ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ МАШИНЫ
Идентификация потокосцепления ротора
и скорости асинхронного двигателя с учётом изменения его
активных сопротивлений
ВОЛКОВ А.В., СКАЛЬКО Ю.С. <...> Разработаны и исследованы в динамических и
стационарных режимах способы идентификации
потокосцеплений
ротора
и
скорости
частотнорегулируемого
асинхронного
двигателя,
учитывающие изменение его активных сопротивлений
статора и ротора. <...> Важным требованием, предъявляемым к
частотнорегулируемым
асинхронным
электроприводам
(ЧРАЭП)
широкого
назначения,
предназначенным
для
применения в различных отраслях хозяйства
и
для
работы
в
разных
средах
(взрывоопасной, агрессивной и запылённой),
является
отсутствие
в
них
датчиков,
установленных внутри и на валу двигателя <...> Выполнение указанного требования
способствует повышению эксплуатационной
надёжности ЧРАЭП и достигается за счёт
применения
устройств,
осуществляющих
идентификацию
параметров
режима
(потокосцепления,
скорости)
частотнорегулируемого короткозамкнутого
асинхронного двигателя (АД). <...> Заметим, что
без
осуществления
дополнительной
идентификации активных сопротивлений
статора и ротора решение задачи точного
регулирования
указанных
параметров
двигателя
невозможно,
поскольку
температурный дрейф значений активных
сопротивлений
АД
(достигающий
на
практике
полуторакратного
от
их
номинального
значения
и
вызванный
изменением нагрузочного режима привода
или
варьированием
температуры
окружающей среды) вносит значительную
погрешность
при
идентификации
потокосцепления и скорости, что приводит,
в свою очередь, к ухудшению точности
регулирования данных параметров режима <...> Известные
способы
идентификации
потокосцеплений и скорости АД основаны
на
следующих
различных
подходах:
нахождении
этих
параметров
АД
из
математической модели двигателя (в виде
системы дифференциальных уравнений с
постоянными
коэффициентами
или
нелинейных алгебраических уравнений с
варьируемыми <...>
Электротехника_№11_2009.pdf
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ МАШИНЫ
Идентификация потокосцепления ротора
и скорости асинхронного двигателя с учётом изменения его
активных сопротивлений
ВОЛКОВ А.В., СКАЛЬКО Ю.С.
Разработаны и исследованы в динамических и
стационарных режимах способы идентификации
потокосцеплений
ротора
и
частотнорегулируемого асинхронного двигателя,
учитывающие изменение его активных сопротивлений
статора и ротора.
Ключевые
слова:
асинхронный двигатель, потокосцепления ротора,
скорость, идентификация.
Важным требованием, предъявляемым к
частотнорегулируемым
электроприводам (ЧРАЭП) широкого
назначения,
предназначенным
для
применения в различных отраслях хозяйства
и для работы в разных средах
(взрывоопасной, агрессивной и запылённой),
является отсутствие в них датчиков,
установленных внутри и на валу двигателя
[1]. Выполнение указанного требования
способствует повышению эксплуатационной
надёжности ЧРАЭПи достигается за счёт
применения устройств, осуществляющих
идентификацию параметров режима
(потокосцепления,
скорости)
частотнорегулируемого короткозамкнутого
асинхронного двигателя (АД). Заметим, что
без
осуществления
дополнительной
идентификации активных сопротивлений
статора и ротора решение задачи точного
регулирования указанных параметров
двигателя
невозможно,
поскольку
температурный дрейф значений активных
сопротивлений АД (достигающий на
практике полуторакратного от их
номинального значения и вызванный
изменением нагрузочного режима привода
или
варьированием
при
окружающей среды) вносит значительную
погрешность
2
скорости
Methods of rotor flux and speed identification of fre
quencycontrolled induction motor taking into account
variation of active stator and rotor resistances are devel
oped and investigated in transient and stationary working
modes.
частотнорегулируемый
Key words: frequencycontrolled induction motor, rotor
flux, speed, identification.
асинхронным
регулирования данных параметров режима
[2].
Известные способы идентификации
потокосцеплений и скорости АД основаны
на следующих различных подходах:
нахождении этих параметров АД из
математической модели двигателя (в виде
системы дифференциальных уравнений с
постоянными коэффициентами или
нелинейных алгебраических уравнений с
варьируемыми
коэффициентами)
с
применением наблюдателя высокого порядка
[3] или итерационного метода расчёта [4];
использовании апериодических звеньев с
варьируемыми в них значениями
передаточного коэффициента и постоянной
времени для компенсации амплитудной и
фазовой
ошибок,
предварительном
вычислении скольжения АД, использовании
адаптивной системы с эталонной моделью
(model referencing adaptive system – MRAS),
осуществлении инжекции переменной
составляющей в статорный ток АД,
применении адаптивного наблюдателя
Люнбергера или расширенного фильтра
Калмана [3]; анализе зубцовых пульсаций
ЭДС двигателя [5] и др.
Идентификация активных сопротивлений
температуры
идентификации
потокосцепления и скорости, что приводит,
в свою очередь, к ухудшению точности
статора и ротора частотнорегулируемого
короткозамкнутого АД в известных способах
может
осуществляться:
через
предварительное вычисление реактивной
мощности двигателя [6], через вычисление
Стр.1