МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
ИНСТИТУТ МАСС МЕДИА
Кафедра журналистики
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ И ЖУРНАЛИСТИКА
Учебная программа для студентов
по специальности «Журналистика»
Москва 2010
Утверждена на заседании кафедры журналистики 24. <...> 2010 г.
Актуальные проблемы современной науки и журналистика: Учебная программа / Сост. <...> Л.В. КОЛПАКОВ,
доцент кафедры журналистики
3
ВВЕДЕНИЕ
Нарастание кризисных процессов и явлений в развитии земной цивилизации и резкие изменения в жизни России, вызванные трансформацией ее политической, экономической, социальной, культурной
сфер, оборачиваются для российской журналистики рядом принципиально новых задач, решать которые предстоит молодому поколению
журналистов. <...> Курс «Актуальные проблемы современной науки и
журналистика» как раз и имеет целью подготовить выпускников специальности «Журналистика» к этой ответственной роли, вооружив их
необходимыми знаниями об основных проблемах современной науки
и тех возможностях, которыми обладают средства массовой информации. <...> Учебный курс «Проблемы современной науки и журналистика»,
включенный в систему подготовки студентов-журналистов, ставит
своей целью дать общие представления и знания о связи науки и
журналистики, их характерных особенностях, истории, способах
функционирования. <...> Как известно, понятие «научное знание» связано со смыслом слова
«знание» как умение, как навык, которое возникло значительно позднее двух издавна бытовавших в индоевропейском праязыке понятий –
сакрального знания и обыденного знания. <...> Посредством деятельных структур наука входит также в общий комплекс культурных преобразований. <...> Следовательно, задачей науки является изучение законов
изменения и развития объектов практической <...>
Актуальные_проблемы_современной_науки_и_журналистика_Учебная_программа_по_специальности_030601_«Журналистика».pdf
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
ИНСТИТУТ МАСС МЕДИА
Кафедра журналистики
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ И ЖУРНАЛИСТИКА
Учебная программа для студентов
по специальности «Журналистика»
Москва 2010
Стр.1
Утверждена на заседании кафедры журналистики 24. 01. 2010 г.
Актуальные проблемы современной науки и журналистика: Учебная
программа / Сост. Ю.А. Головин, Л.В. Колпаков. – М.: МГУКИ,
2010. – 15 с.
Cоставители:
Ю.А. ГОЛОВИН,
канд. филолог. наук, профессор
Л.В. КОЛПАКОВ,
доцент кафедры журналистики
3
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ
Нарастание кризисных процессов и явлений в развитии земной цивилизации
и резкие изменения в жизни России, вызванные трансформацией
ее политической, экономической, социальной, культурной
сфер, оборачиваются для российской журналистики рядом принципиально
новых задач, решать которые предстоит молодому поколению
журналистов. Курс «Актуальные проблемы современной науки и
журналистика» как раз и имеет целью подготовить выпускников специальности
«Журналистика» к этой ответственной роли, вооружив их
необходимыми знаниями об основных проблемах современной науки
и тех возможностях, которыми обладают средства массовой информации.
Учебный
курс «Проблемы современной науки и журналистика»,
включенный в систему подготовки студентов-журналистов, ставит
своей целью дать общие представления и знания о связи науки и
журналистики, их характерных особенностях, истории, способах
функционирования.
Как известно, понятие «научное знание» связано со смыслом слова
«знание» как умение, как навык, которое возникло значительно позднее
двух издавна бытовавших в индоевропейском праязыке понятий –
сакрального знания и обыденного знания. Таким образом, через свою
семантику научное познание связывается с преобразовательской,
предметно-ориентированной деятельностью. Посредством деятельных
структур наука входит также в общий комплекс культурных преобразований.
Целью
науки является предвидение процессов преобразования
предметов практической деятельности в продукты, т.е. в предметы
потребления, что происходит под активным воздействием человека.
При этом важно знать, по каким законам могут изменяться объекты
практической деятельности, взятые в их наиболее важных сущностных
связях. Следовательно, задачей науки является изучение законов
изменения и развития объектов практической деятельности, в сферу
которой попадает природный мир как целое и его элементы, разнообразные
социальные структуры, языковые формы, предметы искусства,
искусство как деятельность и т.п.
Возможно также оперирование с объектами, которые еще не существуют
в научной практике, а присутствуют в ней в потенции. В том
случае, когда объект изучения не стал предметом актуальной творческой
деятельности, но будет включен в нее в будущем, возникает
4
Стр.3
предвидение. Прогностическая роль науки представляется одной из
самых важных ее характеристик. Вторая определяющая черта науки –
ее предметная направленность: все, что наука изучает, она опредмечивает,
лишая объекты научного изучения субъектности, ценностной
окраски, убирая неповторимые индивидуальные черты.
В современном обществе отношение к науке носит амбивалентный
характер. С одной стороны, с наукой по-прежнему связываются надежды
на решение существующих сегодня в мире проблем. В наибольшей
мере это относится к областям экономических, физических,
биологических, медицинских или технических наук. С другой стороны,
усиливаются антисциентистские тенденции, имеющие как иррациональный
характер, так и вполне рациональные, ситуационно обусловленные
основания, например, в разрастающийся экологический
кризис, в чем обвиняют комплекс наук. Положение усугубляется некоей
сакрализацией науки в первом случае и демонизацией во втором.
Это объясняется дифференциацией научного знания и его усложнением,
усиливающейся специализацией языка науки и его возрастающей
дистанцированностью от обыденной речи. Возникает дополнительная
трудность понимания науки журналистами, как, например,
понимания естественнонаучных теорий гуманитариями.
Науковедение нельзя считать уже установившейся дисциплиной.
Как и собственно наука, она представляет собой постоянно меняющееся
знание. В задачу курса входит овладение основами философии,
истории и социологии науки, первый опыт взаимодействия с данными
областями знания, который делает возможным дальнейшую самостоятельную
работу журналиста над конкретными проблемами, возникающими
при анализе различных сфер культуры.
Цель курса заключается в формировании представлений студентов-журналистов
о динамике формирования и развития науки в контексте
социальной жизни и потребности людей в достоверном рациональном
знании.
Этим диктуются и основные задачи курса:
- изучение социально детерминированной структуры науки как
систематизированного знания;
- изучение столь же социально детерминированных механизмов
развития и воспроизводства знания в журналистике;
- изучение науки как системы знания, выстроенной по особой исторически
развивающейся схеме;
5
Стр.4