Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.

Синтаксис научной речи для иностранных студентов 2-3 курсов (190,00 руб.)

0   0
АвторыЗдорикова Ю.Н.
ИздательствоИвановский государственный химико-технологический университет
Страниц76
ID142095
АннотацияУчебное пособие предназначено для иностранных студентов 2-3 курсов. Цель пособия познакомить учащихся с особенностями научной речи, синтаксическими конструкциями, используемыми в ней, а также системой отношений, устанавливаемых в простом и сложном предложении. Теоретическая часть базируется на систематизирующих таблицах, знакомящих с системой отношений в современном русском языке. Пособие содержит систему упражнений по синтаксису научной речи на материале простого, сложного предложения и текста, что способствует развитию устной и письменной речи учащихся.
Синтаксис научной речи для иностранных студентов 2-3 курсов : Учебно-методическое пособие / Ю.Н. Здорикова .— Иваново : Ивановский государственный химико-технологический университет, 2007 .— 76 с. — Кафедра русского языка .— URL: https://rucont.ru/efd/142095 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ивановский государственный химико-технологический университет <...> Ю. Н. Здорикова СИНТАКСИС НАУЧНОЙ РЕЧИ Для иностранных студентов 2-3 курсов Учебное пособие Иваново 2007 Синтаксис научной речи для иностранных студентов 2-3 курсов: учеб. пособие / Ю.Н. Здорикова; Иван. гос. хим.-технол. ун-т. <...> ISBN 5-9616-0230-3 Учебное пособие предназначено для иностранных студентов 2-3 курсов. <...> Цель пособия – познакомить учащихся с особенностями научной речи, синтаксическими конструкциями, используемыми в ней, а также системой отношений, устанавливаемых в простом и сложном предложении. <...> Пособие содержит систему упражнений по синтаксису научной речи на материале простого, сложного предложения и текста, что способствует развитию устной и письменной речи учащихся. <...> Л.Н. Гусарова (ИГАСУ) ISBN 5-9616-0230-3 © ГОУ ВПО Ивановский государственный химикотехнологический университет СОДЕРЖАНИЕ Предисловие…………………………………………………………4 Часть 1. <...> СИСТЕМА ОТНОШЕНИЙ В ПРОСТОМ И СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ…………………………………5 <...> Функционально-семантический подход к данному аспекту синтаксической системы русского языка определил основной принцип описания – от смысла к форме, поскольку в своей речевой деятельности говорящий руководствуется определенной коммуникативной задачей – выразить те или иные смысловые связи между обозначаемыми явлениями. <...> Упражнения, составляющие практическую часть, ориентированы на структурно-смысловой анализ синтаксических конструкций, их трансформацию. <...> Образование и употребление причастий Действительные причастия Настоящее время Образуются только от глаголов несовершенного вида - УЩ-, -ЮЩ(1 спряжение) Читать читаЮЩий, давать даЮЩий Страдательные причастия Образуются только от переходных глаголов несовершенного вида -ЕМ-, -ОМ(1 спряжение) – Выполнять – выполняЕМый, – Создавать – создаваЕМый <...>
Синтаксис_научной_речи_для_иностранных_студентов_2-3_курсов.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Синтаксис_научной_речи_для_иностранных_студентов_2-3_курсов.pdf
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ивановский государственный химико-технологический университет Ю. Н. Здорикова СИНТАКСИС НАУЧНОЙ РЕЧИ Для иностранных студентов 2-3 курсов Учебное пособие Иваново 2007
Стр.1
Синтаксис научной речи для иностранных студентов 2-3 курсов: учеб. пособие / Ю.Н. Здорикова; Иван. гос. хим.-технол. ун-т. Иваново, 2007.- 76с. ISBN 5-9616-0230-3 Учебное пособие предназначено для иностранных студентов 2-3 курсов. Цель пособия – познакомить учащихся с особенностями научной речи, синтаксическими конструкциями, используемыми в ней, а также системой отношений, устанавливаемых в простом и сложном предложении. Теоретическая часть базируется на систематизирующих таблицах, знакомящих с системой отношений в современном русском языке. Пособие содержит систему упражнений по синтаксису научной речи на материале простого, сложного предложения и текста, что способствует развитию устной и письменной речи учащихся. Печатается по решению редакционно-издательского совета Ивановского государственного технологического университета Рецензент: кафедра иностранных языков Ивановского государственного © ГОУ ВПО Ивановский государственный химикотехнологический университет архитектурно-строительного университета; кандидат филологических наук доцент Л.Н. Гусарова (ИГАСУ) ISBN 5-9616-0230-3 химико
