Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Классические и неклассические утопии в контексте социально-философских исследований: диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. (220,00 руб.)

0   0
АвторыМорщихина Лариса Александровна
Издательство[Б.и.]
Страниц195
ID139931
АннотацияИсследование феномена утопии и утопического сознания является важным компонентом процесса переосмысления путей дальнейшего развития и основных ценностей современной цивилизации. Вызывают определенный интерес мировоззренческие и идеологические проблемы, связанные с созданием возможностей для самостоятельного мышления индивидов, выбором ими альтернативных путей развития общества, полаганием идеалов, постановкой целей и осмыслением средств их достижения. В процессе исследования возникает возможность не только определить место и роль утопии в системе общественных отношений, но и дать оценку современных социальных и политических проблем сквозь призму прошлого и будущего.
Классические и неклассические утопии в контексте социально-философских исследований: диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. / Л.А. Морщихина .— : [Б.и.], 2004 .— 195 с. — URL: https://rucont.ru/efd/139931 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ЛОМОНОСОВА На правах рукописи Морщихина Лариса Александровна КЛАССИЧЕСКИЕ И НЕКЛАССИЧЕСКИЕ УТОПИИ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ 09.00.11 – Социальная философия Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук Научный руководитель доктор филос. наук, профессор Опенков М.Ю. <...> А в XIX и XX веках развился утопизм, направленный на практическую реализацию утопических идеалов. <...> Между тем, многие авторы пытаются отождествлять термины «утопия» и «утопизм», что является неверным по отношению к их смысловому 3 наполнению. <...> Остается размытой граница определения классической и неклассической утопии. <...> Среди части исследователей преобладает мнение о том, что утопическое сознание, будучи направленным на реализацию задуманного образа совершенного будущего, послужило основой для возникновения идеологии, а также тоталитаризма, как наиболее жесткой ее формы. <...> Растет число исследований, посвященных изучению утопического сознания и утопического идеала (М.Александрова <...> Авторы, работы которых мы относим к первой группе, не проводят различий между сознанием автора утопии и утописта-практика, и рассматривают их деятельность как своеобразный «шифр бытия» (Ч. <...> Настоящее и будущее сквозь призму утопии // Современные буржуазные теории общественного 6 Интересные идеи об утопическом сознании содержатся в исследованиях, связанных с изучением культуры средневековья и ренессанса (Л.М.Баткин, <...> Цель работы: анализ концептов «утопия», «утопизм», «утопическое» в контексте социально-философских исследований. <...> Задачи работы: Цель исследования предполагает постановку следующих задач:  Рассмотреть эволюцию понятий «утопия», «антиутопия» и «утопизм» в контексте социально-философских исследований. <...> Объектом исследования является утопическое сознание, продуцирующее утопии и утопизм. <...> 10 Глава первая В данной главе нами будет проведен анализ основных характеристик понятий «утопия», «утопизм <...>
Диссертация.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Диссертация.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОМОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.В.ЛОМОНОСОВА На правах рукописи Морщихина Лариса Александровна КЛАССИЧЕСКИЕ И НЕКЛАССИЧЕСКИЕ УТОПИИ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ 09.00.11 – Социальная философия Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук Научный руководитель доктор филос. наук, профессор Опенков М.Ю. Архангельск 2004
Стр.1
Содержание Введение .............................................................................................................. 3 Глава первая ...................................................................................................... 11 1.1. Понятия «утопия», «утопизм» и «антиутопия». Основные характеристики утопического сознания ........................................................ 11 1.2. Исторические парадигмы развития утопии. ........................................... 29 1.3. Природа и сущность утопического идеала ............................................. 78 Глава вторая ...................................................................................................... 89 2.1. Рациональность науки, мифа и утопии ................................................... 89 2.2. Утопия и идеология ................................................................................ 117 2.3. Утопия как прогноз и социальное творчество ..................................... 138 Заключение ..................................................................................................... 159 Список использованной литературы ............................................................ 164 2
