Региональный
научный журнал
Решением Президиума ВАК
Министерства образования РФ
от 10, 17, 24 января 2003 г.
журнал «Культурная жизнь
Юга России»
включен в перечень
ведущих научных изданий,
в которых должны быть
опубликованы основные
научные результаты
диссертаций на соискание
ученой степени доктора наук
КУЛЬТУРНАЯ
ЖИЗНЬ
ЮГА
РОССИИ
№ 3 (41), 2011
Учредитель
Краснодарский
государственный
университет
культуры и искусств
Свидетельство
о регистрации средства
массовой информации
ПИ № 77-13004
от 1 июля 2002 г.
ISSN: 2070-075X
Подписной индекс 20647
в каталоге Роспечати
Редакторы <...> 252-66-30,
e-mail: kjur2002@mail.ru
Краснодарский
государственный университет
культуры и искусств,
редакция журнала
«Культурная жизнь
Юга России»
ШЕФ-РЕДАКТОР
Шадюк Н. Н. <...> Krasnodar
№ 3 (41), 2011
“Культурная жизнь Юга России”
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ <...> Влияние расовой специфики на художественные процессы современного джазового искусства...................................8
КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО. <...> Ф. М. Шак
Влияние расовой специфики на художественные процессы
современного джазового искусства
Статья посвящена расовым исследованиям джазовой музыки. <...> Признавая за
джазом статус классической музыки, он парирует:
«Джазовая музыка открыто признает свой долг по
отношению не к Европе, но к Африке» [3]. <...> Ранний
бибоп использовался как элемент социального и
расового самоутверждения. <...> По
мнению Кубика, «бибоп был социополитической
реакцией на господствующие американские ценности. <...> Джазовая музыка, ее интеллектуальные стилевые решения, в первую очередь бибоп, служили
именно тем художественным элементом, посредством которого отдельные «черные» исполнители пытались самоактуализироваться. <...> Если для «белого» автора
джазовая проблематика тесно взаимосвязана с
музыкой и эстетическими категориями как таковыми, то для «черных» критиков и публицистов
вопрос джазовой музыки неизменно обрастает
расовыми коннотациями. <...> Двигаясь далее, следует поставить вопрос:
имеют ли расовая специфика <...>
Культурная_жизнь_Юга_России_№3_2011.pdf
Региональный
научный журнал
Решением Президиума ВАК
Министерства образования РФ
от 10, 17, 24 января 2003 г.
журнал «Культурная жизнь
Юга России»
включен в перечень
ведущих научных изданий,
в которых должны быть
опубликованы основные
научные результаты
диссертаций на соискание
ученой степени доктора наук
Учредитель
КРАСНОДАРСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
Свидетельство
о регистрации средства
массовой информации
ПИ № 77-13004
от 1 июля 2002 г.
ISSN: 2070-075X
Подписной индекс 20647
в каталоге Роспечати
Редакторы
Е. Ю. ТРЕТЬЯКОВА
Н. В. БЛИЗНЮК
Т. Э. РУССО
Корректор
Е. А. КОЛОМИЕЦ
Дизайн обложки
А. И. ШАНДРО
Дизайн внутренней
стороны обложки
Н. А. ТЮРИНА
Адрес редакции
350072, г. Краснодар,
ул. 40-летия Победы, 33,
тел. (861) 252-66-30,
e-mail: kjur2002@mail.ru
Краснодарский
государственный университет
культуры и искусств,
редакция журнала
«Культурная жизнь
Юга России»
ШЕФ-РЕДАКТОР
ШАДЮК Н. Н.,
и. о. ректора КГУКИ
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ЧУМАЧЕНКО В. К.,
канд. филол. наук, проф.
