Московский государственный
университет
имени М. В. Ломоносова
Центр международного образования
Вестник ЦМО МГУ
Филология. <...> Словари вербализации универсальных смыслов текстовых
континуумов: этапы эволюции………………………………………………………….. <...> Семантическая вариативность отглагольных
новообразований на -тель в современном русском языке……………………….. <...> Компьютеризированные творческие задания
в системе обучения русскому языку как иностранному
на начальном этапе………………………………………………………………………. <...> Факторы, влияющие на восприятие русского письменного текста
в китайской аудитории…………………………………………………………………... <...> Паралингвизмы как одно из эффективных
средств декодирования смыслов художественного текста………………………. <...> К вопросу о некоторых интралингвистических факторах
архаизации лексики современного русского языка
в культурологическом аспекте………………………………………………………. <...> Метаязыковой комментарий как компонент современной
художественной прозы………………………………………………………………….. <...> Путешествие как принцип существования в мире
трагического А. Платонова <...> Своеобразие сказочного повествования
в повестях-сказках 1970–90-х гг. <...> Русский, украинский
или английский: проблемы выбора языка обучения
для иностранных студентов в вузах Украины…………………………………… <...>
Вестник_ЦМО_МГУ_№1_2011.pdf
Московский государственный
университет
имени М. В. Ломоносова
Центр международного образования
Вестник ЦМО МГУ
Филология. Культурология.
Педагогика. Методика
№ 1’ 2011
Стр.1
Вестник ЦМО МГУ.
Филология. Культурология. Педагогика. Методика.
2011. № 1. – М.: ЦМО МГУ, 2011.
Научный журнал
Главный редактор:
Колосницына Г.В. доктор педагогических наук, профессор
Ответственный редактор:
Кольовска Е.Г.
Редакционная коллегия:
Азарина Л.Е. кандидат филологических наук
Бабалова Л.Л. кандидат филологических наук
Богомолов А.Н. доктор педагогических наук, кандидат культурологии
Владимирова Т.Е. доктор филологических наук
Елистратов В.С. доктор культурологии, кандидат филологических наук
Забровский А.П. кандидат филологических наук
Кузнецова Т.И. доктор педагогических наук
Кульгавчук М.В. кандидат филологических наук
Нахабина М.М. кандидат педагогических наук
Степаненко В.А. доктор педагогических наук, заместитель главного редактора
Выпускающий редактор: Голдобин А.И.
Технический редактор: Гончарова С.М.
Индекс в Объединенном каталоге "Пресса России" –– 29417
ISSN 2074-8361
© Центр международного образования МГУ, 2011
Стр.2
Вестник ЦМО МГУ, 2011, № 1. Содержание
3
СОДЕРЖАНИЕ
Лингвистика
Владимирова Т.Е., Нгуен Чонг Зо. Сферы общения как объект изучения
лингводидактики и смежных дисциплин……………………………………………… 7
Гагарин С.Н. Словари вербализации универсальных смыслов текстовых
континуумов: этапы эволюции………………………………………………………….. 14
Хисамова Г.Г. Структурирование коммуникативной ситуации
в художественном тексте………………………………………………………………... 20
Чэнь Сяохуэй. Употребление наименований лица по свойству в русских
газетных текстах………………………………………………………………………….. 24
Шалина Л.В. Семантическая вариативность отглагольных
новообразований на -тель в современном русском языке……………………….. 29
Методика
Апакина Л.В. Компьютеризированные творческие задания
в системе обучения русскому языку как иностранному
на начальном этапе………………………………………………………………………. 35
Березкина Е.П. Поэтический текст XVIII века в иностранной аудитории:
круг проблем и возможные пути их решения………………………………………... 39
Ван Чжэ. Факторы, влияющие на восприятие русского письменного текста
в китайской аудитории…………………………………………………………………... 43
Стрельчук Е.Н. Русская разговорная речь в методике преподавания РКИ:
к постановке проблемы………………………………………………………………….. 48
Культурология
Веч О.Я. Диалог культур. Паралингвизмы как одно из эффективных
средств декодирования смыслов художественного текста………………………. 53
Каданцева Е.Е. К вопросу о некоторых интралингвистических факторах
архаизации лексики современного русского языка
в культурологическом аспекте……………………………………………………….… 57
Корниенко E.Р. К вопросу о текстовых лакунах……………………………………………… 62
Литературоведение. Анализ художественного текста
Ан А.В. Метаязыковой комментарий как компонент современной
художественной прозы………………………………………………………………….. 67
Иванов А.С. Раннее творчество Александра Башлачева:
некоторые замечания……………………………………………………………………. 70
Ким Ен Ук. Путешествие как принцип существования в мире
трагического А. Платонова («Чевенгур» и «Котлован»)…………………………... 75
У Даньдань. Образы животных в лирике С.А. Есенина……………………………………. 80
Филиппова С.В. Своеобразие сказочного повествования
в повестях-сказках 1970–90-х гг. ……………………………………………………… 85
Шарифова С.Ш. Азербайджанский роман: смешение
