Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

«Когда краска еще свежа...». Неизвестные письма В.И. Шухаева и А.Е. Яковлева Д.Н. Кардовскому и О.Л. Делла-Вос-Кардовской / Вступ. ст., публикация и комментарии Е.П. Яковлевой // Советский музей. 1989. № 2. С. 42 – 48 (110,00 руб.)

0   0
Первый авторЯковлева Елена Пантелеевна
Издательство[Б.и.]
Страниц16
ID14052
Аннотация Многое связывало Александра Яковлева и Василия Шухаева. Представители неоклассицизма в рисунке и живописи, друзья и единомышленники, прошедшие одну школу, они обладали высочайшей профессиональной культурой и безупречным техническим мастерством. Общность взглядов и общие приемы работы во многом сближают произведения Яковлева и Шухаева, между тем каждый из них шел своим путем в искусстве. Основой же их творчества всегда оставалась школа Д. Н. Кардовского. Дмитрий Николаевич Кардовский (1866 - 1943) - незаурядный педагог, человек широкой эрудиции, по мнению Шухаева, готовил из своих воспитанников не просто художников, но мастеров. Дружеские, доверительные отношения связывали Кардовского с его учениками. Об этом свидетельствуют публикуемые впервые письма. Они охватывают учебный и пенсионерский периоды творчества художников (1909 - 1915) и дают богатый материал для изучения жизни и творчества Александра Яковлева и Василия Шухаева. Письма дают нам возможность познакомиться с некоторыми подробностями их пребывания за границей, с особенностями работы над теми или иными произведениями, с взглядами на искусство, фактами биографий.
Кому рекомендованоширокому кругу читателей, искусствоведам
Яковлева, Е.П. «Когда краска еще свежа...». Неизвестные письма В.И. Шухаева и А.Е. Яковлева Д.Н. Кардовскому и О.Л. Делла-Вос-Кардовской / Вступ. ст., публикация и комментарии Е.П. Яковлевой // Советский музей. 1989. № 2. С. 42 – 48 / Е.П. Яковлева .— : [Б.и.], 1989 .— 16 с. — URL: https://rucont.ru/efd/14052 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

) Осенью прошлого года в залах Государственного Русского музея экспонировалась совместная выставка произведений Александра Евгеньевича Яковлева (1887-1938) и Василия Ивановича Шухаева (1887- 1973), посвященная 100-летию со дня рождения художников. <...> Если с творчеством Шухаева зрители знакомы по ряду выставок прежних лет, то имя Яковлева многие открыли для себя впервые. <...> По окончании петербургской Академии художеств оба художника совершенствовали свое мастерство в пенсионерских поездках: Шухаев - в Италии (1912 - 1914), а Яковлев - сначала в Италии, Испании и на Майорке (1914 - 1915), а потом в странах Дальнего Востока - в Китае, Японии и Монголии (1917 - 1919). <...> На 35 лет пережил своего товарища Василий Шухаев. <...> Шухаев преподавал в республиканской Академии художеств, оформлял театральные постановки, писал картины. <...> Представители неоклассицизма в рисунке и живописи, друзья и единомышленники, прошедшие одну школу, они обладали высочайшей профессиональной культурой и безупречным техническим мастерством. <...> Увлеченные искусством старых мастеров, они «спали и видели себя обладающими мастерством Микеланджело, Рембрандта, Рубенса», вспоминал Шухаев. <...> Так, в Италии в 1914 году исполнили ставший знаменитым двойной автопортрет «Арлекин и Пьеро». <...> Общность взглядов и общие приемы работы во многом сближают произведения Яковлева и Шухаева, между тем каждый из них шел своим путем в искусстве. <...> Основой же их творчества всегда оставалась школа Д. Н. Кардовского. <...> Дмитрий Николаевич Кардовский (1866 - 1943) - незаурядный педагог, человек широкой эрудиции, по мнению Шухаева, готовил из своих воспитанников не просто художников, но мастеров. <...> Эти принципы Яковлев и Шухаев пронесли через все творчество - художественное и педагогическое. <...> Они охватывают учебный и пенсионерский периоды творчества художников (1909 - 1915) и дают богатый материал для изучения жизни и творчества Александра Яковлева и Василия Шухаева. <...> Письма дают нам возможность познакомиться с некоторыми <...>
