Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634617)
Контекстум
.

История древнерусской государственности (220,00 руб.)

0   0
Первый авторЗуляр Юрий Анатольевич
Издательство[Б.и.]
Страниц79
ID13991
АннотацияУчебное пособие по истории становления государственности в Древней Руси
Зуляр, Ю.А. История древнерусской государственности / Ю.А. Зуляр .— : [Б.и.], 2006 .— 79 с. — URL: https://rucont.ru/efd/13991 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Ю.А. Зуляр ИСТОРИЯ ДРЕВНЕРУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ Курс лекций ИРКУТСК 2006 2 Курс лекций подготовлен на кафедре Отечественной истории и политологии Иркутского государственного университета. <...> Курс лекций опирается на современные подходы к истории Древнерусской государственности. <...> Особое внимание уделено причинам и процессам, обусловившим консолидацию восточнославянских земель в Древнерусское государство. <...> Показаны основные фазы истории первого государства восточных славян. <...> Древнерусское государство – страна Восточных славян, мать трех современных государств и ближайший родственник ряда европейских государств. <...> В настоящее время с достаточной долей вероятности можно говорить, что накануне выхода славян в VI в. н.э. на сцену мировой истории под именем «словене» они занимали территорию примерно от Средней Вислы до Среднего Днепра (включая Верхнее Поднестровье). <...> Византийские источники, почти не дают известий о славянских областях Восточной Европы. <...> Можно полагать, что Антский племенной союз был преимущественно славянским, хотя включал и ряд неславянских племен юга Восточной Европы, позднее частично ассимилированных славянами. <...> В конце IV в. развитие проживавших на границах Римской империи индоевропейцев, относимых к Пшеворской и Черняховской культур — было прервано нашествием грозных азиатских кочевников — гуннов. <...> В частности, ушли германские племена и значительные массы славянского земледельческого населения. <...> Эта совокупность политико-экологических причин, по мнению археолога В.В. Седова, обусловила великую славянскую миграцию (расселение). <...> Во время нашествия гуннов крупная группа славян Днестро-Днепровского региона переселилась в пустовавшие плодородные земли Среднего Поволжья, где сложилась именьковская культура. <...> В начале Средневековья к северу от Карпат, между верхними течениями Одера и Днестра, на основе потерпевшей крушение <...>
История_древнерусской_государственности.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
История_древнерусской_государственности.pdf
И Р К У Т С К И Й Г О С У Д А Р С Т В Е Н Н Ы Й У Н И В Е Р С И Т Е Т Кафедра Отечественной истории и политологии Ю.А. Зуляр ИСТОРИЯ ДРЕВНЕРУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ Курс лекций ИРКУТСК 2006
Стр.1
2 Курс лекций подготовлен на кафедре Отечественной истории и политологии Иркутского государственного университета. Рецензент: Автор-составитель: Черных Владимир Васильевич - доктор ист. наук, профессор Восточно-Сибирского института МВД России Зуляр Юрий Анатольевич - докт. истор. наук, проф. Иркутского госуниверситета Зуляр Ю.А. История Древнерусской государственности: Курс лекций / Ю.А. Зуляр. – Иркутск: ИГУ, 2006. – 79 с. Курс лекций опирается на современные подходы к истории Древнерусской государственности. В пособии освещены основные проблемы этого раздела отечественной истории, рекомендованные в учебном стандарте по изучению данной учебной дисциплины. Особое внимание уделено причинам и процессам, обусловившим консолидацию восточнославянских земель в Древнерусское государство. Показаны основные фазы истории первого государства восточных славян. В пособии показана объединяющая роль культурных феноменов: языка, христианства и общеславянской литературной письменности. В завершающей части работы анализируются причины разрушения централизованного государства и последующего обособления входивших в него земель. Рассмотрена роль междоусобных войн и других негативных явлений, облегчивших последующий захват страны монгольской империей. Дан список основной и дополнительной учебной литературы. Предназначены для студентов всех форм обучения. © Зуляр Ю.А., 2006. © Иркутский государственный университет, 2006.
