Ю.А. Головин, кандидат философских наук,
доцент, директор Института МАСС МЕДИА,
заведующий кафедрой журналистики МГУКИ
ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ
ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЖУРНАЛОВ
В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД
Большинство проблем, переживаемых столичными
художественными
литературно-
журналами Москвы и Санкт-Петербурга, в полной
мере, касаются и периферийных журналов, как региональных, так и
губернских. <...> Так же пережив период упоения вдруг свалившейся на голову
свободой, потом почти десятилетие полного забвения и развала, который в
типологии СМИ обозначен теперь как переходный период, журналы
российской глубинки в последние два-три года начинают постепенно
оживать. <...> Это выражается:
-
в
возвращении
некоторых
журналов
к
своим
старым
форматам, что говорит об увеличении их финансирования («Дальний
Восток», «Сибирские огни», «Урал»);
-
к некоторому, пусть и незначительному, увеличению тиража:
по сравнению, разумеется, с 90-ми годами («Дон», «Урал»);
-
в открытии новых литературно-художественных журналов:
региональных (к примеру, «Чувашия литературная» в Чебоксарах или
«Скобари» в Пскове), городских («Карамзинский сад» в Ульяновске, «День
и ночь» в Красноярске, «Кириллица» в Нижнем Новгороде, «Город» в
Тольятти, «Литературная Пермь» в Перми). <...> Дело в том, что в Советском Союзе и, в частности, в Российской
Федерации,
количество
наименований
литературно-художественных
журналов было резко ограничено. <...> Огромные культурные пространства
бывшего Союза перекрывались республиканскими изданиями
как на
1
национальном, так и на русском языках: такими, как флагман белорусской
литературы - журнал «Полымя», модный литовский альманах «Даугава»,
оригинальное грузинское издание «Литературный Тбилиси», в котором с
удовольствием печатались почти все либералы Союза от Булата Окуджавы
и Василия Аксенова до Василя Быкова и Олжаса Сулейменова. <...> Старейший <...>
Особенности_функционирования_региональных_литературно-художественных_журналов_в_постсоветский_период_.pdf
Ю.А. Головин, кандидат философских наук,
доцент, директор Института МАСС МЕДИА,
заведующий кафедрой журналистики МГУКИ
ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ
ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЖУРНАЛОВ
В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД
Большинство проблем, переживаемых столичными литературнохудожественными
журналами Москвы и Санкт-Петербурга, в полной
мере, касаются и периферийных журналов, как региональных, так и
губернских. Так же пережив период упоения вдруг свалившейся на голову
свободой, потом почти десятилетие полного забвения и развала, который в
типологии СМИ обозначен теперь как переходный период, журналы
российской глубинки в последние два-три года начинают постепенно
оживать. Это выражается:
-
в возвращении некоторых журналов к своим старым
форматам, что говорит об увеличении их финансирования («Дальний
Восток», «Сибирские огни», «Урал»);
-
по сравнению, разумеется, с 90-ми годами («Дон», «Урал»);
-
к некоторому, пусть и незначительному, увеличению тиража:
в открытии новых литературно-художественных журналов:
региональных (к примеру, «Чувашия литературная» в Чебоксарах или
«Скобари» в Пскове), городских («Карамзинский сад» в Ульяновске, «День
и ночь» в Красноярске, «Кириллица» в Нижнем Новгороде, «Город» в
Тольятти, «Литературная Пермь» в Перми).
Именно этот факт, то есть появление новых серьезных журналов,
вызывает некоторый осторожный оптимизм.
Дело в том, что в Советском Союзе и, в частности, в Российской
Федерации, количество наименований литературно-художественных
журналов было резко ограничено. Огромные культурные пространства
бывшего Союза перекрывались республиканскими изданиями как на
1
Стр.1
национальном, так и на русском языках: такими, как флагман белорусской
литературы - журнал «Полымя», модный литовский альманах «Даугава»,
оригинальное грузинское издание «Литературный Тбилиси», в котором с
удовольствием печатались почти все либералы Союза от Булата Окуджавы
и Василия Аксенова до Василя Быкова и Олжаса Сулейменова.
На территории Советской России таких журналов были единицы.
Старейший региональный журнал, учрежденный в 1922 году
постановлением еще ленинского Совнаркома, «Сибирские Огни» в
Новосибирске; основанный в 1933 году при содействии Максима Горького
журнал «Дальний Восток», издававшийся в Хабаровске; ведущее издание
литературного Нечерноземья - воронежский журнал «Подъем»;
крупнейший литературно-художественный журнал Урала и Сибири
«Урал», выходивший в бывшем Свердловске; самый популярный и
массовый журнал Поволжья «Волга», базировавшийся в Саратове; один из
главных поставщиков молодых талантов в Москву - петрозаводский
«Север»; а также журналы юга России: «Дон» (г. Ростов на Дону),
«Кубань» (г. Краснодар). Отличались они друг от друга мало. Все их
типологические признаки можно было уместить в несколько строк. Это
были:
-
массовые журналы с большими тиражами (до 150 - 200 тыс.
экземпляров), выходившие ежемесячно («Сибирские Огни», «Север»,
«Дальний Восток») и один раз в два месяца («Подъем», «Волга», «Урал»,
«Дон»), а также журналы, выходившие ежеквартально тиражами до 50 тыс.
экземпляров («Кубань»);
-
в большинстве своем, литературно-художественные и
общественно-политические издания («Сибирские огни», «Урал», «Север»,
«Подъем») или просто литературно-художественные («Дальний Восток»,
«Волга», «Дон», «Кубань»).
Учредителями журналов были, как правило, местные Союзы
писателей и местные партийные организации. Но главные редакторы
2
Стр.2