О.Е. Коханая, доцент, кандидат
философских наук, зам. директора
Института МАСС МЕДИА
МГУКИ
ПЕРВЫЙ ДЕТСКИЙ ТЕАТР СОВЕТСКОЙ РОССИИ
(Генриетта Паскар: создание первого детского театра)
Важно отметить, что вся предреволюционная культурная жизнь в
России подготовила возникновение профессионального детского театра. <...> «Вряд ли можно указать еще другую эпоху,
- отмечал один из журналов в 1919 году, - в которую театр занимал бы такое
исключительно большое место в жизни народа, входил такой существенной
частью в его культурный обиход, как сейчас в России… Жажда театральных
впечатлений не только не убывает, но все увеличивается в силе. <...> Работали
традиционные театры, новаторские, «левые», агитационные, возникли
студийные коллективы, искавшие пути обновления искусства. <...> У ведущих театральных мастеров новой культуры зреет мысль о
создании специального театра для детей, с особым репертуаром. <...> Для детской
аудитории юной энтузиасткой Н.И. Сац в Москве организуются представления,
концерты, спектакли, в которых участвуют известные артисты И.В. Ильинский,
<...> В этот бурный театральный период, в 1920 году в Москве открывается
первый Государственный театр для детей (ГТДД, впоследствии
Госцентюз). <...> Детский театр не был связан ни предшествующей историей,
ни традициями, он начинался как абсолютно новое, невиданное доселе дело. <...> Перед его создателями теоретически была альтернатива – либо идти путем
«левых», создавая новое, революционное искусство, отказываясь от
традиций, от ценностей старой культуры, либо пойти путем сохранения
этих традиций, передачи своему зрителю всего лучшего, созданного
отечественным театром. <...> К счастью, выбор тех, кто имел отношение к
организации первого драматического детского театра в столице, был
единодушным - дети должны приобщаться к лучшим образцам мирового
искусства. <...> ...Детский художественный театр должен черпать свой репертуар
главным образом <...>
Первый_детский_театр_советской_России_.pdf
О.Е. Коханая, доцент, кандидат
философских наук, зам. директора
Института МАСС МЕДИА
МГУКИ
ПЕРВЫЙ ДЕТСКИЙ ТЕАТР СОВЕТСКОЙ РОССИИ
(Генриетта Паскар: создание первого детского театра)
Важно отметить, что вся предреволюционная культурная жизнь в
России подготовила возникновение профессионального детского театра. Но
именно Октябрьская революция в России вызвала подлинный взрыв творческой
энергии в различных видах искусств, в том числе, и в театре.
После революции, в условиях гражданской войны в России искусство театра
было необходимо миллионам людей. «Вряд ли можно указать еще другую эпоху,
- отмечал один из журналов в 1919 году, - в которую театр занимал бы такое
исключительно большое место в жизни народа, входил такой существенной
частью в его культурный обиход, как сейчас в России… Жажда театральных
впечатлений не только не убывает, но все увеличивается в силе. Театр стал
потребностью всех». Он становится доступным для народа. Работали
традиционные театры, новаторские, «левые», агитационные, возникли
студийные коллективы, искавшие пути обновления искусства.
У ведущих театральных мастеров новой культуры зреет мысль о
создании специального театра для детей, с особым репертуаром. В декабре 1918
года в Петрограде открылись «Курсы по руководительству детскими
театральными представлениями и праздниками». Здесь преподавали опытные
мастера: В.Э. Мейерхольд, А.А. Брянцев, С.Э. Радлов, Н.А. Лебедев, Ю.М.
Бонди. Также в декабре 1918 года при Московском Совете рабочих,
крестьянских и красноармейских депутатов был организован Детский отдел
Театрально-музыкальной секции, которым руководила Наталья Сац. Для детской
аудитории юной энтузиасткой Н.И. Сац в Москве организуются представления,
концерты, спектакли, в которых участвуют известные артисты И.В. Ильинский,
Стр.1
М.Н. Кедров, М.А. Титова, В.В. Барсова, В.Я. Книппер-Нардов, М.Н. Бабанова,
супруги Симонович-Ефимовы.
В этот бурный театральный период, в 1920 году в Москве открывается
первый Государственный театр для детей (ГТДД, впоследствии
Госцентюз). Он находится в ведении Наркомпроса.
Детский театр не был связан ни предшествующей историей,
ни традициями, он начинался как абсолютно новое, невиданное доселе дело.
Перед его создателями теоретически была альтернатива – либо идти путем
«левых», создавая новое, революционное искусство, отказываясь от
традиций, от ценностей старой культуры, либо пойти путем сохранения
этих традиций, передачи своему зрителю всего лучшего, созданного
отечественным театром. К счастью, выбор тех, кто имел отношение к
организации первого драматического детского театра в столице, был
единодушным - дети должны приобщаться к лучшим образцам мирового
искусства.
В «Положении об устройстве детского художественного театра» было
зафиксировано: «Все существующие виды театрального искусства,
воплощенные в художественные образы, способные радовать и возвышать
душу ребенка чудесами истинной красоты, должны быть представлены в
детском театре.
...Для детей нужна художественная условная правда, натурализм
их духовно не обогащает и эстетически не радует.
...Детский художественный театр должен черпать свой репертуар
главным образом в сказке, фантастике и классических произведениях». 1
Декларировалась не просто необходимость создания театра для
детей, но были сформулированы его задачи: «отвлекать... от мрачной
действительности», «радовать и возвышать душу ребенка», «духовно
обогащать и эстетически радовать». Таким образом, эстетическая и
компенсаторная функции будущего театра определялись в качестве
приоритетных.
Стр.2