ЧЛЕНЫ РЕДКОЛЛЕГИИ:
Захарченко В. Г.,
народный артист России и Украины, композитор
Лихоносов В. И.,
лауреат Государственной премии России, писатель
Коробейников В. В.,
народный художник России,
член-корр. Российской академии художеств
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ :
Аронов А. А.,
д-р культурологии (Москва)
Ашхотов Б. Г.,
д-р искусствоведения (Нальчик)
Боук Б.,
Ph. D. of History (США)
Вакуленко Е. Г.,
д-р пед. наук (Краснодар)
Власова Т. И.,
д-р пед. наук (Ростов-на-Дону)
Головин В. В.,
д-р филос. наук (Санкт-Петербург)
Зенкин К. В.,
д-р искусствоведения (Москва)
Казакова А. Г.,
д-р пед. наук (Москва)
Курганский С. И.,
д-р пед. наук (Белгород)
Кучукова З. А.,
д-р филол. наук (Нальчик)
Мариупольская Т. Г.,
д-р пед. наук (Москва)
Минц С. С.,
д-р ист. наук (Краснодар)
Краснодар
КУЛЬТУРНАЯ
ЖИЗНЬ
РЮГАОССИИ
№ 3 (41), 2011
Стр.1
Regional scientific
periodical
Founder
KRASNODAR
STATE UNIVERSITY
OF CULTURE AND ARTS
The Mass Media Registration
Certificate:
PI № 77-13004
06/01/2002
ISSN: 2070-075X
Index № 20647
in Rospechat subscription
catalogue
RUSSIANSOUTH
CULTURAL
STUDIES
№ 3 (41), 2011
Мозгот В. Г.,
д-р пед. наук (Майкоп)
Морозов С. А.,
д-р филос. наук (Краснодар)
Павлов Ю. М.,
д-р филол. наук (Армавир)
Сломский В.,
д-р габилитации (Польша)
Сороко Э. М.,
д-р филос. наук (Белоруссия)
Супрун (Яремко) Н. А.,
Editor
V. K. CHUMACHENKO
Assistant editors
E. YU. TRETYAKOVA
N. V. BLIZN`YUK
T. YE. RUSSO
д-р искусствоведения (Украина)
Трехбратов Б. А.,
д-р ист. наук (Краснодар)
Хагуров А. А.,
д-р социологии (Майкоп)
Шабалин Д. С.,
д-р искусствоведения (Краснодар)
Юнусова В. Н.,
д-р искусствоведения (Москва)
НАУЧНЫЕ РЕЦЕНЗЕНТЫ:
Теория и история культуры
Науменко В. Е. (канд. ист. наук, проф.)
Философия, социология
Editorial office
kjur2002@mail.ru
(861) 252-66-30
Cultural Studies:
Russian South,
Krasnodar
State University
of Culture and Arts,
33, 40-letiya Pobedy st.,
Krasnodar, 350072,
Russia
Гриценко В. П. (д-р филос. наук, проф.)
Храмов В. Б. (д-р филос. наук, проф.)
Филология, искусствоведение
Алябьева А. Г. (д-р искусствоведения, доц.)
Ветошкина 3. А. (канд. филол. наук, доц.)
Третьякова Е. Ю. (д-р. филол. наук, доц.)
Тхорик В. И. (д-р филол. наук, проф.)
История
Еремеева А. Н. (д-р ист. наук, проф.)
Педагогика и психология
Зиновьева Н. Б. (д-р пед. наук, проф.)
Подлеснов А. А. (канд. пед. наук, доц.)
Стражникова Т. И. (канд. пед. наук, доц.)
Слуцкий А. И. (канд. пед. наук, проф.)
Krasnodar
Стр.2
№ 3 (41), 2011
“Культурная жизнь Юга России”
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ
А. В. Святославский.
Трансляция культурного опыта как основа формирования концепции «всеединства» у Л. П. Карсавина........................5
Ф. М. Шак.
Влияние расовой специфики на художественные процессы современного джазового искусства ..................................8
КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО. ОБРАЗОВАНИЕ
А. Р. Галустов.
Проблема самообразования в современных педагогических исследованиях .......................................................... 11
М. М. Шахбанова.
Установка на межэтнические браки в общественном сознании малочисленных народов
(На примере андо-цезской этнической группы) ................................................................................................. 14
Ю. Г. Благодер.
Роль образовательных учреждений Российской Империи в распространении знаний о китайской культуре ................ 17
Е. Н. Гусарова.
Возрастные особенности развития творческой личности и их влияние на становление индивидуальности
в системе образования ................................................................................................................................. 20
C. Ж. Додуева.
Восприимчивость дошкольных образовательных учреждений к новшествам: факторы, препятствующие освоению ....... 22
В. Ф. Третьяченко.
Роль семантических фигур музыкальных текстов (Из практики воспитания скрипача) ............................................ 24
М. С. Аскеров.
Высшее образование: подготовка бакалавров по дисциплине «Народное художественное творчество» ...................... 26
ПРОБЛЕМЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ
В. Е. Нарожный, Е. И. Нарожный.
Из истории археологического изучения Чечено-Ингушетии (1986–1991 годы) ....................................................... 29
Р. А. Остапенко.
Религиозные верования адыгов по сведениям европейских авторов (XIII – середина XIX века) ................................. 36
Е. М. Багаева.
Формирование фабрично-заводской индустрии на Кубани в 80–90-е годы XIX века ................................................ 38
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. ЖУРНАЛИСТИКА
Н. М. Абакарова.
