Особое внимание предполагается уделить понятиям авторское «я» и
лирический герой в поэзии и прозе. <...> Стилеобразующие факторы в тексте
Язык былины
Былина – эпическое фольклорное произведение, в котором воспеваются
русские богатыри и народные герои, их подвиги. <...> Типичным средством синтаксической связи
выступает присоединение, которое в структуре былины заостряется
единоначатием (анафорой): «А у оратая кудри качаются <…>, А брови у него
да черна соболя <…>, А кафтанчик у него черна бархата»; при сочинительной
связи союз да усиливает фольклорный характер текста. <...> Стилеобразующими факторами выступают в былине черты
фольклорной образности:
- уподобление героев животным и птицам;
- постоянные эпитеты и устойчивые сравнения;
- гипербола;
- приставочные глаголы (распотешился, повыехали);
- слова с уменьшительно-ласкательными и экспрессивными суффиксами
(плеточка, матушка, веселешенек, близехонько);
- деепричастия на –учи, -ючи (играючи, едучи);
- различные удвоения: темным-темно, оратай-оратаюшко, думу думати,
одеть-нарядить, грусть-тоска, весел-радостен, верой-правдою). <...> Многие архаизмы
совершенно утрачены в языке ( сыть – еда, корм; пожня – сенокосный луг;
ратай (оратай) – пахарь; полохаться – пугаться); некоторые же сохранились
как поэтизмы ( то есть слова, придающие тексту поэтический колорит):
гусельки яровчаты, лук разрывчатый, воск ярый, пламень, палаты, чара
(сосуд) и др. <...> Таким образом, язык былины определяется стилеобразующими
фольклорными факторами, эпической направленностью, первоначальным
устным бытованием и древностью, а также музыкально-песенным характером. <...> Рассмотрим художественно-образный строй былины «Вольга и Микула
Селянинович». <...> Сюжет достаточно прост: молодой Вольга Святославович отправляется со
своей дружиной «за получкою» (за данью) в подаренные ему города. <...> Зачин представляет собой первые четыре строки:
Когда воссияло солнце красное
На тое ли на небушко на ясное,
Тогда зарождался <...>
Анализ_художественного_текста_и_творческие_работы_в_школе._7_класс..pdf
Т. С. Петрова
Анализ художественного текста
и творческие работы в школе
Материалы для учителя
7 класс
Московский Лицей, 2002
Стр.1