Стр.2
Введение Актуальность исследования темы. Изучение такого неординарного явления, как утопия, вызывает постоянный интерес исследователей, особенно в периоды общественной нестабильности. «Fin de siècle» — эта, по словам Т.Манна «формула, выражающая чувство гибели определенной эпохи», в последнее время вновь стала актуальной. Исследование феномена утопии и утопического сознания является важным компонентом процесса переосмысления путей дальнейшего развития и основных ценностей современной цивилизации. Вызывают определенный интерес мировоззренческие и идеологические проблемы, связанные с созданием возможностей для самостоятельного мышления индивидов, выбором ими альтернативных путей развития общества, полаганием идеалов, постановкой целей и осмыслением средств их достижения. В процессе исследования возникает возможность не только определить место и роль утопии в системе общественных отношений, но и дать оценку современных социальных и политических проблем сквозь призму прошлого и будущего. Важно отметить, что идеи о лучшем жизненном устройстве сопутствовали людям на протяжении всей истории человечества. А в XIX и XX веках развился утопизм, направленный на практическую реализацию утопических идеалов. Проблема поиска оптимального жизнеустройства граничит в этом случае с нахождением путей и выбором методов организации жизни, а также с определением нравственного императива деятельности. В рамках этого процесса немаловажную роль играет прогностическая способность утопии. В настоящее время уже существует значительный пласт исследований феномена утопии, утопического сознания, а также широких форм его проявления (антиутопии, дистопии, полиутопии, практопии). Между тем, многие авторы пытаются отождествлять термины «утопия» и «утопизм», что является неверным по отношению к их смысловому 3
Стр.3
наполнению. При этом утопии стремятся дать ограниченную (положительную или отрицательную) характеристику, забывая о многогранности и разносторонности этого феномена. До сих пор четко хронологически не установлен период возникновения классического типа утопии. Остается размытой граница определения классической и неклассической утопии. В дальнейшем исследовании нуждается гносеологическая природа утопических идей. Вплоть до настоящего времени утопию относят к вненаучным, нерациональным формам знания. Исследования в области теории неклассической рациональности, позволяют оспорить этот тезис и доказать рациональность утопии, которая исходит непосредственно из ее внутренней природы. Среди части исследователей преобладает мнение о том, что утопическое сознание, будучи направленным на реализацию задуманного образа совершенного будущего, послужило основой для возникновения идеологии, а также тоталитаризма, как наиболее жесткой ее формы. Идеология в этом случае понимается как апология правящей верхушкой существующего строя. Следует отметить односторонность подобной точки зрения, при которой игнорируется важная характеристика утопического сознания – его направленность на выявление альтернативных возможностей будущего общества при осмыслении основ существующего бытия с целью преодоления хаоса реальности. Необходимо дать целостное представление о значении утопии в структуре социального познания, а также неустранимости утопии из социального дискурса. Учитывая вышеизложенное, представляется весьма актуальным провести детальный анализ феномена утопии и утопического сознания в контексте новых социально-философских концепций и дать всестороннюю и целостную характеристику этого явления. 4
Стр.4
Степень разработанности проблемы. Исследованию утопии посвящено немало работ отечественных и зарубежных авторов. В современных условиях наряду с распространением различных форм проявления утопического сознания (утопии, антиутопии, дистопии, полиутопии, практопии) растет и количество исследований о них. Феномен утопического сознания становится объектом пристального внимания ряда социальных наук. Изучаются история и философия утопии, связи между утопией и политикой, утопией и искусством, утопией и мифом, религией, утопией и социальным проектированием. Предпринимаются попытки создать своеобразную социологию утопии, исследовать ее социальные функции, роль в жизни общества и т.