Стр.2
3 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение ……………………………………………………………………… 4 Лекция 1. Догосударственный период в истории восточных славян… 5 1.1. Славянское общество в период расселения и его соседи…. 5 1.2. Социально-экономические особенности Восточнославянского этноса…………………………………………………….. 11 1.3. Протогосударственные образования Восточных славян 18 Лекция 2. Образование Древнерусского государства…………………... 28 2.1. Организация Древнерусского государства…………………. 28 2.2. Оформление восточнославянской государственности ….. 37 2.3. Принятие христианства в качестве государственной религии……………………………………………………………… 44 2.4. Древнерусское государство и кочевники…………………… 50 Лекция 3. Древнерусское государство в период политической раздробленности……………………………………………..…… 57 3.1. Децентрализация Древнерусского государства……………. 57 3.2. Древняя Русь – государство европейской культуры……… 65 3.3. Причины распада Древнерусского государства…….. 75 Литература …………………………………………………………………… 79
Стр.3
4 ВВЕДЕНИЕ История Российской государственности давно пересекла тысячелетний рубеж. Сообщество Восточных славян, создавшее свое государство в центре Европы, а затем раздвинувшее его границы на Восток до конца материка, всерьез и надолго вошло в мировую политику в качестве ведущего игрока. В разные столетия роль и авторитет Российского государства на мировой арене, ее внутренняя и внешняя политика, находившиеся в русле мирового исторического процесса, всегда отличались оригинальностью и непредсказуемостью. Многие поколения историков и социологов у нас в стране и за рубежом искали ответы на загадки российской истории, но расходясь в подходах и выводах, согласны в существовании преемственности, как в государственном строительстве, так и во взаимодействии власти и общества в ее пределах. История Государства Российского, как и любой великой державы, в значительной степени определяется обстоятельствами его создания. Появление крупных государственных образований неизбежно меняет карту мира, затрагивает интересы многих стран, воздействует на функционирование торговых, культурных, военных связей и союзов. В данных случаях процессы государственной консолидации проходили в условиях ожесточенной борьбы и яростного сопротивления не только непосредственных участников создания нового политического образования, но и его регионального окружения. Поэтому начальный период истории всех великих государств - противоречив, сложен и драматичен, и потому постоянно привлекает к себе внимание, как исследователей, так и всех, неравнодушных к судьбе своего отечества. Древнерусское государство – страна Восточных славян, мать трех современных государств и ближайший родственник ряда европейских государств. Поэтому изучение его истории – ключ к пониманию их судьбы, а через это к познанию и предвиденью политических процессов современной Европы.
Стр.4
5 Лекция 1 ДОГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕРИОД В ИСТОРИИ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН 1.1. Славянское общество в период расселения и его соседи Прародина славян. Вопрос о прародине славян давно обсуждается учеными. По-разному датировалось и время выделения славян из общего массива индоевропейских народов. В настоящее время с достаточной долей вероятности можно говорить, что накануне выхода славян в VI в. н.э. на сцену мировой истории под именем «словене» они занимали территорию примерно от Средней Вислы до Среднего Днепра (включая Верхнее Поднестровье). Славяне и Римская империя. Славяне стали значимой политической силой с конца V в., когда Римская империя столкнулась с ними на дунайской границе. Тогда они вместе со степными племенами, прорвав оборонительную линию греков, хлынули на Балканы. Слившись с более древним фракийским, иллирийским и иным населением этих мест, передав этим народам свой язык, славяне положили начало образованию южнославянских народов. Византийские источники, почти не дают известий о славянских областях Восточной Европы. Но общий комплекс письменных, археологических и лингвистических данных позволяет утверждать, что в VI—VIII вв. славяне продвигались не только на юг, но и на восток. Византийские авторы VI в. делили славян на три группы: антов, венедов и склавинов. Можно полагать, что Антский племенной союз был преимущественно славянским, хотя включал и ряд неславянских племен юга Восточной Европы, позднее частично ассимилированных славянами. После VI в. само имя антов исчезает из источников. Основные направления расселения славян. В конце IV в. развитие проживавших на границах Римской империи индоевропейцев, относимых к Пшеворской и Черняховской культур — было прервано нашествием грозных азиатских кочевников — гуннов. Цветущие области Северного Причерноморья и земли севернее Карпат были разорены. Наиболее активные слои населения вынуждены были покинуть обжитые земли. В частности, ушли германские племена и значительные массы славянского земледельческого населения. Эта этническая катастрофа усугубилась значительным ухудшением климата в землях, прилегающих к Балтийскому морю. Первые века нашей эры, напротив, были весьма благоприятны для жизни и занятий сельским хозяйством. Археологи зафиксировали здесь в III-IV вв. увеличение числа поселений, значительный рост народонаселения и бурное развитие земледельческой техники. С конца IV в.