Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.

Модели мужественности: между плюрализмом и унификацией

0   0
АвторыПоспелова Ольга Вячеславовна
Издательство[Б.и.]
Страниц6
ID145640
АннотацияСтатья посвящена анализу моделей маскулинности как важнейшей составляющей гендерной системы. В качестве примеров рассматриваются дискурсы маскулинности позднесоветского и постсоветского общества.
Модели мужественности: между плюрализмом и унификацией / О.В. Поспелова .— : [Б.и.], 2009 .— 6 с. — URL: https://rucont.ru/efd/145640 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Модели мужественности: между плюрализмом и унификацией // Мужское и мужественное в современной культуре: научные доклады и сообщения. <...> к.филос.н., доцент Статья посвящена анализу моделей маскулинности как важнейшей составляющей гендерной системы. <...> В качестве примеров рассматриваются дискурсы маскулинности позднесоветского и постсоветского общества. <...> МОДЕЛИ МУЖЕСТВЕННОСТИ: МЕЖДУ ПЛЮРАЛИЗМОМ И УНИФИКАЦИЕЙ Современный российский дискурс гендера и сексуальности неоднороден и зачастую противоречив. <...> Безусловно, поддаются вычленению некоторые доминирующие установки и модели, которые и транслируются подавляющим большинством СМК. <...> Противоречивые императивы, максимы, нормы и ценности могут уживаться в сознании одних и тех же индивидов. <...> А если такая ситуация имеет место в науке, то она тем более характерна для обыденного мышления, не обремененного требованиями логической непротиворечивости и аподиктической очевидности аргументов. <...> Одним (но далеко не единственным) из объяснений противоречивости гендерных установок является тот факт, что в современной российской культуре циркулируют элементы различных по своим истокам гендерных моделей. <...> Условно эти модели можно определить как «традиционная русская модель», «советская модель», «традиционная западная модель» и так называемая «новая модель». <...> Под последней мы понимаем новые тенденции к плюрализации идентичностей, их освобождение от диктата биполярной гендерной модели. <...> Здесь происходит легитимация тех качеств в структурах мужской / женской идентичности, которые прежде ассоциировались исключительно с женщинами / мужчинами и, в силу этого, считались несовместимыми с «подлинно мужскими / женскими» качествами (например, эмпатия как желаемое качество для мужчин или самостоятельность и лидерские качества – для женщин). <...> Доминирующими эти тенденции назвать нельзя, так как они входят в конфликт с традиционными базовыми гендерными установками <...>
Модели_мужественности_между_плюрализмом_и_унификацией.pdf
Опубликовано: Поспелова О.В. Модели мужественности: между плюрализмом и унификацией // Мужское и мужественное в современной культуре: научные доклады и сообщения. – СПб., 2009. С. 17 – 20 Поспелова О.В. к.филос.н., доцент Статья посвящена анализу моделей маскулинности как важнейшей составляющей гендерной системы. В качестве примеров рассматриваются дискурсы маскулинности позднесоветского и постсоветского общества. МОДЕЛИ МУЖЕСТВЕННОСТИ: МЕЖДУ ПЛЮРАЛИЗМОМ И УНИФИКАЦИЕЙ Современный российский дискурс гендера и сексуальности неоднороден и зачастую противоречив. Безусловно, поддаются вычленению некоторые доминирующие установки и модели, которые и транслируются подавляющим большинством СМК. Совсем не обязательно быть исследователем, чтобы предположить общий тон этих установок: сексистский и гомофобный. И в то же время, как в любом современном обществе, предполагающем принципиальную неоднородность и структурную сложность, у нас отсутствуют универсальные, тотализирующие модели «мужественности» и «женственности». Дело не только в том, что ценности людей, разделенных этническими, религиозными, социально-экономическими и возрастными барьерами, не могут абсолютно совпадать. Противоречивые императивы, максимы, нормы и ценности могут уживаться в сознании одних и тех же индивидов. На это обращал внимание еще Томас Кун, разрабатывая проблемы объективности в научном исследовании1. А если такая ситуация имеет место в науке, то она тем более характерна для обыденного мышления, не обремененного требованиями логической непротиворечивости и аподиктической очевидности аргументов. Одним (но далеко не единственным) из объяснений противоречивости гендерных установок является тот факт, что в современной российской культуре циркулируют элементы различных по своим истокам гендерных моделей. Условно эти модели можно определить как «традиционная русская модель», «советская модель», «традиционная западная модель» и так называемая «новая модель». Под последней мы понимаем новые тенденции к плюрализации идентичностей, их освобождение от диктата биполярной гендерной модели. Здесь происходит легитимация тех качеств в структурах мужской / женской идентичности, которые прежде ассоциировались исключительно с женщинами / мужчинами и, в силу этого, считались несовместимыми с «подлинно мужскими / женскими» качествами (например, эмпатия как желаемое качество для мужчин или самостоятельность и лидерские качества – для женщин). Доминирующими эти тенденции назвать нельзя, так как они входят в конфликт с традиционными базовыми гендерными установками и не поддерживаются в нашем обществе ни магистральной культурной политикой, ни институциональным порядком. Что касается первых трех моделей, то они в основном и создают ту гендерную мозаику, из которой складываются образцы, предлагаемые социальным субъектам для их самоидентификации. Однако элементы этой мозаики рассогласованы. Так, например, модель, получившая название «традиционной западной», в качестве смыслообразующих элементов «нормативной маскулинности» выделяет рациональность, требование контроля за 1 Кун Т. Объективность, ценностные суждения и выбор теории. // Современная философия науки. — М., 1996, с. 65 1
Стр.1

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.