Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635213)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Экономическое развитие СССР и его Европейского Севера в послевоенные годы (1945-1950 гг.): основные тенденции и результаты. (80,00 руб.)

0   0
АвторыСупрун Михаил Николаевич
Издательство[Б.и.]
Страниц13
ID151780
АннотацияВыявление степени централизации власти в истории советского государства позволяет проследить самые общие закономерности и даже в самых общих чертах предсказывать дальнейшее развитие государственной системы. Данные закономерности лежат в плоскости противопоставления личности и власти, демократии и автократии.
Экономическое развитие СССР и его Европейского Севера в послевоенные годы (1945-1950 гг.): основные тенденции и результаты. / М.Н. Супрун .— : [Б.и.], 208 .— 13 с. — URL: https://rucont.ru/efd/151780 (дата обращения: 09.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Экономическое развитие СССР и его Европейского Севера в послевоенные годы (1945-1950 гг.): основные тенденции и результаты. <...> Ни одна цивилизация, ни одно государство за всю мировую историю не знало такой высокой степени концентрации политической и экономической власти в руках узкого круга людей, как в советском государстве. <...> Выявление степени централизации власти в истории советского государства позволяет проследить самые общие закономерности и даже в самых общих чертах предсказывать дальнейшее развитие государственной системы. <...> Данные закономерности лежат в плоскости противопоставления личности и власти, демократии и автократии. <...> В упомянутом противопоставлении в истории советского государства в разные периоды достаточно отчетливо можно проследить либо усиление централизации (которое предполагает сужение коллегиальности принятия решений, подчинение центру соподчиненных органов во всех сферах функционирования общества, усиление контроля, а, следовательно, усиление бюрократизации, распространение командных методов руководства), либо ее ослабление и децентрализация. <...> При этом наблюдаются противоположные упомянутым такие черты, как: расширение коллегиальности, разделение властей, ослабление контроля со стороны Центра, а значит, и сокращение бюрократического аппарата и числа чиновников (дебюрократизация), отход от командных методов руководства. <...> В зависимости от колебаний от централизованной к децентрализованной модели в развитии советского общества наблюдается как распределение, так и перенос значимости существующих важнейших рычагов управления обществом, рычагов влияния на активность населения, таких как пропаганда, «синдром Берии/страха» (Г.Попов), научные методы управления, вовлечение граждан в кампании и организации. <...> Подобными рычагами государство направляло активность населения на решение главных (как правило одной глобальной) задач, стоявших в тот или иной период (победа <...>
Экономическое_развитие_СССР_и_его_Европейского_Севера_в_послевоенные_годы_(1945-1950_гг.)_основные_тенденции_и_результаты..pdf
Супрун М.Н. (2008 г.) Экономическое развитие СССР и его Европейского Севера в послевоенные годы (1945-1950 гг.): основные тенденции и результаты. Одной из основных особенностей советского тоталитаризма была его сверхцентрализация. Ни одна цивилизация, ни одно государство за всю мировую историю не знало такой высокой степени концентрации политической и экономической власти в руках узкого круга людей, как в советском государстве. Выявление степени централизации власти в истории советского государства позволяет проследить самые общие закономерности и даже в самых общих чертах предсказывать дальнейшее развитие государственной системы. Данные закономерности лежат в плоскости противопоставления личности и власти, демократии и автократии. В упомянутом противопоставлении в истории советского государства в разные периоды достаточно отчетливо можно проследить либо усиление централизации (которое предполагает сужение коллегиальности принятия решений, подчинение центру соподчиненных органов во всех сферах функционирования общества, усиление контроля, а, следовательно, усиление бюрократизации, распространение командных методов руководства), либо ее ослабление и децентрализация. При этом наблюдаются противоположные упомянутым такие черты, как: расширение коллегиальности, разделение властей, ослабление контроля со стороны Центра, а значит, и сокращение бюрократического аппарата и числа чиновников (дебюрократизация), отход от командных методов руководства. В зависимости от колебаний от централизованной к децентрализованной модели в развитии советского общества наблюдается как распределение, так и перенос значимости существующих важнейших рычагов управления обществом, рычагов влияния на активность населения, таких как пропаганда, «синдром Берии/страха» (Г.Попов), научные методы управления, вовлечение граждан в кампании и организации. Подобными рычагами государство направляло активность населения на решение главных (как правило одной глобальной) задач, стоявших в тот или иной период (победа в войне, восстановление народного хозяйства, индустриализация, коллективизация, etc) Изучение истории уникальной советской сверхцентрализованной системы позволяет проследить как ее недостатки, так и преимущества. К числу достоинств следует отнести умение системы быстро концентрироваться и в кратчайшие сроки мобилизовать ресурсы для решения одной чрезвычайной задачи (напр., на победу в Гражданской или Великой Отечественной войнах). Но в централизации кроются и ее внутренние недостатки: она не способна функционировать продолжительное время в мирных условиях, предполагающих решение гораздо более сложных, комплексных задач. Поэтому даже в мирных условиях советская система объективно заинтересована в поддержании напряженности,
Стр.1