Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

ХХ съезд КПСС и советское общество (80,00 руб.)

0   0
Первый авторАксютин Юрий Васильевич
Издательство[Б.и.]
Страниц14
ID48302
Аннотация Много нового и интересного об общественных настроениях 1956 года стало возможным почерпнуть из ставших в последние 15–18 лет достоянием гласности материалов дневникового и мемориального характера. Именно на этих материалах основывает свои труды профессор Ю.В. Аксютин.
Кому рекомендованоДля педагогов, историков, широкого круга читателей.
Аксютин, Ю.В. ХХ съезд КПСС и советское общество / Ю.В. Аксютин .— : [Б.и.], 1996 .— 14 с. — URL: https://rucont.ru/efd/48302 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

д.и.н., профессор Московского государственного областного университета ХХ съезд КПСС и советское общество Сам Н.С. <...> Но в истории он остался прежде всего как "разгребатель грязи", как разоблачитель сталинских преступлений. <...> Его доклад «О культе личности и его последствиях» на закрытом заседании ХХ съезда КПСС затем оглашался перед 7 миллионами коммунистов и 18 миллионами комсомольцев. <...> До самого последнего времени считалось, что партия и народ с пониманием встретили этот шаг и что средства массовой информации и агитационно-пропагандистского аппарата в то время довольно точно отражали общественное настроение в стране и что сводные сведения об откликах населения на решения съезда, поступавшие в ЦК КПСС с мест и от силовых органов и строившиеся по заранее заданной схеме (трудящиеся единодушно одобряют действия властей, но наряду с этим «имеют место отдельные случаи нездоровых, а порой и враждебных проявлений») в данном случае соответствовали истине. <...> Много нового и интересного об общественных настроениях того 1956 года стало возможно почерпнуть из ставших в последние 15 – 18 лет достоянием гласности материалов дневникового и мемориального характера. <...> Рассказы этих людей, а главное высказанное ими личное отношение к тому или иному событию, к тому или иному политическому лидеру, дали возможность и некоторые основания для того, чтобы попробовать выявить количественные оценки различных секторов спектра политических настроений и предпочтений времѐн «оттепели», проследить динамику популярности наследников Сталина. <...> Как и любые воспоминания о прошлом, устные свидетельства носят не очень-то надѐжный характер. <...> Между тем сбор и количественная обработка устных воспоминаний помогает спуститься до уровня «молчаливого большинства», дать слово тем слоям и категориям советского общества, о пристрастиях и настроениях которых трудно получить полное и объективное представление из всех прочих источников <...>
ХХ_съезд_КПСС_и_советское_общество.pdf
1 Ю.В.Аксютин, д.и.н., профессор Московского государственного областного университета ХХ съезд КПСС и советское общество Сам Н.С.Хрущев самым своим великим деянием, сравнимым разве что с подвигом, считал арест Берии. Но в истории он остался прежде всего как "разгребатель грязи", как разоблачитель сталинских преступлений. Его доклад «О культе личности и его последствиях» на закрытом заседании ХХ съезда КПСС затем оглашался перед 7 миллионами коммунистов и 18 миллионами комсомольцев. До самого последнего времени считалось, что партия и народ с пониманием встретили этот шаг и что средства массовой информации и агитационно-пропагандистского аппарата в то время довольно точно отражали общественное настроение в стране и что сводные сведения об откликах населения на решения съезда, поступавшие в ЦК КПСС с мест и от силовых органов и строившиеся по заранее заданной схеме (трудящиеся единодушно одобряют действия властей, но наряду с этим «имеют место отдельные случаи нездоровых, а порой и враждебных проявлений») в данном случае соответствовали истине. Много нового и интересного об общественных настроениях того 1956 года стало возможно почерпнуть из ставших в последние 15 – 18 лет достоянием гласности материалов дневникового и мемориального характера. Однако, оставаясь по сути своей сугубо субъективными, они свидетельствуют лишь о том, что какое-то мнение было, высказывалось, даже обсуждалось, но не о том, насколько было распространено и разделялось другими людьми. Чтобы как-то восполнить этот недостаток источниковой базы, на факультете истории, политологии и права Московского государственного областного университета был предпринят сбор массовых устных свидетельств и оценок. По определѐнной методике в 1994 - 2004 годах был проведѐн опрос полутора тысяч человек (своих родителей, близких и дальних родственников, просто знакомых, и даже случайных встречных), помнящих о событиях той эпохи. Рассказы этих людей, а главное высказанное ими личное отношение к тому или иному событию, к тому или иному политическому лидеру, дали возможность и некоторые основания для того, чтобы попробовать выявить количественные оценки различных секторов спектра политических настроений и предпочтений времѐн «оттепели», проследить динамику популярности наследников Сталина. Да, конечно, устная история собирает наподобие пылесоса всѐ и без всякого разбора. Как и любые воспоминания о прошлом, устные свидетельства носят не очень-то надѐжный характер. Они часто не точны в силу ограниченных возможностей человеческой памяти и в значительной мере окрашены сегодняшним отношением к прошлому. Но ведь и официальные доку1
Стр.1