Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Ивановский государственный химико-технологический университет
О.А. Лещева, О.В. Козлова
ПОСТРОЕНИЕ ЦВЕТОВЫХ КОМПОЗИЦИЙ
С ПОМОЩЬЮ КОМПЬЮТЕРНЫХ ГРАФИЧЕСКИХ
ПРОГРАММ
Лабораторный практикум
к курсу «Текстильное колорирование»
Иваново 2008
Стр.1
УДК 677.027
Лещева, О.А. Построение цветовых композиций с помощью компьютерных
графических программ: лаборат. практикум. / О.А. Лещева, О.В.
Козлова; Иван. гос. хим.-технол. ун-т. – Иваново, 2008. – 80 с.
ISBN 978-5-9616-0266-1.
В теоретической части изложены свойства цвета и света, методы оценки
цвета, основные цветовые модели. Графический пакет Photoshop CS позволяет
наглядно продемонстрировать принципы образования цвета методами
субтрактивного и аддитивного смешения, практически ознакомиться с
основами трехмерного представления цвета в системах CMYK, CIELAB и
RGB, получить представление о возможности построения различных композиций,
цветовых гармоний, а также имитировать различные визуальные
эффекты.
Предназначено для студентов химиков-технологов высших учебных
заведений, обучающихся по специальности 240202 «Химическая технология
и оборудование отделочного производства» » по дисциплине «Текстильное
колорирование», усвоившим теоретические основы цветоведения,
приемы создания гармоничных сочетаний цветов, и желающим повысить
свою профессиональную грамотность в области практической колористики
с использованием прогрессивных компьютерных графических программ, а
также для специалистов предприятий и организаций.
Табл. 4. Ил. 61. Библ.: 16 назв.
Печатается по решению редакционно-издательского совета Ивановского
государственного химико-технологического университета.
Рецензенты:
кафедра химии Ивановского государственного университета технологии
и сервиса;
доктор технических наук, профессор А.П. Морыганов (Институт химии
растворов РАН, г Иваново).
© Лещева О.А., Козлова О.В., 2008
ISBN 978-5-9616-0266-1
© ГОУ ВПО Ивановский
государственный
химико-технологический
университет, 2008
2
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ
Система лабораторно - практических упражнений, включающая
различные прикладные программы, направлена на развитие
творческих способностей студентов.
Компьютерная технология – это источник новых возможностей,
ведущих к появлению новых профессиональных умений и
навыков, потребность которых на рынке труда возрастает. Программы
Adobe Photoshop CS, Paint и др. являются многофункциональными
базовыми редакторами в компьютерной графике, которая
в современном мире очень популярна, востребована в сферах
рекламы, полиграфии, web-дизайна и, конечно, они незаменимы в
практической колористике.
С помощью графической программы Paint можно создавать
простые или сложные рисунки, делая их черными или цветными,
трансформировать форму объекта, подбирать цвет и множество
оттенков, выполнять сложные графические построения, анимировать
изображения и др.
Графический пакет Photoshop CS позволяет наглядно продемонстрировать
принципы образования цвета методами субтрактивного
и аддитивного смешения, практически ознакомиться с основами
трехмерного представления цвета в системах CMYK, CIELAB
и RGB, получить представление о возможности построения
различных композиций, цветовых гармоний, а также имитировать
различные визуальные эффекты. Следует отметить, что на основе
данного программного обеспечения построено изучение технологических
приемов печати с использованием сетчатых шаблонов и
дизайна текстильного рисунка.
Использование информационных технологий позволит значительно
повысить качество подготовки студентов и уровень их
знаний и навыков.
Творческое мышление - это синтетическая деятельность,
применение же компьютера алгоритмизирует процесс создания
целостного образа. Соединение двух способов мышления (синте3
Стр.3
тического и аналитического) формирует способности к художественному
самовыражению (ткачество, отделка, дизайн).
Порядок прохождения лабораторного практикума
Все лабораторные работы выполняются на ПВЭМ в среде
графических программ - «Adobe Photoshop 8.0 CS», «Adobe Photoshop
8.0 CS 3», Paint.
Перед началом работы студент должен изучить теоретические
основы курса «Текстильное колорирование» и методику реализации
его в прикладной программе, а также ознакомиться со
списком рекомендуемой литературы.