«Когда_краска_еще_свежа...»._Неизвестные_письма_В.И._Шухаева_и_А.Е._Яковлева_Д.Н._Кардовскому_и_О.Л._Делла-Вос-Кардовской__Вступ._ст.,_публикация_и_комментарии_Е.П._Яковлевой__Советский_музей._1989._№_2._С._42_–_48.pdf
Roma. 24 december 1913 Дорогая Ольга Людвиговна! Слышал от Аленки, что Вы до сих пор не совсем здоровы, страшно досадно на Вашу болезнь. Выздоравливайте, пожалуйста. Это ведь ни на что не похоже! Болеть, да еще в Питере! Сегодня у меня счастливый день - видел Джоконду, которая перед отправлением во Францию путешествует по своей родине (Леонардо да Винчи. «Мона Лиза» («Джоконда»). Ок. 1503 г. Париж. Лувр. В августе 1911 года картина была украдена из Лувра итальянским рабочим Виченцо Перруджа и обнаружена только 11 декабря 1913 года во Флоренции. До возвращения в Париж 31 декабря 1913 года экспонировалась в городах Италии - Флоренции, Риме и Милане. Об этом см.: «Аполлон», 1913, № 10 (декабрь), с. 91.). Право, об этой картине приходится говорить как о живом существе, притом высшего порядка. Я посмотрел на эту картину, и как-то скверно на душе стало от сознания столь жалких работ, сделанных мною. Как-то почувствовалось несколько ложное направление нашего искусства. В прошлом письме уже Вам писал о своих взглядах на искусство, а сегодня, глядя на Джоконду, они подтвердились со страшной силой - необыкновенно ясен стал тот путь, на который нужно обратиться, чтобы искать то настоящее в искусстве, что как-то утерялось, а в последнее время и заменилось крайней крикливостью, за которой не было видно даже направлений настоящего искусства. (...) Картину свою мажу, и с каждым днем она мне все меньше нравится, а сегодня так смотреть не мог. Не унываю, если и не удастся, так ведь другую начну и в другой буду искать настоящего искусства. Как Дмитрий Николаевич? Действует в мастерской Кардовского? Здоров? Пожалуйста, привет ему и Вашей дочке. В. Шухаев Теперь в Риме глупые дни наступили - Рождество - и поэтому праздничное настроение с мещанской разгоряченностью и кинематографически [ми] острейшими удовольствиями. Нет нашего русского Рождества со снегом и бесшабашностью, правда, и мещанско-кинематографическая сторона очень сильна, но не единственная. Желаю Вам здоровья. Выздоравливайте, пожалуйста. В. Шухаев Открылась выставка футуристов, представьте? - скульптура понравилась своей декоративностью необыкновенно. В И. Шухаев - Д. Н. Кардовскому Roma. 10 gennario 1914 Многоуважаемый Дмитрий Николаевич! Позвольте поздравить Вас с Новым годом и попросить передать поздравления Ольге Людвиговне и маленькой Кардовской. Я в большом недоумении относительно Нового года - когда праздновать его наступление, не знаю. По новому стилю уже Новый год наступил. Итальянцы его отпраздновали усиленным посещением кинематографа. Россияне же еще только собираются - будет торжественный вечер в посольстве и прочих русских учреждениях. Да как-то не получается впечатления наступления Нового года, нет совершенно того праздничного настроения, что чувствуется в России в каждом пустячке. Довольно занятно итальянцы