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ Предисловие…………………………………………………………4 Часть 1. СИСТЕМА ОТНОШЕНИЙ В ПРОСТОМ И СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ…………………………………5 1.Выражение определительных отношений……………………. .5 1.1. Определительные отношения в простом предложении…… 5 1.1.1. Образование и употребление причастий…………………. 5 1.1.2. Несогласованные определения……………………………10 1.2. Определительные отношения в сложном предложении…..11 2. Изъяснительные отношения в сложном предложении…… 16 3. Выражение временных отношений…………………………...20 3.1. Выражение времени в простом предложении……………...20 3.2. Выражение времени в сложном предложении…………..... 22 4. Выражение причинных отношений………………………….. 28 4.1. Выражение причины в простом предложении……………. 28 4.2. Выражение причины в сложном предложении…………… 30 5. Выражение отношений следствия…………………………… 33 6. Выражение целевых отношений…………………………… .37 7. Выражение сравнения………………………………………… 39 7.1. Выражение сравнения в простом предложении…………... 39 7.2. Выражение сравнения в сложном предложении………….. 45 8. Выражение меры и степени в сложном предложении………46 9. Выражение условия в сложном предложении……………….47 10. Выражение уступительных отношений……………………. 50 Часть 2. ТЕКСТ И ЕГО СВОЙСТВА…………………………54 1. Особенности структуры связного текста……………………. 54 2. Аннотирование…………………………………………………71 Использованная литература…………………………… 75 3
Стр.3
Предисловие Данное учебное пособие предназначено для иностранных студентов 2-3 курсов. Цель пособия – познакомить учащихся с научной особенностями речи, синтаксическими конструкциями, используемыми в ней, а также системой отношений, устанавливаемых в простом и сложном предложении. Функционально-семантический подход к данному аспекту синтаксической системы русского языка определил основной принцип описания – от смысла к форме, поскольку в своей речевой деятельности говорящий руководствуется определенной коммуникативной задачей – выразить те или иные смысловые связи между обозначаемыми явлениями. Языковой материал, используемый в пособии, отражает различные сферы естественно-научного и экономического знания. Теоретическая часть пособия представлена в виде систематизирующих таблиц, в которых указаны различные средства выражения системы отношений в русском языке. Упражнения, составляющие ориентированы на структурно-смысловой практическую часть, анализ синтаксических конструкций, их трансформацию. Пособие состоит из двух частей. В первой части на материале научной речи рассматриваются синтаксические особенности системы отношений в простом и сложном предложении. Вторая часть представляет особенности структуры текста как целого, в ней дается система упражнений по синтаксису текста, а также рассмотрены особенности аннотирования. 4
Стр.4
Ч а с т ь 1. СИСТЕМА ОТНОШЕНИЙ В ПРОСТОМ И СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ 1. Выражение определительных отношений 1.1. Определительные отношения в простом предложении 1.1.1.Образование и употребление причастий Действительные причастия Настоящее время Образуются только от глаголов несовершенного вида - УЩ-, -ЮЩ(1 спряжение) Читать читаЮЩий, давать даЮЩий -АЩ-, -ЯЩ(2 спряжение) Лечить лечАЩий, производить производЯЩий, относиться 5 – – - Страдательные причастия Образуются только от переходных глаголов несовершенного вида -ЕМ-, -ОМ(1 спряжение) – Выполнять – выполняЕМый, Создавать создаваЕМый, вести ведОМый, - ИМ – (2 спряжение) Производить – производИМый, гнать - гонИМый – – –
Стр.5
относЯЩийся Прошедшее время Образуются от глаголов совершенного и несовершенного вида - ВШ(основа на гласный) Кричать кричаВШий, сказать сказаВШий - Ш – (основа на согласный) Нести – нёсШий, везти - вёзШий Образуются от переходных глаголов совершенного вида - НН -, - Т – (основа на гласный) – Желать – желаННый, собрать собраННый, взять – взяТый - ЕНН – (основа на –И или на согласный) Изучить изучЕННый, привезти привезЁННый 1. Образуйте действительные причастия настоящего времени от следующих глаголов: Ускорять, строить, выполнять, работать, порождать, знать, возвращаться, рассказывать, гаснуть, сохнуть, заботиться, искать, ждать, брать, создавать, пить, мыть, жить, беречь, слышать, молчать, смотреть, зависеть, идти, бежать, плыть, плавать. 6 – - – –
Стр.6
времени от глаголов: Привозить, производить, 2. Образуйте страдательные причастия настоящего совершать, выпускать, разорять, рекламировать, желать, времени от глаголов: Обсудить, создавать, организовывать, нести, вести, искать. 3. Образуйте действительные причастия прошедшего обсуждать, руководить, возникать, дать, встречать, приходить, лежать, съесть, достигнуть, исчезнуть. 4. Образуйте страдательные причастия прошедшего времени от глаголов: Заинтересовать, сделать, перевести, опровергнуть, совершить, поставить, одеть, показать, начать, дать, посвятить, бросить, понизить, исправить. 5. Образуйте от данных глаголов возможные формы причастий: Ускорять, принимать, читать, встать, построить, открыть, подвергать, руководить, рассмотреть, произвести. 6. Согласуйте причастие с существительным в скобках и употребите полученное словосочетание в предложении. Опубликованный, опубликовавший (статья), рассмотревший, рассмотренный (тема), оказавший, оказанный (влияние), избравший, избранный (профессия), прочитавший, прочитанный (лекция), исполнивший, исполненный (роль), решивший, решенный (задача). укреплять, 7