в Европе наступило довольно резкое похолодание. Особенно холодным было V столетие, когда наблюдались самые низкие температуры за последние две тысячи лет. Резко возросла увлажненность почвы, заметно повысился уровень рек и озер, поднялись грунтовые воды, разрослись вширь болотные пространства. Многие поселения римского времени оказались затоплен
Стр.5
6 ными или подтопленными, а пахотные земли — непригодными для сельского хозяйства. Эта совокупность политико-экологических причин, по мнению археолога В.В. Седова, обусловила великую славянскую миграцию (расселение). Широкая славянская миграция привела к дальнейшей культурной и диалектной дифференциации. Во время нашествия гуннов крупная группа славян Днестро-Днепровского региона переселилась в пустовавшие плодородные земли Среднего Поволжья, где сложилась именьковская культура. Судьба этих земледельцев была двоякой. На рубеже VII и VIII вв. под натиском появившихся здесь тюркоязычных кочевников значительные массы их вынуждены были покинуть волжские земли и переселиться в лесостепь в междуречье Днепра и Дона, где ими была создана волынцевская культура. Оставшиеся в Средневолжском регионе носители именьковской культуры подчинились кочевникамболгарам и составили земледельческую часть населения Волжской Болгарии. В начале Средневековья к северу от Карпат, между верхними течениями Одера и Днестра, на основе потерпевшей крушение пшеворской культуры (в ее южной части, где славяне впитали кельтские традиции) складывается пражскокорчакская культура. Численность населения здесь активно возрастала — уже на рубеже V и VI вв. и особенно в VI в. массы славян расселяются на запад, в Среднедунайские земли и далее на Эльбу. В конце VI в. славяне пражскокорчакской культуры освоили также правобережные земли Среднего Поднепровья, а другая часть их, обогнув Карпаты, продвинулась в междуречье Дуная и Днестра. Носители пражско-корчакской культуры составили устойчивое племенное и диалектное образование. В письменных источниках славяне пражскокорчакской культуры известны как славени. Из их среды вышли восточнославянские волыняне, древляне, поляне и дреговичи. Племена волынцевской и развившихся из нее роменской, боршевской и окской культур заселили обширную территорию — лесостепные и отчасти лесные земли левобережья Днепра, верхнее течение Оки и Воронежское Подонье. Они стали основой будущих южно-великорусов. В конце IV-V вв. Среднее Повисленье, плотно заселенное в пшеворское время, почти полностью опустело. В связи с сильной увлажненностью жители этих земель вынуждены были переселиться на северо-восток вдоль возвышенной ледниковой гряды, простирающейся вплоть до Валдая. В Полоцком Подвинье и Смоленском Поднепровье в условиях смешения пришлых славян с местными балтами складывается тушемлинская культура (V-VII вв.). В бассейне озер Псковского и Ильменя, на территории, ранее принадлежавшей прибалтийско-финскому населению, формируется культура псковских длинных курганов. В VIII в. в связи с активизацией словен новгородских на этой территории расселяется часть населения культуры псковских длинных курганов. В результате формируется культура смоленско-полоцких длинных курганов, отождествляемая с летописными кривичами. Когда во второй половине I тысячелетия славяне пришли в северную часть лесной зоны Восточной Европы, перед ними открылись огромные слабозаселенные пространства, занятые непроходимыми лесами и болотами и разделен
Стр.6
7 ные разветвленными речными системами. Реки и их долины стали основными путями движения и расселения славян. Направленный на север клин колонизационной волны через рр. Ловать и Волхов вышел к Ладожскому озеру, раздвинув как бы по сторонам или ассимилировав группы туземного населения. Поселившись в лесном краю, славяне вынуждены были заняться подсечноогневым земледелием. Лишь кое-где сохранились традиции пашенного земледелия, в частности в Удомельском поозерье. Когда в VIII в., началось потепление, приведшее к уменьшению увлажненности, население заселило наиболее плодородные местности Ильменского края. Сформировалась культура сопок, отождествляемая с летописными словенами ильменскими или новгородскими. В результате той же миграционной волны, исходившей из Висленского региона, славянами в середине I тысячелетия освоено также междуречье Волги и Клязьмы. О появлении в этих землях крупных масс нового населения говорят и новый тип расселения, и новая форма хозяйственной деятельности, несовместимые с прежними. В период