О некоторых особенностях дискурса нонсенсов у Эдварда Лира .......................................................................... 42
А. Е. Плохарский.
К вопросу о теории «полиисторического романа» Германа Броха ......................................................................... 45
А. Ф. Горобец.
Развитие типологических и жанровых особенностей юридической журналистики в России ...................................... 49
ЭТНОЛОГИЯ И ФОЛЬКЛОРИСТИКА
М. В. Шарапова.
Традиции и новации в культурно-историческом развитии костюма кубанского казачества
(Женская одежда второй половины XIX – начала XX века) .................................................................................. 51
С. Ю. Пальгов.
Зимние ритуальные обходы дворов и обряды сельских малороссов Нижнего Поволжья ........................................... 53
ЛИНГВИСТИКА
О. Ю. Щибря.
Прецедентный текст как уникальная единица концептосферы текста .................................................................... 56
А. Г. Хамурзова.
Прием лингвокультурной симметрии в обучении латинскому языку ...................................................................... 58
Е. А. Ветошкина.
Глагольная конструкция to be out как репрезентант концепта Пространство ......................................................... 60
Е. А. Зюзина.
Об употреблении букв Э и Е после согласных в словах иноязычного происхождения ............................................... 62
3
Стр.3
4
“Культурная жизнь Юга России”
ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО
С. А. Колесникова.
Проблема художественного пространства в «Горе от ума» А. С. Грибоедова ........................................................... 65
Е. С. Грачевская.
Творчество В. М. Гаршина в контексте идей А. Шопенгауэра – Э. Гартмана ............................................................. 67
А. Исмаель.
«Достоевский и декаданс» как литературоведческая проблема............................................................................ 70
З. Х. Гулиева.
Особенности гендерной поэтики в сборнике Т. Зумакуловой «Цветок на камне» ..................................................... 71
Е. М. Ротай.
«Новый русский реализм»: основные признаки литературного проекта ................................................................ 73
Е. И. Приходько.
Белореченская газета «Сталинский призыв» в годы Великой Отечественной войны ................................................. 74
Ю. Л. Хохлач.
Об авторах монархистской и либеральной направленности на страницах кубанской печати: их публикации и судьбы ... 76
Д. А. Масалов.
Формирование книжного фонда на Кубани ....................................................................................................... 78
Е. А. Шадрина.
Использование учебных гипертекстовых материалов в библиотечно-образовательной среде ................................... 81
А. В. Гололобова.
Программное обеспечение автоматизированных библиотечных систем в России .................................................... 84
С. Г. Апетян.
Словообразовательная активность англицизмов в различных типах дискурса ......................................................... 86
О. А. Хорошилова.
К вопросу о соотношении денотативного и коннотативного компонентов в семантической структуре
прилагательного хороший / good / καλός ........................................................................................................ 88
Т. А. Славгородская.
Особенности словообразовательных новаций в современной разговорной речи ..................................................... 90
Ю. В. Лиун.
Фразеологические возможности выражения категории времени в русском языке ................................................... 92
М. А. Малиш.
Место историко-монументальных памятников в системе исторического знания ...................................................... 93
О. В. Ботвина.
Роль ритма в формировании эмоциональной отзывчивости ученика ..................................................................... 95
С. М. Макарова.
Музыкально-эстетическое воспитание учащихся в классе цифровых инструментов ................................................. 97
Т. Ю. Чистова.
Музыкальный театр и кинематограф: аспекты взаимодействия ............................................................................ 99
М. М. Хучбаров.
Теоретико-методологические аспекты музыкальной эстетизации современного
образовательного процесса ..........................................................................................................................101
С. С. Широкова.
Готовность эстрадного певца к концерту .........................................................................................................102
В. Г. Кусакина.
Поэма Г. В. Свиридова «Отчалившая Русь»: опыт исполнительской интерпретации .................................................104
Е. В. Бурдина.
Дифференцированный и индивидуальный подходы в развитии музыкальных способностей школьников
(Допрофессиональное обучение в классе фортепиано) ......................................................................................107
Е. E. Рыбалко.
Развитие творческого потенциала школьников в процессе обучения музыке .........................................................109
БИБЛИОГРАФИЯ
В. С. Пукиш.
Эволюция идентичностей украинцев Кубани: взгляд с исторической родины ........................................................111
Д. В. Грушевский.
Новые ракурсы кухаренковедения ................................................................................................................112
КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ РЕГИОНА
Литературная хроника Кубани .......................................................................................................................113
Сведения об авторах ........................................................................................................................................116
№ 3 (41), 2011
Стр.4