Отчет по лабораторной работе должен быть представлен в
виде распечатанных на принтере черно-белых и/или цветных изображений,
рисунков (композиций) экрана ПВЭМ, максимально
раскрывающих суть темы и демонстрирующих применяемость
теоретических выкладок на практике.
4
Стр.4
Тема 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
И СВОЙСТВА ЦВЕТА
Цвет - это характеристика светового стимула (источника
света или предмета), вызывающего определенное зрительное
ощущение.
Свет - это электромагнитное волновое движение. Длины
волн видимого света заключены в интервале от 380 до 780 нм.
В видимом спектре человеческий глаз различает 120 цветов.
Эти цвета принято выделять в три группы:
1) коротко-волновая (380-500 н.м.), в которую входят фиолетовые,
сине-фиолетовые, синие и голубые цвета;
2)
средне-волновая (500-600 н.м.), в которую входят зеленоголубые,
зеленые,
желто-зеленые, желтые, желтооранжевые
и оранжевые цвета;
3) длинно-волновая (700-760 н.м.), в которую входят оранжевые,
красно-оранжевые и красные цвета.
Существующие в природе цвета делятся на ахроматические и
хроматические. К группе ахроматических относятся все белые,
черные и промежуточные между ними серые цвета. Группа хроматических
цветов включает в себя все цвета спектра, а также
цвета, которых нет в спектре, но являются результатом смешения
спектральных цветов - золотистые, табачные, терракотовые, пурпурные
и т.п.
Каждый цвет характеризуется тремя основными показателями
- цветовым тоном, насыщенностью (чистотой) и светлотой. Всё
цветовое пространство можно представить в виде замкнутого цветового
тела, состоящего из двух конусов, объединенных общим
основанием. Единой осью конусов является ахроматический ряд:
верхняя точка - белый цвет, нижняя – черный (рис.1).
По окружности основания расположены наиболее насыщенные
спектральные цвета (цвета радуги), которые расположены в
определенной последовательности: красный - оранжевый - желтый
- зеленый - голубой - синий - фиолетовый. Заштрихованный
5
Стр.5
треугольник (рис.1а) представляет собой местоположение цветов
одного цветового тона, в данном случае показан теневой ряд желтого
цвета. Цвета теневого ряда отличаются друг от друга светлотой
и насыщенностью.
а
Рис. 1
В теневом ряду все цвета, расположенные по образующим
конусов, по мере приближения к белому цвету, осветляются, а к
черному – затемняются, превращаясь в конечном итоге в белый
или черный цвета соответственно. Цвета, расположенные в основании
конусов, с приближением к ахроматической оси теряют
свою насыщенность.
На рис.1б представлен один из 24 теневых треугольников,
составленных Оствальдом. Равносторонний треугольник составлен
из 36 квадратов желтого цвета, одинаковых по цветовому тону
и отличающихся по светлоте и насыщенности цвета. В его вершинах
находятся хроматические белый и черный цвета, а по сторонам
– ступени от хроматического цвета до белого, от белого до
черного и от черного до хроматического. Для художников такой
альбом с наличием всех основных цветов и с различием их по
светлоте и насыщенности, несомненно, представляет определенный
интерес.
6
б
Стр.6
В нашем сознании цветовой тон ассоциируется с окраской
хорошо знакомых предметов. Многие наименования цветов произошли
в силу ассоциации с характерным цветом тел: песочный,
изумрудный, шоколадный, коралловый, сливовый, вишневый.
Цветовой тон - характеристика, определяющая оттенок
цвета по отношению к основному цвету спектра, то есть цветовой
тон показывает местоположение в спектре и собственно определяет
сам цвет.
Насыщенность (чистота) цвета представляет собой отличие
хроматического цвета от равного с ним по светлоте серого.
Степень насыщенности цвета определяется степенью присутствия
в оттенке чистого цвета или степени приближения этого цвета к
монохроматическому с такой же длиной волны. Синонимами насыщенности
могут служить "интенсивность", "хроматичность".
Цветовой тон + Насыщенность = Цветность
Ахроматические цвета не имеют цветового тона и насыщенности.