Стр.7
стоящих в скобках. Многообразие 7. Перепишите текст, образуя причастия от глаголов, Методы прогнозирования проблем, обеспечении жизнедеятельности (возникать) предприятия при и (становиться) предметом прогнозирования при принятии управленческих решений, приводит к появлению большого количества разнонаправленных прогнозов, (требовать) определенной систематизации. В процессе прогнозирования используют два подхода: индуктивный подход – рассмотрение проблем от частного к общему, т.е. на основании фактических или (зарегистрировать) данных об объекте устанавливается тенденция (или закономерность) общего развития объекта, (использовать) при обосновании прогноза; дедуктивный подход (подход от общего к частному) – определение общих тенденций или закономерностей развития (анализировать) области техники, а затем – уровней и путей развития отдельных направлений. При поисковом прогнозировании состояние объекта в будущем определяется закономерностями, (выявлять) по частным результатам опыта или эксперимента его поведения в прошлом и настоящем. Причастие с относящимися к нему словами называется п р и ч а с т н ы м о б о р о т о м. Причастный оборот может стоять перед словом, к которому относится, или после него, сравните: Методы, применяемые в этом цехе, интересовали всех посетителей.- Применяемые в этом цехе методы мнтересовали всех посетителей. 8
Стр.8
8. Соедините два предложения, заменяя одно из них причастным оборотом. О б р а з е ц: Оправдано стремление построить модель. Эта модель относится к хорошо изученному классу математических задач. – Оправдано стремление построить модель, относящуюся к хорошо изученному классу математических задач. 1. Автоматизация технологических процессов есть комплекс мероприятий по управлению и контролю над технологическими процессами. Эти процессы исключают труд рабочего. 2. Полуавтомат – это машина с автоматическим циклом. Этот цикл повторяется с участием рабочего. 3. Применение вычислительной техники привело к появлению систем. Эти системы управляются от ЭВМ. 4. Развитие копировальных систем позволило создать фотокопировальные станки. Эти станки работают по специальному чертежу. 5. Основная тенденция в развитии прогнозирования в настоящее время заключается в создании полностью интегрированных систем информации. Эти системы содержат службы прогнозирования. 9. Измените порядок слов так, чтобы причастный оборот следовал за словом, к которому относится. О б р а з е ц: Избыток информации об определяющих развитие ситуации факторах нередко приводит к снижению качества проводимого ситуационного анализа. – Избыток информации о факторах, определяющих развитие ситуации, нередко приводит к снижению качества проводимого ситуационного анализа. 1. Майкл Портер выделяет следующие определяющие внутреннюю привлекательность рынка факторы. 9
Стр.9
2. Чистая олигополия – несколько производящих по существу одинаковые по качеству товары компаний. 3. На рынке оперирует множество предлагающих однородные товары или услуги конкурентов. 4. Применяемые для изготовления режущей части инструмента материалы разделяют на несколько групп.. 5. В автоматические линии могут осуществляющие сборочные операции агрегаты. 1.1.2 Несогласованные определения замените 1. Словосочетания с несогласованными определениями словосочетаниями с Сегмент рынка, показатели качества и количества, производство машиностроения, лояльность покупателя, среда маркетинга, среда экономики, факторы культуры, ассортимент товара, концепция производства. 2. Составьте словосочетания из данных слов. О б р а з е ц: служба – сбыт – служба сбыта Стратегия – маркетинг, условия – кредит, журнал – учет, процесс – покупка, снижение – затраты, расширение – доля – рынок – компания, план – экономическое развитие – регион – Дальний Восток, решение – сложные политические и экономические проблемы. с несогласованными определениями. 1. Автоматы 3. Из данных предложений выпишите словосочетания и полуавтоматы различного технологического назначения появились давно. 2. Станки такой конструкции применяются главным образом для 10 согласованными определениями. О б р а з е ц: отрасль промышленности – промышленная отрасль входить
Стр.10

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.