МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОМОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ М.В.ЛОМОНОСОВА
На правах рукописи
Морщихина Лариса Александровна
КЛАССИЧЕСКИЕ И НЕКЛАССИЧЕСКИЕ УТОПИИ
В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
09.00.11 – Социальная философия
Диссертация на соискание ученой степени
кандидата философских наук
Научный руководитель
доктор филос. наук, профессор
Опенков М.Ю.
Архангельск
2004
Стр.1
Содержание
Введение .............................................................................................................. 3
Глава первая ...................................................................................................... 11
1.1. Понятия «утопия», «утопизм» и «антиутопия». Основные
характеристики утопического сознания ........................................................ 11
1.2. Исторические парадигмы развития утопии. ........................................... 29
1.3. Природа и сущность утопического идеала ............................................. 78
Глава вторая ...................................................................................................... 89
2.1. Рациональность науки, мифа и утопии ................................................... 89
2.2. Утопия и идеология ................................................................................ 117
2.3. Утопия как прогноз и социальное творчество ..................................... 138
Заключение ..................................................................................................... 159
Список использованной литературы ............................................................ 164
2
Стр.2
Введение
Актуальность исследования темы.
Изучение такого неординарного явления, как утопия, вызывает
постоянный интерес исследователей, особенно в периоды общественной
нестабильности. «Fin de siècle» — эта, по словам Т.Манна «формула,
выражающая чувство гибели определенной эпохи», в последнее время вновь
стала актуальной.
Исследование феномена утопии и утопического сознания является
важным компонентом процесса переосмысления путей дальнейшего развития и
основных ценностей современной цивилизации. Вызывают определенный
интерес мировоззренческие и идеологические проблемы, связанные с
созданием возможностей для самостоятельного мышления индивидов, выбором
ими альтернативных путей развития общества, полаганием идеалов,
постановкой целей и осмыслением средств их достижения.
В процессе исследования возникает возможность не только определить
место и роль утопии в системе общественных отношений, но и дать оценку
современных социальных и политических проблем сквозь призму прошлого и
будущего. Важно отметить, что идеи о лучшем жизненном устройстве
сопутствовали людям на протяжении всей истории человечества. А в XIX и XX
веках развился утопизм, направленный на практическую реализацию
утопических идеалов. Проблема поиска оптимального жизнеустройства
граничит в этом случае с нахождением путей и выбором методов организации
жизни, а также с определением нравственного императива деятельности. В
рамках этого процесса немаловажную роль играет прогностическая
способность утопии.
В настоящее время уже существует значительный пласт исследований
феномена утопии, утопического сознания, а также широких форм его
проявления (антиутопии, дистопии, полиутопии, практопии).
Между тем, многие авторы пытаются отождествлять термины «утопия» и
«утопизм», что является неверным по отношению к их смысловому
3
Стр.3
наполнению. При этом утопии стремятся дать ограниченную (положительную
или отрицательную) характеристику, забывая о многогранности и
разносторонности этого феномена.
До сих пор четко хронологически не установлен период возникновения
классического типа утопии. Остается размытой граница определения
классической и неклассической утопии.
В дальнейшем исследовании нуждается гносеологическая природа
утопических идей. Вплоть до настоящего времени утопию относят к
вненаучным, нерациональным формам знания. Исследования в области теории
неклассической рациональности, позволяют оспорить этот тезис и доказать
рациональность утопии, которая исходит непосредственно из ее внутренней
природы.
Среди части исследователей преобладает мнение о том, что утопическое
сознание, будучи направленным на реализацию задуманного образа
совершенного будущего, послужило основой для возникновения идеологии, а
также тоталитаризма, как наиболее жесткой ее формы. Идеология в этом случае
понимается как апология правящей верхушкой существующего строя. Следует
отметить односторонность подобной точки зрения, при которой игнорируется
важная характеристика утопического сознания – его направленность на
выявление альтернативных возможностей будущего общества при осмыслении
основ существующего бытия с целью преодоления хаоса реальности.