Третий признак цвета – светлота. Любые цвета и оттенки,
независимо от цветового тона, можно сравнить по светлоте, то
есть определить какой из них темнее, а какой светлее. Можно изменить
светлоту цвета, добавив в него белила или воду, тогда
красный станет розовым, зеленый – салатовым.
Светлота - качество, присущее как хроматическим, так и
ахроматическим цветам. Последние различаются между собой
только по светлоте. Благодаря тому, что мы помним цвета окружающих
нас предметов, мы представляем и их светлоту. Например,
желтый лимон нам кажется всегда светлее синей скатерти.
Любой хроматический цвет может быть сопоставлен по светлоте
с ахроматическим цветом. Чем меньше насыщенность хроматического
цвета, тем ближе он к ахроматическому цвету, и тем
легче найти соответствующий ему по светлоте ахроматический
цвет. Начало и конец ахроматического ряда – это белое и черное.
Яркость - степень присутствия в цвете черного или белого.
Слева голубой цвет близок к белому, поэтому он "яркий". Справа
7
Стр.7
(рис.2) цвет близок к черному, поэтому смотрится более "темным".
Рис.
2
В обиходном понимании разницу между яркостью и светлотой
трудно различить, и оба эти понятия рассматриваются почти
как эквивалентные. Однако можно заметить некоторое различие в
употреблении этих терминов, которое отражает и различие этих
двух феноменов. Как правило, слово "яркость" употребляют для
характеристики особенно светлых поверхностей, сильно освещенных
и отражающих большое количество света. Термин "яркость"
также нередко служит для характеристики цвета, когда имеются в
виду такие его качества, как насыщенность или чистота. Наконец,
термин "яркость" преимущественно употребляется для характеристики
источников света.
В естественнонаучной теории цвета различие между терминами
"яркость" и "светлота" достаточно четко определено. Светлота
это ощущение яркости, в котором важную роль играют конкретные
условия индивидуального психофизического восприятия
цвета. Одна и та же физическая, объективная яркость может вызывать
различные ощущения светлоты, и, наоборот, одна и та же
светлота может соответствовать различным степеням яркости.
Относительная яркость (коэффициент отражения) определяется
как отношение светового потока, отраженного от данной поверхности,
к потоку, падающему на неё. Этот коэффициент можно
определить при помощи рефлексометра, сравнительного фотометра
или приблизительно – по таблицам коэффициентов отражения
для различно окрашенных поверхностей.
Значения коэффициентов отражения для следующих цветов
лежат в пределах, %:
белый - 65-80
8
кремовый - 55-70
Стр.8
соломенно-желтый - 55-70 желтый - 45-60
тусклое золото - 35-40
светло-голубой - 20-50
темно-голубой - 5-15
темно-зеленый -10-35
голубой - 10-25
черный - 3-10
Как же определить яркость цвета?
Существует удобный способ для определения яркости цвета.
Как уже отмечено, именно степень присутствия белого или черного
и определяет яркость. Поэтому для определения, например,
степени яркости синего цвета, вполне логично сопоставить градацию
с его черно-белым аналогом (рис.3).
Рис. 3
Яркость цветов имеет значение при пространственном восприятии
окрашенных объектов.
Так, из рис.4 видно, что белый фон обеспечивает достаточную
контрастность для яблок всех цветов, кроме наиболее яркого
из них желтого.
Рис. 4
Фон сливается с яблоком и делает его более сложным для зрительного
восприятия. В случае же темной подложки плохо воспринимаются
менее яркие синие и коричневые яблоки.
9
Стр.9
Лабораторная работа №1
Задание 1
Оценить основные характеристики цветов с использованием
графического редактора «Paint».
Методика выполнения
1. Постройте шкалу в n ступеней, используя на панели инструментов
значок прямоугольника (рис.5, цифра 1).
2. В меню Палитра выберите команду - Изменить палитру.
Нажмите кнопку - Определить цвет.
3. Щелкните поле образца цветов, чтобы изменить значения
параметров Оттенок и Контраст, а затем перетащите ползунок
регулятора в поле градиента цвета, чтобы изменить
значение Яркость.
4. Нажмите кнопку - Добавить в набор, а затем на OK.
5. Нажмите на знак заливки (рис.5, цифра 2) и закрасьте прямоугольник.
Посмотрите, что у вас получилось.
1
2
Рис. 5
10
Стр.10