д. Важно, что в настоящее время утопию рассматривают уже не только как ложное, иллюзорное и деструктивное начало или как один из идейных источников теории научного коммунизма, но и как феномен, обладающий позитивными и конструктивными функциями. Сегодня в мире сформировался ряд исследовательских школ и направлений, занимающихся проблемами утопии (такие исследования проводит, например, философский факультет Римского университета), проводятся специализированные симпозиумы (Колстонский Бристольский ун-т, США; Билефельдский ун–т, ФРГ), международные конференции и школы. Ряд исследователей утверждает, что на данный момент в мире сформировалось новое исследовательское направление – утопиология.1 Весь спектр исследований утопии можно условно разделить на несколько групп: Исследования, посвященные изучению феномена утопии и утопизма. Среди их авторов Э.Я.Баталов, Э.Блох, В.Володин, Ж.Катеб, Ч.С.Кирвель, К.Кумар, А.А.Лукин, Л.Мэмфорд, И.Н.Неманов, Х.Ортега-и-Гассет, Р.Пари, С.С.Сизов, Р.Трусон, Дж.Фергюсон, В.А.Чаликова, Е.Л.Черткова, Е.Шацкий и другие отечественные и зарубежные исследователи. 5
Стр.5
Работы Э.Баталова, К.Кумар, М.Ласки, Т.Мольнара, Л.Мэмфорда, Т.И.Ойзермана, С.М.Поздяевой, П.Розанвалон, Р.Руйе, А.Фогта, В.А.Чаликовой, посвящены истории утопической мысли. К ним можно добавить исследования А.Г.Айрапетова и А.И.Юдина, М.Беера, В.П.Волгина, А.И.Володина, Н.С.Застенкера, А.Р.Ионнисяна, П.Луи, В.А.Малинина, Ж.Руса, А.С.Ципко посвященные исследованию утопического социализма. Предметом специального анализа стала типология утопий. Различные ее варианты выдвинули Э.Я.Баталов, Ф.Е. и Ф.П.Мануэль, А.Мортон, Л.Мэмфорд, Г.Негли и Дж.Патрик, Ф.Полак, С.С.Сизов, В.А.Чаликова, Е.Л.Черткова, Е.Шацкий. Растет число исследований, посвященных изучению утопического сознания и утопического идеала (М.Александрова, С.Н.Булгаков, Ч.С.Кирвель, А.И.Клибанов, В.А.Лекторский, Т.Логиновских, А.А.Лукин, Ф.Е. и Ф.П.Мануэль, Н.С.Мудрагей, П.И.Новгородцев, А.А.Новиков, А.А.Овчаров, Ж.Б.Фабр, Е.Л.Черткова). Можно выделить два направления в понимании исследователями утопического сознания. Авторы, работы которых мы относим к первой группе, не проводят различий между сознанием автора утопии и утописта-практика, и рассматривают их деятельность как своеобразный «шифр бытия» (Ч.Кирвель, А.Лукин, В.Чаликова, Е.Черткова и др.). Представители второй группы исследователей отмечают, что в утопическом сознании выражено исторически имманентное стремление субъектов социальной деятельности или социальных деятелей к должному бытию (А.Овчаров, А.Цуркан). В 80-х гг. XX века выросло число исследований, посвященных изучению эволюции утопизма в отдельных странах. Среди их авторов М.А.Барг, Э.Я.Баталов, Дж.Бушан, Р.А.Гальцева, К.Гуго, В.А.Гуторов, А.И.Клибанов, А.Мортон, А.В.Ревякин, Р.Решар, Ж.Рус, Ф.Фюре, Ю.Чернышов, Л.С.Чиколини, А.В.Чудинов, В.П.Шестаков. 1 Кирвель Ч.С. Утопическое сознание: Сущность, социально-политические функции. – Минск,1989. – С.5; Чаликова В.А. Настоящее и будущее сквозь призму утопии // Современные буржуазные теории общественного 6
Стр.6
Интересные идеи об утопическом сознании содержатся в исследованиях, связанных с изучением культуры средневековья и ренессанса (Л.М.Баткин, М.М.Бахтин), искусства и эстетики модернизма (Т.А.Акиндина, В.Н.Дуденков, М.М. Федорова). Значительное место проблема утопии занимает в работах, посвященных социальному предвидению и целеполаганию, а также в исследованиях по политологии, социологии, футурологии и культурологии. Среди их авторов Э.А.Араб-Оглы, И.В.Бестужев-Лада, А.З.Бильбасов, Ж.Бинд, Дж.Бурстин, П.С.Гуревич, В.В.Косолапов, С.Лем, К.Мангейм, Ф.Е. и Ф.П.Мануэль, Т.Мольнар, К.Поппер, Ж.Сорель, Б.Франк, Ю.Хабермас и другие. Затрагиваются проблемы утопии и в связи с литературным анализом социальной фантастики и утопического романа (А.Ф.Бритиков, В.П.Волгин, Ю.И.Кагарлицкий, Е.И.Ковтун, В.В.Косарев, С.Лем, В.А.Ревич, А.В.Ревякин, Р.Сааг, А.А.Розанова, М.А.Филина, Т.А.Чернышова). Заложенную Ж.Сорелем традицию определения характерных черт утопии в ее сравнении с мифом продолжают исследования Г.Барта, И.И.Кравченко, Р.Рюйе, Н.Фрая, К.Хюбнера, В.Г.Щукина; с идеологией ее сравнивают К.Манхейм, Дж.Фергюсон, П.Рикё, Р.А.Беер, К.Гирц, Э.Я.Баталов, А.Б.Каплан, И.И.Кравченко, О.Э.Лейст, А.И.Соловьев, В.А.Чаликова, Ю.Шрейдер. М.Бубер, Р.Бультман, А.Казанóва, Х.Кестинг, В.И.Мильдон, Т.Мольнар, В.Н.Нечипуренко, Ф.Полак, А.А.Цуркан, В.П.Шестаков сравнивают утопию с эсхатологией. Во второй половине XX века большое распространение получили исследования, связанные с анализом проблем, поднимаемых в негативных утопиях и антиутопиях (Э.А.Араб-Оглы, Э.Я.Баталов, Дж.Бинд, Р.А.Гальцева, Ч.С.Кирвель, Е.Ю.Коломийцева, К.Кумар, Б.А.Ланин, Т.Новикова, В.К.Олейник, Т.Д.Сысоев, А.М.Ушков, А.А.Цуркан, В.А.Чаликова, Р.С.Черепанова, Л.Шиффлер). Большое внимание эти исследователи уделяли и развития.– М.,1984.– С. 74-75. 7
Стр.7

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