с фольклорными жанрами………………………………………………………………. 90
Стр.3
4
Вестник ЦМО МГУ, 2011, № 1. Содержание
Проблемы современного образования
Арзамасова Л.А. Проблема воспитания информационной культуры
в педагогической теории и практике обучения…………………………………….. 95
Безкоровайная Л.С., Штыленко В.Е., Штыленко Е.Л. Русский, украинский
или английский: проблемы выбора языка обучения
для иностранных студентов в вузах Украины………………………………………. 101
Шмакова А.П. Потенциал информационных технологий
в осуществлении творческой педагогической деятельности……………………... 106
Русский язык в мире
Качигулова В.Н. Новые аспекты лингвострановедения в Киргизии
(из опыта обучения русскому языку студентов-иностранцев)……………………. 111
Уразаева К.Б. Типология билингвального образования как компонент
учебного процесса (специальности «русский язык и литература»
и «филология»)……………………………………………………………………………. 114
Практикум
Данильченко Н.И., Кон Е.А. Организация обучения грамматике
в начальных классах с помощью блочной подачи материала……………………. 119
Мартышова О.Д. Формы и методы преподавания русской литературы
в школах Гагаузии. Интегрированный урок…………………………………………. 124
Наши авторы……………………………………………………………………………................. 127
Стр.4
Вестник ЦМО МГУ, 2011, № 1. Содержание
CONTENTS
Russian philology
Vladimirova T.E., Nguyen Trong Do. Communication Spheres as an Object
of Language Teaching and Allied Studies……………………………………………… 7
Gagarin S.N. Verbalizational dictionaries of textually transcendental concepts:
an evolutionary outlook……………………………………………………………………. 14
Khisamova G.G. Structuring a communicative situation in fiction text………………………... 20
Chen Xiaohui. Use of nomination of persons by property in Russian
newspaper texts……………………………………………………………………………. 24
Shalina L.V. Semantic variability of verbal new growths on -tel
in modern Russian…………………………………………………………………………. 29
Methods of teaching
Apakina L.V. Computerized creative tasks in the system
of teaching Russian as a foreign language at an elementary level…………………... 35
Berezkina E.P. The poetic text of the XVIIIth century in foreign audience:
circle of problems and possible ways of their decision………………………………… 39
Wang Zhe. Factors affecting comprehension of the Russian written text
by chinese students………………………………………………………………………... 43
Strelchuk E.N. Russian spoken in the methodology of teaching Russian
as a foreign language: statement of the problem………………………………………. 48
Culturology
Vech O.Ja. The dialogue of cultures. Paralinguisms as one of
the effective means of art text meaning decoding……………………………………… 53
Kadantseva E.E. Intralinguistic factors of archaisation
of the contemporary literary Russian language vocabulary
in culturological aspect…………………………………………………………………….. 57
Kornienko E.R. On the problem of textual gaps………………………………………………… 62
Study of literature
An A.V. Metalinguistic commentary as a component
of the modern art prose……………………………………………………………………. 67
Ivanov A.S. Alexander Bashlachev's early creativity:
some remarks………………………………………………………………………………. 70
Kim Young Wook. «Journey» as a principal of human existence
in the tragic world of Andrei Platonov
(«Chevengur» and «Pit»)…………………………………………………………………. 75
Wu Dandan. Images of animals in the lyrics by S.A. Esenin…………………………………... 80
Filippova S.V. Fairy-tale narration peculiarities
in the fairy-tale novels of 1970–90th……………………………………………………… 85
Sharifova S.Sh. Mixing of Azerbaijani novels with
the folklore genres…………………………………………………………………………. 90
5
Стр.5
6
Вестник ЦМО МГУ, 2011, № 1. Содержание
Problems of modern education
Arzamasova L.A. The issue of informational culture's upbringing
in pedagogical theory and practice of teaching………………………………………… 95
Bezkorovaynaya L.S., Shtylenko V.E., Shtylenko H.L. The language for training
foreign students in the institutions of higher educations in Ukraine………………….. 101
Shmakova A.P. Potential of information technologies in fulfillment
of creative pedagogical activity…………………………………………………………… 106
Russian in the world
Kachigulova V.N. New aspects of culture-oriented linguistics in Kyrgyzstan
(from experience of training of foreign students)……………………………………….. 111
Urazayeva К.B. Typology of bi-lingual education as part of the learning process
for the students of Russian Language and Literature and Linguistics……………….. 114
Practicum
Danilchenko N.I., Kon E.A. Organization of teaching grammar
in the elementary grades using
a block of the material……………………………………………………………………... 119
Martishova O.D. Forms and methods of teaching Russian literature
in schools of Gagauzia. Integrated lesson………………………………………………. 124
Our authors ……………………………………………………………………………................... 127
Стр.6