отпраздновали Крещение, правда, с (...) душераздирающими трубами, в которые трубили без передышки два дня и одну ночь (вероятно, самим стало противно - перестали). Занятность же праздника заключалась в продаже различных детских игрушек - свистящих, поющих, играющих и просто игрушек, без всяких звуков, склеенных из бумаги, дерева. (...) Среди же громыхающих инструментов встречались и такие, как (...) скрипки, бубен, барабан, да только не такой большой. Досадно - за пошлым громом душераздирающих труб этих инструментов не было слышно. По обычаю же, существующему у итальянцев, в этот праздник они игрушки дарят детям. Можно предположить, что в старое время праздник при отсутствии этих ужасных труб в смысле шума был гораздо музыкальнее. В настоящее время все мажу свою «Карусель» уже масляными красками. В темпере почему-то очень тускло вышло. (...) Желаю Вам хорошо жить в Новом, 1914 году. Ваш В. Шухаев В. И. ШУХАЕВ - О. Л. ДЕЛЛА-ВОС-КАРДОВСКОЙ Roma. [Начало 1914 г.] Милая Ольга Людвиговна! Страшно обрадовали своим письмом! - так приятно получать из России письма. Теперь в России, кажется, снег, да, вероятно, с морозом. Ужасно хотелось бы и на лыжах
Стр.5
Roma. 7 marzo 1914 Дорогой Дмитрий Николаевич! Ужасно счастлив, что пишу настоящее письмо, потому что могу начать словами: работаю в зоологическом саду. Наконец-то получил разрешение! Ужасно рад! Правда, еще не навострился в рисовании зверья, потому что встретился с незнакомой формой, но все это образуется, в этом уверен. Кроме же всего прочего уже с неделю как приехал Яковлев, событие, о котором не говорю, зная, что Вам понятно, какое впечатление мог произвести его приезд на меня. Уже затеяли с ним двойной портрет: я и он в костюмах Пьеро и Арлекина (Речь идет о двойном автопортрете). (...) На днях устраивал у себя в мастерской отчетную выставку для членов Общества, от которого получаю пенсионерство, - остались довольны колоссальным количеством работ, но недовольны «декадентским» направлением, оно и понятно! У меня к Вам есть большая просьба, заключающаяся в следующем: Аленка писала, что Фомин (архитектор) (Иван Александрович Фомин (1872 - 1936) - русский советский архитектор и историк архитектуры.) строит дом у Абамелек-Лазарева, в котором, т. е. доме, имеется к написанию два панно, работу над ними очень хотелось бы заполучить (В 1911 году князь С. С. Абамелек-Лазарев купил дом № 24 по Миллионной улице (ныне - улица Халтурина) в Петербурге. Часть дома, выходившая на Мойку, была сломана, и здесь архитектор И. А. Фомин в 1913 - 1915 годах построил новое здание. В отделке внутренних помещений использовались естественный и искусственный мрамор, декоративная скульптура и роспись. К созданию живописного панно «Аполлон на квадриге» (центральная часть перекрытия театрального зала) был привлечен художник У. А. Боданинский. Причина, по которой Шухаев участия в росписи не принимал, неизвестна.). Я ввиду тех соображений, что на будущий год у меня в кармане не будет ни гроша и все равно придется так или иначе зарабатывать. Я бесконечно был бы Вам благодарен, если бы Вы повлияли на Фомина в мою пользу. Желаю Вам всего хорошего. Пожалуйста, передайте привет Ольге Людвиговне. Ваш В. Шухаев. A. Е. Яковлева и В. И. Шухаева «Арлекин и Пьеро», 1914 (окончательно дописа»;Шухаевым в 1962 г.). Холст, масло. 