Д.С. Шабалин
Этос античных ладов
Древнегреческое слово «этос» употреблялось в значении «нрав», независимо от того, относится ли это к индивиду или к целым народам. <...> Однако у античных философов этос
сводился к воздействию музыки на душу человека с целью вызвать в ней
определенное настроение или создать душевный настрой вообще. <...> В древнегреческих словарях в число значений термина «этос» входят «настроение»,
«душевный настрой». <...> В музыкальных ладах этос заложен изначально и
наиболее непосредственным образом. <...> Музыкальный лад вообще является кристаллизацией сплошной речевой интонации. <...> Вот как описывается механизм такой кристаллизации в
древних трактатах: «Звучание есть пространство в границах от острого к тяжелому и наоборот [ – от тяжелого к острому]. <...> В нем вращается любое движение речевого и интервального звучания, повышающееся и понижающееся. <...> Звучание же, называемое интервальным, никоим образом не совершается безостановочно, не уподобляется некоему течению, а, незаметно расстанавливаясь и проходя небольшое пространство… обнаруживает определенную высотность» [3, 66-67. <...> Мы
говорим, что звучание установлено тогда… когда чувство показывает нам,
что [звук] не движется ни вверх, ни вниз» [3, 67]. <...> В ладовых звуках таким
образом кристаллизуется, фиксируясь, динамика усиления или ослабления
напряженности. <...> Эти движения голоса сопутствуют речи в виде мелодической интонационности, расчленяемой на напряженно обостреямые, «оксийные», и расслабленно утяжеляющиеся, «варийные» звучания. <...> Такое членение называется мелосом – тоновой, ритмической или слоговой артикуляцией, в равной
мере действующей как в отношении речи, так и пения: «Существует мелос
речевой и музыкальный. <...> Музыкальный
же мелос, которым занимается гармоника, – интервальный, состоящий из
фтонгов и фон, ибо нужно ведь, чтобы движение звучания в нем было интервальным и состояло из многих остановок» [3, 69-70]. <...> Естественная расчлененность разговорной <...>
Этос_античных_ладов__Интеграция_науки_и_высшего_образования_в_социально-культурной_сфере._–_М._«Композитор»._2007._–_C._249-260..pdf
Опубликовано в сб.: Интеграция науки и высшего образования в социальнокультурной
сфере. – М.: Издательский Дом «Композитор». 2007. – C. 249260.
Д.С.
Шабалин
Этос античных ладов
Древнегреческое слово «этос» употреблялось в значении «нрав», независимо
от того, относится ли это к индивиду или к целым народам. Отсюда и
«этика» – «мораль и нравственность». Однако у античных философов этос
сводился к воздействию музыки на душу человека с целью вызвать в ней
определенное настроение или создать душевный настрой вообще. В древнегреческих
словарях в число значений термина «этос» входят «настроение»,
«душевный настрой». В музыкальных ладах этос заложен изначально и
наиболее непосредственным образом. С этими же «упрощенными» значениями
данный термин употребляется и в настоящей статье.
Музыкальный лад вообще является кристаллизацией сплошной речевой
интонации. Вот как описывается механизм такой кристаллизации в
древних трактатах: «Звучание есть пространство в границах от острого к тяжелому
и наоборот [ – от тяжелого к острому]. В нем вращается любое движение
речевого и интервального звучания, повышающееся и понижающееся.
Однако одно дело в речи, посредством которой мы беседуем между собой,
[где]. звуки проходят такое пространство безостановочно, подобно какому-то
равномерному течению вверх и обратно, не задерживаясь на одной высотности.
Звучание же, называемое интервальным, никоим образом не совершается
безостановочно, не уподобляется некоему течению, а, незаметно расстанавливаясь
и проходя небольшое пространство… обнаруживает определенную
высотность» [3, 66-67. Переводы я привожу здесь в своей редакции,
уточняя при наличии греческого оригинала значения ключевых терминов,
где его нет – осторожно приближая текст к собственной интерпретации его
смысловых особенностей].
«Острота обнаруживает себя через натяжение, а тяжесть через ослабление,
как говорят относительно инструментов: натягивая струну,
249
Стр.1
мы ведем ее в остроту, а ослабляя – в тяжесть. Но время, в течение которого
мы предваряем и передвигаем струну по высоте, – еще не острота, ибо [ей
только] предстоит возникнуть. Аналогично происходит и при тяжести. Вот
когда эти движения прекращаются, тогда и возникают острота и тяжесть.
Острота и тяжесть отличаются от натяжения и ослабления как производящие
от производных. Высотность же – это некий покой и остановка звучания. Мы
говорим, что звучание установлено тогда… когда чувство показывает нам,
что [звук] не движется ни вверх, ни вниз» [3, 67]. В ладовых звуках таким
образом кристаллизуется, фиксируясь, динамика усиления или ослабления
напряженности.
Эти движения голоса сопутствуют речи в виде мелодической интонационности,
расчленяемой на напряженно обостреямые, «оксийные», и расслабленно
утяжеляющиеся, «варийные» звучания. Такое членение называется
мелосом – тоновой, ритмической или слоговой артикуляцией, в равной
мере действующей как в отношении речи, так и пения: «Существует мелос
речевой и музыкальный. Речевой образован из акцентов в словах. Ведь естественно,
что голос при разговоре повышается и понижается. Музыкальный
же мелос, которым занимается гармоника, – интервальный, состоящий из
фтонгов и фон, ибо нужно ведь, чтобы движение звучания в нем было интервальным
и состояло из многих остановок» [3, 69-70]. Естественная расчлененность
разговорной интонации по звукоряду в музыкальном мелосе такова
же, как по стопам в стиховых колонах: целевой фтонг аналогичен стиховому
тесису, ударному слогу, предударный фтонг – арсису, движение переступания
с одного тесиса на другой – это фона: «Что такое арсис? Всякий раз, когда
нога приподнята, когда мы намереваемся податься вперед. А тесис? Когда
нога поставлена» [3, 111]. Сходство музыкального и стихотворного мелосов
заключается в том, что «имеется три вида стоп, из которых складываются
стихотворные размеры, как и все лады образуются из четырех звуков» [6,
166].
По Платону, в пении артикулируются три элемента: «в мелосе есть три
части: слова, гармония и ритм» [6, 164]. Музыкальный и поэтический мелосы
заложены в текучей интонации речи, чрез которую формируется душевный
настрой человека, но и сами они являются порождением строя его безупречной
духовности. «Ритм и лад…должны следовать за речью, а не речь за ними.
Действительно, они должны сообразоваться со слогом. А способ выражения
да и сама речь разве не соответствуют душевному складу человека? ... Значит
250
Стр.2