становления Древнерусского государства славяне Волго-Клязьминского междуречья именовались мерей — этнонимом, унаследованным от местного финского племени, в основной своей массе растворившегося среди пришельцев. Ростов, как показывают раскопки, с самого начала был славянским городом. Славяне, расселившиеся в период великого переселения народов в лесной полосе Восточно-Европейской равнины, составили основу будущих северных великорусов. Лингвистический анализ новгородских берестяных грамот, проведенный А. А. Зализняком, показал, что новгородский диалект представляет собой сильно обособленный славянский, отличия которого от других восточнославянских диалектов восходят к праславянской эпохе и связывают его с западнославянскими и/или с южнославянскими (особенно со словенским). Исток реки Волхов и прилегающий к нему с юго-запада небольшой район, так называемое Поозерье, стал центром славянского расселения в Приильменье. Такую роль данной территории определили два главных фактора. Во-первых, это был ключевой, с точки зрения географического положения, район Восточной Европы, где сходились обширные системы рек Мсты, Полы, Ловати, Шелони, откуда по Волхову открывался выход в Ладожское озеро. Во-вторых, район характеризовался плодородными почвами и обширными заливными лугами, весьма благоприятными для сельскохозяйственной деятельности. Для славян этот район в наибольшей степени, чем иные места в Приильменье, напоминал по своим природным характеристикам более южные и юго-западные районы Восточной и Центральной Европы, откуда пришло это население. Расселение славян происходило по трем основным направлениям: на юг – на Балканский полуостров; на запад – в Среднее Подунавье и междуречье Одера и Эльбы; на восток и север по Восточноевропейской равнине. В течение VI-VIII вв. славяне заселили весь Балканский полуостров, лесную зону Восточной Европы до Финского залива на севере, Немана и среднего течения западной Двины на западе, верховьев Волги, Оки и Дона на востоке, Нижнее и Среднее Подуна
Стр.7
8 вье, междуречье Одера и Эльбы, южное побережье Балтийского моря от Ютландского полуострова до междуречья Одера и Вислы. Выделяются три основных направления расселения: Балканский полуостров, Восточно-европейская равнина, территория между средним течением Дуная и Балтийским морем. Соответственно этим направлениям славяне разделились на три ветви – южные, восточные и западные. Результатом широкого расселения славян стали членение единого славянского этноса на отдельные народности и дифференциация праславянского языка на отдельные славянские языки. Формирование народностей протекало в разных местах славянского ареала неодинаково. Так, сербы, хорваты, карантанцы, сорбы и лужичане складывались на основе крупных племенных образований предшествующего времени; чехи — путем объединения небольших родственных племен при главенствующей роли одного из них. Становление болгар стало результатом синтеза разноплеменного славянства с расселившимися в его среде болгарами-тюрками. Самые крупные раннесредневековые славянские народности — польская и древнерусская — складывались в условиях интеграции различных племенных образований праславян. Государственно-племенное окружение Восточных славян. Движение славян на Восток прекратилось в VIII в. так как они дошли до районов с достаточно высокой плотностью населения, или контролируемых агрессивными кочевыми племенами, или более развитых в государственном отношении. Двигаясь на юго-восток, они достигли ареала распространения хазар и их союзников венгров. Движение в сторону Волги также было невозможно из-за контроля за ней со стороны Хазарии и Волжской Булгарии. Движение на север было затруднено не только суровыми природно-климатическими условиями, но и доминировавшими здесь балтами, угрофинами и норманнами. Оказавшись на территории между Балтийским, Черным и Каспийским морем, Волгой и Днепром восточные славяне оказались в сфере конкурентного взаимодействия трех основных политических сил: Хазарского каганата, Восточной Римской империи (Византии) и скандинавских племенных образований. Будучи разрозненными, они стали данниками Хазарии и объектом грабежа со стороны варягов, венгров, булгар и западных славян. В начале IX в. наиболее сильным государством региона была Хазария, хотя после поражения в арабо-хазарской войне 737 г. эта держава стала клониться к упадку. Тем не менее, гегемония каганата сохранялась и распространялась на значительную часть восточнославянских земель. От него в разное время зависели поляне, северяне, радимичи и вятичи, последние три достаточно долго. Полян же освободили пришедшие в первой трети IX в. скандинавы. Зависимость от хазар не была номинальной: каганат умел собирать дань и деньгами и пушниной и, вполне вероятно, железом. Из летописи видно, что взимание дани было хорошо отрегулировано, например, с вятичей брали по шелагу (деньги каганата) с рала, т.е. с сохи.
