Шлыкова О.В.,
доктор культурологии, профессор МГУКИ
Электронная культура: дефиниции и тенденции развития <...> Современные исследования, связанные с изучением электронной
культуры, чрезвычайно разнообразны. <...> Каждое из них имеет под собой свою
логику раскрытия сущности данного феномена, свой подход (например,
технодетерминизм, культурно-антропологический детерминизм и др.) в
осмыслении философии электронной культуры, ее генезиса. <...> Дефицит исследований, характеризующих исходный уровень и
состояние культуры в условиях современной интернетизации и медиатизации
общества, свидетельствует о
том, что сложный синтетический характер
изучаемого объекта не поддается достаточно полному описанию и
исследованию с позиций какой-либо отдельно взятой науки, теории или
концепции. <...> Совершенно
очевидна
необходимость
рефлексии
культурных
процессов в контексте и под влиянием электронно-коммуникационных
технологий, стремительно ворвавшихся в современное общество, с другой культурной значимости и ценности самих новых технологий, испытывающих
влияние со стороны культуры и одновременно трансформирующих ее,
наращивающих культурологическое знание и социокультурную практику
бытия. <...> Прежде всего, следует отметить, что современные электронные
средства меняют ситуацию, в которой человек сталкивается с культурными
явлениями. <...> В отличие от методов систематизации информации и
социального опыта, выработанных эпохой Просвещения и построенных на
предметно-проблемном принципе их классификации (например, дифференциация знаний по различным дисциплинам: физика, химия, история и
т.п.), электронный век культуры возвращает нас к средневековому принципу
организации информации – реестровому (т.е. ее иерархизации на основании
большей или меньшей сенсационности; достаточно сравнить средневековые
хроники и современные программы новостей). <...> Возможно, за всем этим стоит <...>
Электронная_культура_дефиниции_и_тенденции_развития.pdf
Шлыкова О.В.,
доктор культурологии, профессор МГУКИ
Электронная культура: дефиниции и тенденции развития
1. Современные исследования, связанные с изучением электронной
культуры, чрезвычайно разнообразны. Каждое из них имеет под собой свою
логику раскрытия сущности данного феномена, свой подход (например,
технодетерминизм, культурно-антропологический детерминизм и др.) в
осмыслении философии электронной культуры, ее генезиса.
2. Дефицит исследований, характеризующих исходный уровень и
состояние культуры в условиях современной интернетизации и медиатизации
общества, свидетельствует о том, что сложный синтетический характер
изучаемого объекта не поддается достаточно полному описанию и
исследованию с позиций какой-либо отдельно взятой науки, теории или
концепции. Поэтому его изучение требует выработки комплексного
междисциплинарного подхода. Целостной теории данного уровня в
настоящее время пока еще не существует.
Совершенно очевидна необходимость рефлексии культурных
процессов в контексте и под влиянием электронно-коммуникационных
технологий, стремительно ворвавшихся в современное общество, с другой -
культурной значимости и ценности самих новых технологий, испытывающих
влияние со стороны культуры и одновременно трансформирующих ее,
наращивающих культурологическое знание и социокультурную практику
бытия.
3. Проблемное поле исследования феномена электронной культуры
определяется двумя капитальными обстоятельствами.
Прежде всего, следует отметить, что современные электронные
средства меняют ситуацию, в которой человек сталкивается с культурными
явлениями. Эта ситуация утрачивает характер массовой, коллективной
Стр.1