов А.Т., Пивоваров Ю.С., Розин В.М.,
Рыбаков Р.Б., Рябов В.В., Солонин Ю.Н., Степанянц М.Т.,
Степин В.С., Толстых В.И., Турбовской Я.С., Фельдштейн Д.И. <...> ЛАНГЛЮА (Канада)
О здравом смысле и задачах
образования: уроки Бергсона 48
Проблемы воспитания
и образования в трактовке
Карла Ясперса
65
Философия в университете
XXI века
79
ПАНОРАМА МИРОВОЙ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ
Зарубежная философия сегодня <...> Самореализация личности 133
4
Философские науки – 3/2011
Философские науки – 3/2011
НОВОЕ В ФИЛОСОФИИ
Проективный философский
словарь
Словарные статьи (Выпуск 13) <...> Ю.В. ШИЧАНИНА
Иномерность;
(Ростов-на-Дону)
Человек Одномерный,
Многомерный, Иномерный;
Парадоксы Антропологической
меры: иномерность
142
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
Приглашение к размышлению <...> Русский язык: между
неприязнью и любовью
Российское образование. <...> Цивилизационный вектор
«ПАРОВОЗ ДЛЯ МАШИНИСТА»
ИЛИ «ЛОКОМОТИВ ДЛЯ ВСЕХ»? <...> Цивилизационный вектор
Действительно, российский закон об образовании всегда основывался на двух системах ценностей: на социальных ценностях
(гарантии для тех, кто учится и учит) и на ценностях демократических в общепринятом, а не в российском смысле этого слова. <...> Сначала была создана рабочая группа, в которую не
8
Российское образование. <...> Цивилизационный вектор
включили ни одного (!) депутата <...>
Философские_науки_№3_2011.pdf
О.Н. СМОЛИН. ОБРАЗОВАНИЕ. ПОЛИТИКА. ЗАКОН:
федеральное законодательство как фактор
образовательной политики в современной России.
– М.: Культурная революция, 2010. – 968 с.
О.Н. Смолин – доктор философских
наук, профессор, член-коррес пондент
Российской академии образования,
депутат, заместитель председателя Комитета
Государственной думы по образованию,
председатель общественного
движения «Образование – для всех».
Монография представляет собой попытку
на основе комплексной картины
эволюции отечественного политического
процесса представить теоретичес кую
модель образовательной политики и ее
законодательного обеспечения. Хронологические
границы исследования
(за исключением раздела 6) охватывают
постсоветскую историю России от
начала работы Верховного Совета РСФСР в 1990 г. до окончания срока
полномочий Государственной Думы четвертого созыва в декабре 2007 г.
Книга состоит из шести разделов.
В них рассматриваются философские основания стратегии модернизации
России на основе опережающего развития образования и науки,
а также основные этапы отечественной образовательной политики
в период 1990 – 2003 гг. Особый период отечественного политикообразовательного
процесса, начатый в 2004 г., оценивается автором как
контрреформа образования. В центре внимания также образовательнополитические
позиции различных партий, парламентских фракций
и общественных объединений, а также международный контекст
отечест венных образовательных реформ. В заключении анализируется
отечественная образовательная политика эпохи кризиса, ее ближайшие
и долгосрочные перспективы, в том числе доктринальные основы.
На протяжении 1990-х гг. автор был одним из главных разработчиков
действовавших в России до 2004 г. законов в области образования и большинства
законопроектов, прошедших различные стадии парламентской
процедуры.
Книга может представить интерес для педагогов и родителей, аспирантов
и студентов, профсоюзных и общественных активистов, для всех,
интересующихся судьбами отечественного образования.
Подписной индекс журнала «Философские науки»
в Объединенном каталоге «Пресса России» – 45490
Подписка в редакции – по электронному адресу: academyRH@list.ru
ЦЕНА ЗАКОНА
УПОЕНИЕ НОВИЗНОЙ
ОПЕРЕЖАЮЩИЙ КРИЗИС
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЛИТУРГИЯ
ПЛОДОТВОРНОЕ НЕПОНИМАНИЕ
НЕПРЕРЫВНЫЙ ПРЕРЫВ
БИМОДАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ?