Необходимо дать целостное представление о значении утопии в
структуре социального познания, а также неустранимости утопии из
социального дискурса.
Учитывая вышеизложенное, представляется весьма актуальным провести
детальный анализ феномена утопии и утопического сознания в контексте новых
социально-философских концепций и дать всестороннюю и целостную
характеристику этого явления.
4
Стр.4
Степень разработанности проблемы.
Исследованию утопии посвящено немало работ отечественных и
зарубежных авторов. В современных условиях наряду с распространением
различных форм проявления утопического сознания (утопии, антиутопии,
дистопии, полиутопии, практопии) растет и количество исследований о них.
Феномен утопического сознания становится объектом пристального внимания
ряда социальных наук. Изучаются история и философия утопии, связи между
утопией и политикой, утопией и искусством, утопией и мифом, религией,
утопией и социальным проектированием. Предпринимаются попытки создать
своеобразную социологию утопии, исследовать ее социальные функции, роль в
жизни общества и т.д. Важно, что в настоящее время утопию рассматривают
уже не только как ложное, иллюзорное и деструктивное начало или как один из
идейных источников теории научного коммунизма, но и как феномен,
обладающий позитивными и конструктивными функциями. Сегодня в мире
сформировался ряд исследовательских школ и направлений, занимающихся
проблемами утопии (такие исследования проводит, например, философский
факультет Римского университета), проводятся специализированные
симпозиумы (Колстонский Бристольский ун-т, США; Билефельдский ун–т,
ФРГ), международные конференции и школы. Ряд исследователей утверждает,
что на данный момент в мире сформировалось новое исследовательское
направление – утопиология.1
Весь спектр исследований утопии можно условно разделить на несколько
групп:
Исследования, посвященные изучению феномена утопии и утопизма.
Среди их авторов Э.Я.Баталов, Э.Блох, В.Володин, Ж.Катеб, Ч.С.Кирвель,
К.Кумар, А.А.Лукин, Л.Мэмфорд, И.Н.Неманов, Х.Ортега-и-Гассет, Р.Пари,
С.С.Сизов, Р.Трусон, Дж.Фергюсон, В.А.Чаликова, Е.Л.Черткова, Е.Шацкий и
другие отечественные и зарубежные исследователи.
5
Стр.5
Работы Э.Баталова, К.Кумар, М.Ласки, Т.Мольнара, Л.Мэмфорда,
Т.И.Ойзермана, С.М.Поздяевой, П.Розанвалон, Р.Руйе, А.Фогта,
В.А.Чаликовой, посвящены истории утопической мысли. К ним можно
добавить исследования А.Г.Айрапетова и А.И.Юдина, М.Беера, В.П.Волгина,
А.И.Володина, Н.С.Застенкера, А.Р.Ионнисяна, П.Луи, В.А.Малинина, Ж.Руса,
А.С.Ципко посвященные исследованию утопического социализма.
Предметом специального анализа стала типология утопий. Различные ее
варианты выдвинули Э.Я.Баталов, Ф.Е. и Ф.П.Мануэль, А.Мортон, Л.Мэмфорд,
Г.Негли и Дж.Патрик, Ф.Полак, С.С.Сизов, В.А.Чаликова, Е.Л.Черткова,
Е.Шацкий.
Растет число исследований, посвященных изучению утопического
сознания и утопического идеала (М.Александрова, С.Н.Булгаков,
Ч.С.Кирвель, А.И.Клибанов, В.А.Лекторский, Т.Логиновских, А.А.Лукин, Ф.Е.