210 * 142. Государственный Русский музей* Художники изобразили себя в ролях Арлекина (Яковлев) и Пьеро (Шухаев), в которых они выступали в пантомиме «Шарф Коломбины» в 1910 - 1911 годах на сцене петербургского «Дома Интермедий» (режиссер - B. Э. Мейерхольд). Подробнее об этом см.: Елена Яковлева. «Это было счастливейшее время...». А. Е. Яковлев, В. И. Шухаев и В. Э. Мейерхольд. К истории создания двойного автопортрета A. Яковлева и В. Шухаева «Арлекин и Пьеро». - «Нева», 1987, № 8, с. 171 - 176. B. И. ШУХАЕВ - Д. Н. КАРДОВСКОМУ Siena. 29 aprile 1914 Дорогой Дмитрий Николаевич! Три дня, как в Сиене (Сиена - город в Средней Италии, входящий в область Тоскана. Готические и ренессансные дворцы и церкви придают Сиене, живописно расположенной на холме, вид города-музея. К главным достопримечательностям Сиены относится готический палаццо Публико со знаменитыми фресками работы А. Лоренцетти и С. Мартини и собор с кафедрой для проповедей работы Никколо Пизано. В XIII веке в Сиене сложилась так называемая сиенская школа живописи, представителями которой являются следующие мастера.). Успели осмотреть, кажется, все, правда, со скоростью курьерского поезда, но, несмотря на быстроту, физиономия некоторых сиенских мастеров выяснилась, уяснилась. В особенности обратили большое внимание на уяснение любопытного, но туго поддающегося мастера, может быть, и не существовавшего как Gvido da Siena (Гвидо да Сиена (Gvido da Siena) - представитель раннего этапа развития сиенской школы живописи (XIII век).). Затем с огромным удивлением изучали Duccio (Дуччо ди Буонинсенья (Duccio di Buoningegha) (1255 - 1319) прославленный живописец, работавший в старой «византийской» манере. Автор картин на религиозные сюжеты, среди которых наиболее известны «Мадонна Руччелаи» (Уффици) и «Маеста» - мадонна на троне в окружении святых и ангелов (Сиенский собор).), который оказался как-то близок к нашей русской иконописи. Дальше пошли к братьям Ambrogio и Pietro Lorenzzetti (Братья Амброджио (Ambrogio) (ум. 1348) иПьетро (Pietro) (ок. 1280 - 1348) Лоренцетти (Lorinzetti) - представители одного из наиболее реалистических направлений в искусстве XIV века. Лучшее произведение Пьетро Лоренцетти - «Рождество богородицы» (1342 г., музей при Сиенском соборе), в котором религиозная тема получила жанровую трактовку. Амброджио Лоренцетти в своем главном произведении - фресках в сиенском палаццо Публико с изображением «доброго» и «дурного» правления (окончена в 1339 г.) - насыщает аллегорические образы реалистическим содержанием, изображает жанровые сцены на фоне великолепных пейзажей. В «Благовещении» (1344 г., Пинакотека в Сиене) он первым в средневековой Италии добился правильного перспективного построения пространства.) и перековыркнулись! Положительно произвел ошеломляющее впечатление Matteo di Diovanni (Маттео ди Джованни (Matteo di Diovanni di Bartolo Matteo di Siena) (1430 - 1495).), во-первых, своими изумительными по мастерству и разнообразному стилю мадоннами, а главное - двумя картинами на тему «Избиения младенцев»... Simone Martini (Симоне Мартини (Simone Martini) (12837 - 1344) - крупнейший мастер, ученик Дуччо, автор фресок в палаццо Публико, среди которых наиболее знамениты «Кондотьер Гвидориччио да Фольяно» и «Маеста».) со своими freskaMH. Оба исключительные мастера. Не говорю за неимением места. Ваш В. Шухаев. Привет Ольге Людвиговне. В. И. ШУХАЕВ, Е. Н. ШУХАЕВА, А. Е. ЯКОВЛЕВ - Д. Н. КАРДОВСКОМУ Maggio. 7. 1914 Дорогой Дмитрий Николаевич! Сидим во Флоренции - выдался час, в который не бегаем по музеям - уселись дома и зачали вспоминать свое академическое время. Конечно, в первую голову вспомнили Вас, - досадно, что такое путешествие мы делаем не вместе с Вами. Мне казалось, что вся работа
Стр.7
Стр.12