3`2011
ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
МОСКВА
ГУМАНИТАРИЙ
ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ 3/2011
Стр.1
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АКАДЕМИЯ
ГУМАНИТАРНЫХ
ИССЛЕДОВАНИЙ
ФН
ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
3/2011
Москва
Гуманитарий
Стр.2
Научный образовательный просветительский журнал
Издается с 1958 года
Редакционный совет:
Алексеев П.В., Апресян Р.Г., Губин В.Д., Гусейнов А.А.,
Доброхотов А.Л., Журавлев А.Л., Кристиан Д., Кузнецова Т.Ф.,
архимандрит Макарий, Мариносян Х.Э. (председатель),
Миронов В.В., Павлов А.Т., Пивоваров Ю.С., Розин В.М.,
Рыбаков Р.Б., Рябов В.В., Солонин Ю.Н., Степанянц М.Т.,
Степин В.С., Толстых В.И., Турбовской Я.С., Фельдштейн Д.И.
Редакция:
Аршинов В.И., Водолазов Г.Г., Пантин В.И., Порус В.Н.,
Розин В.М., Северикова Н.М., Сиземская И.Н.,
Тульчинский Г.Л., Шевченко В.Н.
Научный редактор Комиссарова Л.Б.
Ответственный секретарь Пружинина А.А.
Верстка: Шевченко Е.М.
Шефредактор: Мариносян Х.Э.
http://www.academyRH.info
Email: academyRH@list.ru
Журнал включен в «Реферативный журнал»
и в базы данных ВИНИТИ РАН.
Сведения о журнале ежегодно публикуются в международной
справочной системе по периодическим и продолжающимся
изданиям «Ulrich’s Periodicals Directory».
Журнал зарегистрирован в Министерстве РФ по делам печати,
телерадиовещания и средств массовых коммуникаций
Свидетельство о регистрации ПН № 15513 от 20 мая 2003 г.
Изд. лиц. ИД № 03821 от 25.01.2001 г.
Подписано в печать 20.02.2011 г. Формат 60х90/16.
Печать офсетная. Бумага офсетная № 1. Печ. л. 10,0.
Тираж 1000 экз. (1-й з-д 1-500 экз.). Заказ 4183
Отпечатано в ФГУП
«Производственноиздательский комбинат ВИНИТИ»,
140010, г. Люберцы Московской обл., Октябрьский прт, 403.
ISSN 02351188
© Философские науки, 2011
© Академия гуманитарных исследований, 2011
© Издательский дом «Гуманитарий», 2011
О.Н. СМОЛИН
О.В. ДОЛЖЕНКО,
О.И. ТАРАСОВА (Елец)
А.М. РУТКЕВИЧ
И.И. БЛАУБЕРГ
Г.А. НОВИЧКОВА
Л. ЛАНГЛЮА (Канада)
Философские науки – 3/2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Российское образование.
Цивилизационный вектор
«Паровоз для машиниста»
или «Локомотив для всех»? 5
Система contra образования? 17
Эффективность университета 33
Философия образования
О здравом смысле и задачах
образования: уроки Бергсона 48
Проблемы воспитания
и образования в трактовке
Карла Ясперса
Философия в университете
XXI века
ПАНОРАМА МИРОВОЙ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ
Зарубежная философия сегодня
В. КАРРО (Франция)
Современная французская
феноменология
Б.Л. ГУБМАН (Тверь)
Е.В. ПЕТРОВСКАЯ
89
И. Кант и Ж. Деррида.
О философии
в космопо литическом смысле 97
Вторжение и гостеприимство
(Ж.-Л. Нанси и Ж. Деррида) 108
Из истории русской философии
В.Н. ЛАЗАРЕВ
Идея целостности
в русской религиознофилософской
традиции
ОБРАЗОВАНИЕ И ОБЩЕСТВО
Школа философствования
Г.Л. ТУЛЬЧИНСКИЙ
(Санкт-Петербург)
Начала философии
Раздел III. Что такое человек?
Глава 7. Человек как личность
§ 14. Самореализация личности 133
65
79
116
Стр.3
4
Ю.В. ШИЧАНИНА
(Ростов-на-Дону)
Философские науки – 3/2011
НОВОЕ В ФИЛОСОФИИ
Проективный философский
словарь
Словарные статьи (Выпуск 13)
Иномерность;
Человек Одномерный,
Многомерный, Иномерный;
Парадоксы Антропологической
меры: иномерность
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
Приглашение к размышлению
В.П. РАЧКОВ-АПРАКСИН
Наши авторы
Наши авторы (на англ.)
Contents
158
159
Вопрос первый:
160
нужен ли стране новый закон об образовании?