и Ф.П.Мануэль, Н.С.Мудрагей, П.И.Новгородцев, А.А.Новиков, А.А.Овчаров,
Ж.Б.Фабр, Е.Л.Черткова). Можно выделить два направления в понимании
исследователями утопического сознания. Авторы, работы которых мы относим
к первой группе, не проводят различий между сознанием автора утопии и
утописта-практика, и рассматривают их деятельность как своеобразный «шифр
бытия» (Ч.Кирвель, А.Лукин, В.Чаликова, Е.Черткова и др.). Представители
второй группы исследователей отмечают, что в утопическом сознании
выражено исторически имманентное стремление субъектов социальной
деятельности или социальных деятелей к должному бытию (А.Овчаров,
А.Цуркан).
В 80-х гг. XX века выросло число исследований, посвященных изучению
эволюции утопизма в отдельных странах. Среди их авторов М.А.Барг,
Э.Я.Баталов, Дж.Бушан, Р.А.Гальцева, К.Гуго, В.А.Гуторов, А.И.Клибанов,
А.Мортон, А.В.Ревякин, Р.Решар, Ж.Рус, Ф.Фюре, Ю.Чернышов,
Л.С.Чиколини, А.В.Чудинов, В.П.Шестаков.
1 Кирвель Ч.С. Утопическое сознание: Сущность, социально-политические функции. – Минск,1989. – С.5;
Чаликова В.А. Настоящее и будущее сквозь призму утопии // Современные буржуазные теории общественного
6
Стр.6
Интересные идеи об утопическом сознании содержатся в исследованиях,
связанных с изучением культуры средневековья и ренессанса (Л.М.Баткин,
М.М.Бахтин), искусства и эстетики модернизма (Т.А.Акиндина, В.Н.Дуденков,
М.М. Федорова).
Значительное место проблема утопии занимает в работах, посвященных
социальному предвидению и целеполаганию, а также в исследованиях по
политологии, социологии, футурологии и культурологии. Среди их авторов
Э.А.Араб-Оглы, И.В.Бестужев-Лада, А.З.Бильбасов, Ж.Бинд, Дж.Бурстин,
П.С.Гуревич, В.В.Косолапов, С.Лем, К.Мангейм, Ф.Е. и Ф.П.Мануэль,
Т.Мольнар, К.Поппер, Ж.Сорель, Б.Франк, Ю.Хабермас и другие.
Затрагиваются проблемы утопии и в связи с литературным анализом
социальной фантастики и утопического романа (А.Ф.Бритиков, В.П.Волгин,
Ю.И.Кагарлицкий, Е.И.Ковтун, В.В.Косарев, С.Лем, В.А.Ревич, А.В.Ревякин,
Р.Сааг, А.А.Розанова, М.А.Филина, Т.А.Чернышова).
Заложенную Ж.Сорелем традицию определения характерных черт утопии
в ее сравнении с мифом продолжают исследования Г.Барта, И.И.Кравченко,
Р.Рюйе, Н.Фрая, К.Хюбнера, В.Г.Щукина; с идеологией ее сравнивают
К.Манхейм, Дж.Фергюсон, П.Рикё, Р.А.Беер, К.Гирц, Э.Я.Баталов, А.Б.Каплан,
И.И.Кравченко, О.Э.Лейст, А.И.Соловьев, В.А.Чаликова, Ю.Шрейдер.
М.Бубер, Р.Бультман, А.Казанóва, Х.Кестинг, В.И.Мильдон, Т.Мольнар,
В.Н.Нечипуренко, Ф.Полак, А.А.Цуркан, В.П.Шестаков сравнивают утопию с
эсхатологией.
Во второй половине XX века большое распространение получили
исследования, связанные с анализом проблем, поднимаемых в негативных
утопиях и антиутопиях (Э.А.Араб-Оглы, Э.Я.Баталов, Дж.Бинд, Р.А.Гальцева,
Ч.С.Кирвель, Е.Ю.Коломийцева, К.Кумар, Б.А.Ланин, Т.Новикова,
В.К.Олейник, Т.Д.Сысоев, А.М.Ушков, А.А.Цуркан, В.А.Чаликова,
Р.С.Черепанова, Л.Шиффлер). Большое внимание эти исследователи уделяли и
развития.– М.,1984.– С. 74-75.
7
Стр.7