Познавая историю музыки прошлого: Сб. ст. в
честь Е. В. Герцмана / Отв. ред. <...> Музыкальное мышление античности
Исследователи древней музыки, как правило, не обращают достойного
внимания на существенный принцип античного музыкального мышления,
каковым является нисходящая направленность звукодвижения. <...> 1 Нисходящий принцип музыкального мышления античности прямо выражен в
описаниях учебно-теоретических пособий: все перечисления звуков начинаются сверху. <...> Об этом косвенно свидетельствуют рисунки поющих с поднятыми подбородками, указывающими на поднятую вверх гортань, а тем
самым на преобладание в античных мелодиях высоких звуков. <...> 2 Данный
принцип прямо противоположен современному принципу преобладания
137
в построении звукорядов и мелодических контуров восходяще-мажорной
направленности. <...> Риман: «Зерно системы [древнегреческой теории музыки] образует гамма, представляющая полную противоположность нашей
мажорной гамме. <...> 4
После исследований происхождения ладового октоиха стало ясно, что
монодийные лады возникли из мелодических интонаций, служащих в произношении модусами – вперед и назад направленными интонациями, со
временем оформившимися в прямое (изъявительное) и плагальные наклонения. <...> Эта природа непосредственно отражена на становлении и григорианских ладов, именуемых теми же модусами или наклонениями. <...> Античные
роды пения, таким образом, относятся лишь к одному, назад направленному, то есть плагальному наклонению, оно было тогда единственным. <...> Нисходящая интонационность, господствовала в речи эллинов до времени введения в графику в III-II в. до Р. <...> Фонетическая интонационность речи с
необходимостью влияет на пение, хотя эта ее роль в музыке не всегда осознается. <...> На его строе
сказалась, прежде всего, интонационность древнегреческой речи: скользящее движение голоса вниз до кварты естественным образом, как бы само
собой отпечатывает четыре звука с интервальными промежутками тон-тонполутон <...>
Музыкальное_мышление_античности__Познавая_историю_музыки_прошлого_Сб._ст._в_честь_Е._В._Герцмана._–_Владивосток_«Дальнаука»,_2007._–_С._137-157..pdf
Опубликовано в сб. Познавая историю музыки прошлого: Сб. ст. в
честь Е. В. Герцмана / Отв. ред. Е.М. Алкон. - Владивосток: «Дальнаука»,
2007. – С. 137-157.
Шабалин Д.С.
Музыкальное мышление античности
Исследователи древней музыки, как правило, не обращают достойного
внимания на существенный принцип античного музыкального мышления,
каковым является нисходящая направленность звукодвижения. 1 Нисходящий
принцип музыкального мышления античности прямо выражен в
описаниях учебно-теоретических пособий: все перечисления звуков начинаются
сверху. По-видимому, и контуры мелодических построений начинались
и заканчивалась наверху, сопровождаясь соответствующей интонационной
семантикой движения к кульминационной неустойчивости не
вверх, а вниз. Об этом косвенно свидетельствуют рисунки поющих с поднятыми
подбородками, указывающими на поднятую вверх гортань, а тем
самым на преобладание в античных мелодиях высоких звуков. 2 Данный
принцип прямо противоположен современному принципу преобладания
137
Стр.1
в построении звукорядов и мелодических контуров восходяще-мажорной
направленности. Это не просто результат действия стихийно сформировавшейся
традиции. Ему соответствует уходящая вверх, к напряженности,
и возвращающаяся вниз в устойчивое состояние вопросо-ответная речевая
интонация. Интонационная логика античности была противоположной современным
восходящее-мажорным музыкальным представлениям.
На противоположность музыкальных понятий эллинов нашим понятиям
обратил внимание Х. Риман: «Зерно системы [древнегреческой теории музыки]
образует гамма, представляющая полную противоположность нашей
мажорной гамме. Греки представляли себе гамму идущей сверху вниз, тогда
как мы привыкли представлять себе мажорную гамму идущей снизу
вверх… Средняя октава у греков соответствовала нашему e'-e, что… составляет
противоположность нашей мажорной гамме с-с'». 3 Эту особенность
античного музыкального мышления Х. Риман называет «минорным
восприятием греков», причисляя к нему также арабов и персов. В Византии,
по его мнению, оно было постепенно вытеснено «мажорным восприятием».
4
После исследований происхождения ладового октоиха стало ясно, что
монодийные лады возникли из мелодических интонаций, служащих в произношении
модусами – вперед и назад направленными интонациями, со
временем оформившимися в прямое (изъявительное) и плагальные наклонения.
Эта природа непосредственно отражена на становлении и григорианских
ладов, именуемых теми же модусами или наклонениями. Античные
роды пения, таким образом, относятся лишь к одному, назад направленному,
то есть плагальному наклонению, оно было тогда единственным. Нисходящая
интонационность, господствовала в речи эллинов до времени введения
в графику в III-II в. до Р. Х. просодических знаков, когда в их речи
сформировалось уравновешенное
двунаправленное, восходященисходящеее,
интонирование. Фонетическая интонационность речи с
необходимостью влияет на пение, хотя эта ее роль в музыке не всегда осознается.
Наблюдается она в наше время в кавказском, в частности, в адыгском,
песенном фольклоре. 5 Прием построения мелодий вниз-вверх с «отрицательной»
вопросо-ответной структурой в соответствии с природным
минорным наклонением довольно широко использовлось в европейской
музыке XVIII в., в произведениях Д.С. Бортнянского, П.И. Чайковского.
138
Стр.2