Напомню: если предложенный правительством законопроект
будет принят, страна получит четвертую редакцию закона об образовании
в послесоветский период. Ему предшествовали:
•Закон РФ «Об образовании» в редакции 1992 года, который
ЮНЕСКО и Европейская ассоциация образовательного права
признали одним из лучших в Европе и мире;
От редакции
Редакция принимает для рассмотрения только материалы, отправленные
по электронной почте с обязательным указанием Ф.И.О. автора
полностью, места работы, ученой степени и звания, домашнего адреса,
телефона и e-mail.
Объем материалов не должен превышать 40 тыс. знаков с пробелами
вместе с примечаниями и приведенными на русском и английском языках
названием, аннотацией и ключевыми словами. В тексте должна обозначаться
лишь надстрочная сплошная нумерация ссылок, а примечания и
цитируемая литература, оформленная в соответствии с ГОСТ 7.1-2003, –
приводиться в конце текста. Авторы материалов несут ответственность за
точность приведенных цитат и сведений.
Публикуемые материалы могут быть отредактированы, разумеется,
с сохранением основных идей автора.
Позиция редакции и автора не всегда совпадают.
•тот же закон в редакции 1996 года, где по отношению к редакции
1992 года был сделан явный шаг вперед, прежде всего в
области гарантий права на образование;
•Федеральный закон № 122 от 22 августа 2004 г. (так называемый
закон о монетизации), в рамках которого фактически была принята
третья редакция Закона РФ «Об образовании», причем резко ухудшенная.
Тогда семь депутатов думского Комитета по образованию и науке
во главе с Жоресом Алферовым подписали и опубликовали подготовленное
мною письмо протеста под заголовком «Погром в законе».
* Статья подготовлена на основе доклада, сделанного на заседании
«круглого стола» фракции КПРФ на тему: «Две концепции федерального
закона “Об образовании в Российской Федерации”: сравнительный
анализ». Москва, Государственная Дума. 18 января 2011 г.
Я.С. Турбовской.
Русский язык: между
неприязнью и любовью 147
Философские науки – 3/2011
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
ОБРАЗОВНИЯ
Российское образование.
Цивилизационный вектор
142
«ПАРОВОЗ ДЛЯ МАШИНИСТА»
ИЛИ «ЛОКОМОТИВ ДЛЯ ВСЕХ»?*
О.Н. СМОЛИН
Публичное обсуждение подготовленного Минобрнауки проекта
так называемого интегрированного закона «Об образовании
в Российской Федерации» имеет, по крайней мере, тот плюс, что
позволяет поставить и обсудить основные вопросы образовательной
политики. Попытаюсь дать ответ на те из них, которые наиболее
активно дискутируются в печати и сети Интернет.
Стр.4
Философские науки – 3/2011
CONTENTS
ACTUAL PROBLEMS OF EDUCATION
Education in Russia.
Civilisation perspective
O.N. SMOLIN
O.V. DOLZHENKO,
O.I. TARASOVA (Elets)
A.M. RUTKEVICH
I.I. BLAUBERG
G.A. NOVICHKOVA
L. LANGLOIS (Canada)
An «engine for the driver»,
or a «locomotive for everybody»? 5
A system contra education?
Effectiveness of the university
Philosophy of Education
On the good sense and objectives
of education: Lessons from Bergson 48
The problem of upbringing and
education in Karl Jaspers’s
interpretation
Philosophy in the 21st century
university
PANORAMA OF THE WORLD PHILOSOPHICAL THOUGHT
Foreign Philosophy today
V. CARRAUD (France)
B.L. GUBMAN (Tver)
H.V. PETROVSKY
Modern French phenomenology 89
97
I. Kant and J. Derrida. On Philosophy
in a Cosmopolitan Sense
Intrusion and hospitality (Jean-Luc
Nancy and Jacques Derrida)
From the History of Russian Philosophy
V.V. LAZAREV
G.L. TULCHINSKY
(St. Petersburg)
The idea of the whole in Russian
religious philosophy
EDUCATION AND SOCIETY
School of philosophizing
Principles of philosophy
Part III. What is a human being?
Chapter 7. Human being
as a personality
§ 14. Personal self-actualization 133
Projective philosophical dictionary
Yи.V. SHICHANINA
(Rostov-on-Don)
NEW IN PHILOSOPHY
Dictionary Items (Issue 13)
Other dimensions: one-dimensional,
many-dimensional and otherdimensional
person; paradoxes of
anthropological measurements:
other dimensions
SCIENTIFIC LIFE
The invitation to reflexion
V.P. RACHKOV-APRAKSIN
Y.S. Turbovskoy. The Russian
language between resentment
and love
Our authors
Contents
147
158
160
142
108
116
65
79
17
33
Стр.82