Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.
Историк и художник

Историк и художник №3 2007 (440,00 руб.)

0   0
Страниц198
ID145194
Аннотацияжурнал, посвящённый истории, искусству и их родству.
Историк и художник .— 2007 .— №3 .— 198 с. — URL: https://rucont.ru/efd/145194 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Сергей Секиринский ИÕ 3 × 2007 ЗРИМОЕ ПРОШЛОЕ Рыцари Ордена Святого Духа: от основания до эпохи Людовика XIV Из коллекции гравюр Ф.Ф. Вигеля Í Ирина Врубель, Александр Савушкин аряду с достоинством пэра дофину Людовику: «Нет большей радо Франции и высшим военным рангом сти для монарха, чем радость, которую маршала наиболее почетным для фран доставляет возможность оказать услуги цузского дворянства старого режима с нескольким знатным персонам, которы конца XVI века считалась принадлеж ми он доволен, не ущемляя при этом ность к Ордену Святого никого из своих скром Духа. <...> В декаб Знак Ордена Святого Духа ния королевской мило ре 1578 г. был принят ус сти не ценился так вы тав Ордена, и 1 января соко, как возведение в рыцари Ордена. <...> 3 × 2007 ИÕ 8 Ирина Врубель, Александр Савушкин разднил, совместив его с новым Орденом. <...> Поэтому рыцари Ордена Свя того Духа именовались «кавалерами коро левских Орденов». <...> Торжества устраивались и в честь возве дения новых членов, при этом, если в царствование Генриха III, Генриха IV и Людовика XIII, оно проходило в любом месте пребывания двора, то при Людо 3 × 2007 Рыцари Ордена Святого Духа Генрих III Валуа вике XIV c 1686 г. все собрания Ордена проходили только в капелле Версальско го дворца. <...> 3 × 2007 ИÕ 10 Ирина Врубель, Александр Савушкин Принятие рыцаря в Орден предпола гало его преданность католической ре лигии и личную преданность магистру Ордена — королю. <...> «Сыновья Франции» — дети короля от законного брака — становились членами Людовик XIII 3 Генрих де Бурбон принц Конде Ордена с момента рождения, но офици ально принимались в Орден после пер вого причастия. <...> Из рыцарей Ордена, возведенных в царствование Генриха IV, в коллекции Вигеля имеется только портрет Эркюля де Рогана герцога де Монтбазона, став шего рыцарем 5 января 1597 <...>
Историк_и_художник_№3_2007.pdf
Т Нагрудный карман ем, кто интересуется москов- скими древностями, известны работы, или хотя бы имя, Михаила Григорьевича Рабиновича (1916—2000). Недавно были опубликованы и его мемуары*, которые позволяют увидеть теперь уже наше сравнительно недавнее прошлое глазами историка и очевидца в одном лице. В та- ком сочетании есть свои преимущества. Профессиональное достоинство архео- лога — внимание к деталям. И не только в раскопе. Но и в окружающей жизни. Еще большее достоинство — в умении объяснить с помощью этих деталей не- что принципиально важное. Один из сквозных сюжетов книги воспоминаний ученого — «загадка» его поколения (с. 150), чья студенческая молодость пришлась на эпоху большого террора, а «психология» сформировалась под воз- действием утвердившегося сталинского режима. Автор показывает, как посте- пенно вытравлялись из сознания его сверстников и его самого последние со- мнения, как все больше они утвержда- лись в том, что «так надо». Но в пово- ротном для судеб страны и власти 1943 году между будущим мемуаристом и одним из его друзей произошло столк- новение, показавшее, что у каждого — своя мера сопротивляемости Системе, своя последняя грань. Повод к стычке был, казалось, не са- мый существенный — опубликованные в газетах образцы новой военной формы (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 6 января 1943 г.). А конкретной причиной стало исчезновение нагрудных карманов на солдатской гимнастерке. * Рабинович М.Г. Записки советского интеллектуала. М., 2005.  3 2007 ИÕ Отныне, то есть именно с 1943 года, «гимнастерки солдат и сержантов отли- чались от офицерских тем, что не имели нагрудных прорезных карманов с клапа- нами». Солдат, вынесший на своих пле- чах главные тяготы отступления, был теперь, когда стало немного легче, ли- шен права даже на минимум сокровен- ного — права на нагрудный карман. В ответ на удивление, высказанное Рабиновичем по этому поводу, его быв- ший товарищ по истфаку Московского университета, сам недавно вылезший из солдатской гимнастерки, ныне — кур- сант школы МГБ, возмутился: – А зачем солдату карманы? Ох, сколько еще в тебе этого… (c. 291). Свидетельство мемуариста дополняет свидетельство художника: первого июня 1943 года Александр Твардовский в письме к жене, рассказывая о преврат- ностях издательской судьбы образа Ва- силия Теркина, заметил: «Солдат сейчас не в моде. Он должен занять подобаю- щее ему место». «А зачем ему карманы?» и «Солдат должен занять подобающее ему место»! Вот так! Удивительно, но Твардовскому уда- лось прямо и ясно сказать об этой пере- мене в отношении к «труженику-солда- ту» в самой поэме: Срок иной, иные даты. Разделен издревле труд: Города сдают солдаты, Генералы их берут. Впрочем, и указ 6 января 1943 года о введении новой военной формы не все-
Стр.1