Сергей Секиринский
ИÕ
3 × 2007
ЗРИМОЕ
ПРОШЛОЕ
Рыцари Ордена Святого Духа:
от основания до эпохи Людовика XIV
Из коллекции гравюр Ф.Ф. Вигеля
Í
Ирина Врубель, Александр Савушкин
аряду с достоинством пэра дофину Людовику: «Нет большей радо
Франции и высшим военным рангом сти для монарха, чем радость, которую
маршала наиболее почетным для фран доставляет возможность оказать услуги
цузского дворянства старого режима с нескольким знатным персонам, которы
конца XVI века считалась принадлеж ми он доволен, не ущемляя при этом
ность к Ордену Святого
никого из своих скром
Духа. <...> В декаб
Знак Ордена Святого Духа
ния королевской мило
ре 1578 г. был принят ус
сти не ценился так вы
тав Ордена, и 1 января
соко, как возведение в рыцари Ордена. <...> 3 × 2007
ИÕ
8
Ирина Врубель, Александр Савушкин
разднил, совместив его с новым
Орденом. <...> Поэтому рыцари Ордена Свя
того Духа именовались «кавалерами коро
левских Орденов». <...> Торжества устраивались и в честь возве
дения новых членов, при этом, если в
царствование Генриха III, Генриха IV и
Людовика XIII, оно проходило в любом
месте пребывания двора, то при Людо
3 × 2007
Рыцари Ордена Святого Духа
Генрих III Валуа
вике XIV c 1686 г. все собрания Ордена
проходили только в капелле Версальско
го дворца. <...> 3 × 2007
ИÕ
10
Ирина Врубель, Александр Савушкин
Принятие рыцаря в Орден предпола
гало его преданность католической ре
лигии и личную преданность магистру
Ордена — королю. <...> «Сыновья Франции» — дети короля от
законного брака — становились членами
Людовик XIII
3
Генрих де Бурбон принц Конде
Ордена с момента рождения, но офици
ально принимались в Орден после пер
вого причастия. <...> Из рыцарей Ордена, возведенных в
царствование Генриха IV, в коллекции
Вигеля имеется только портрет Эркюля
де Рогана герцога де Монтбазона, став
шего рыцарем 5 января 1597 <...>
Историк_и_художник_№3_2007.pdf
Т
Нагрудный карман
ем, кто интересуется москов-
скими древностями, известны работы,
или хотя бы имя, Михаила Григорьевича
Рабиновича (1916—2000). Недавно были
опубликованы и его мемуары*, которые
позволяют увидеть теперь уже наше
сравнительно недавнее прошлое глазами
историка и очевидца в одном лице. В та-
ком сочетании есть свои преимущества.
Профессиональное достоинство архео-
лога — внимание к деталям. И не только
в раскопе. Но и в окружающей жизни.
Еще большее достоинство — в умении
объяснить с помощью этих деталей не-
что принципиально важное. Один из
сквозных сюжетов книги воспоминаний
ученого — «загадка» его поколения
(с. 150), чья студенческая молодость
пришлась на эпоху большого террора, а
«психология» сформировалась под воз-
действием утвердившегося сталинского
режима. Автор показывает, как посте-
пенно вытравлялись из сознания его
сверстников и его самого последние со-
мнения, как все больше они утвержда-
лись в том, что «так надо». Но в пово-
ротном для судеб страны и власти
1943 году между будущим мемуаристом и
одним из его друзей произошло столк-
новение, показавшее, что у каждого —
своя мера сопротивляемости Системе,
своя последняя грань.
Повод к стычке был, казалось, не са-
мый существенный — опубликованные в
газетах образцы новой военной формы
(Указ Президиума Верховного Совета
СССР от 6 января 1943 г.). А конкретной
причиной стало исчезновение нагрудных
карманов на солдатской гимнастерке.
* Рабинович М.Г. Записки советского интеллектуала. М., 2005.
3 2007
ИÕ
Отныне, то есть именно с 1943 года,
«гимнастерки солдат и сержантов отли-
чались от офицерских тем, что не имели
нагрудных прорезных карманов с клапа-
нами». Солдат, вынесший на своих пле-
чах главные тяготы отступления, был
теперь, когда стало немного легче, ли-
шен права даже на минимум сокровен-
ного — права на нагрудный карман.
В ответ на удивление, высказанное
Рабиновичем по этому поводу, его быв-
ший товарищ по истфаку Московского
университета, сам недавно вылезший из
солдатской гимнастерки, ныне — кур-
сант школы МГБ, возмутился:
– А зачем солдату карманы? Ох,
сколько еще в тебе этого… (c. 291).
Свидетельство мемуариста дополняет
свидетельство художника: первого июня
1943 года Александр Твардовский в
письме к жене, рассказывая о преврат-
ностях издательской судьбы образа Ва-
силия Теркина, заметил: «Солдат сейчас
не в моде. Он должен занять подобаю-
щее ему место».
«А зачем ему карманы?» и «Солдат
должен занять подобающее ему место»!
Вот так!
Удивительно, но Твардовскому уда-
лось прямо и ясно сказать об этой пере-
мене в отношении к «труженику-солда-
ту» в самой поэме:
Срок иной, иные даты.
Разделен издревле труд:
Города сдают солдаты,
Генералы их берут.
Впрочем, и указ 6 января 1943 года о
введении новой военной формы не все-
Стр.1