Стр.8
9 Обложив данью указанные племена, хазары контролировали большую часть торгового пути из Европы на Восток. Однако самая северная оконечность этого пути – земли словен ильменских и кривичей не были подвластны хазарам. Третьей политической силой, ограничивавшей продвижение Восточных славян на Восток до Волги, стала многоэтничное объединение государственного типа на Средней Волге — Волжская Булгария В начале IX в. часть болгарского населения из Хазарского каганата ушла в Дунайскую Болгарию, другая - отошла далеко на север, к самой границе леса с лесостепью — в междуречье Камы и Волги. Первое столетие своего пребывания на новом месте волжские орды вели кочевой образ жизни. Об этом говорят как археологические данные, так и письменные источники. На берегу Волги, в непосредственной близости от зимовища находился торговый центр страны. Пошлина (десятина), которую брал правитель булгар с купцов, торгующих на рынке и проплывающих по Волге с севера в Хазарию и обратно, была важной статьей его дохода. В начале X в. «царь» булгар, по свидетельству Ибн Фадлана, еще не был единовластным правителем Волго-Камья. Даже родственные ему кочевые орды сувар и баранджар не были полностью подчинены ему. Многочисленное угро-финское население края, вероятно, не было полностью покорено булгарами. Видимо, тюркоязычное население преобладало в лесостепном Волго-Камье, а угро-финские племена были в подавляющем большинстве оттеснены с этих земель, пригодных для кочевания. Отдаленность этой территории от хазарских центров не помешала Хазарскому каганату держать новое политическое образование под своим влиянием. Правитель булгар платил дань кагану, а его сын был заложником при хазарском дворе. Однако крутые меры возымели обратное действие: царь булгар не только принял мусульманство — религию, чуждую и враждебную кагану, исповедовавшему иудаизм,— но и обратился за помощью к халифу багдадскому. Йбн Фадлан прибыл от халифа с целью выяснения силы возникшего далеко на севере государства, правитель которого склонился к мусульманству. Торговля с этим государством и, главное, с северными народами через Булгарию была очень выгодна арабам, поэтому просьба царя и нашла живой отклик у халифа. Однако окончательное освобождение молодого государства от влияния Хазарии произошло в 60-е годы X в., после разгрома его русским князем Святославом Игоревичем. Археологические данные позволяют говорить, что внутри Волжской Булгарии обитали какие-то группы населения, которые в IX в. объединились в общность (языковую и культурную). Аналогии культуре этой общности археологи видят в культуре населения приуральских областей и связывают ее с венграми. Примерно в начале IX в. Константин Багрянородный упоминает небольшое венгерское объединение, называвшееся Леведией, на территории Хазарского каганата. Причина ухода части населения Приуралья и Прикамья на Запад, возможно, кроется в общей обстановке, сложившейся в степях во второй поло
Стр.9
10 вине VIII в. Кимакский и Хазарский каганаты вытесняли соседей с хороших пастбищ, отнимали земли для пашен. А в начале IX в. булгары заняли большой участок в Волго-Камском междуречье. Видимо, все это способствовало обезземеливанию угорского населения, что заставило часть его двинуться сплоченной массой на Запад. Трудно сейчас локализовать Леведию. Никаких археологически уловимых следов венгры в восточноевропейских степях, прилегающих к Хазарии, не оставили. Общественный строй их в этот леведийский период можно охарактеризовать как военнодемократический, поскольку К. Багрянородный подчеркивает, что у них было семь родов, а князя они никогда не имели ни своего, ни чужого. Леведий, по имени которого была названа вся занятая венграми местность, не был князем, а только, «как и прочие после него, воеводою». Хазарское правительство, обеспокоенное соседством объединения, постоянно готового к грабежу, натравило на венгров печенегов, которые изгнали их с речки Хингилус на запад — в местность, названную у К. Багрянородного Ателькузу. Через эту землю протекало пять крупных рек, перечисленных Константином,— современные Серет, Прут, Днестр, Буг и Днепр, а значит, и локализацию Ателькузу можно, видимо, считать доказанной. В Ателькузу венгры выбрали «по обычаю хазар» и под их давлением первого князя — Арпада, сделав шаг от военной демократии к государству. Они попытались захватить лесостепные области севернее Ателькузу и подошли к самому Киеву, о чем и сообщала под 898 г. русская летопись. Шли венгры со всеми своими кибитками, семьями, т.е. это была характерная для кочевников форма нашествия. Вскоре после этого венгры вновь потерпели поражение от печенегов и направили свою экспансию далее на запад, и в первые годы X в. появились в Паннонии. С этого начинается история Венгерского государства. Первые продвижения скандинавов на северо-западе в район Приладожья, могут датироваться VII столетием. В середине VIII в. уже существовало поселение в старой Ладоге с постоянным скандинавским населением, в IX столетии скандинавы обосновываются на Рюриковом городище (оз. Ильмень), на Сарском городище под Ростовом. В последней трети VIII в. началось активное движение викингов в Восточную Европу, первая волна была представлена преимущественно шведами. Народы и племена Восточной Европы находились на том же уровне общественного развития, что и их северные соседи, т.е. на стадии военной демократии. В Западной Европе, контактирующей с Римской империей, существовали более развитые формы общественной и политической жизни. В этих условиях норманны не могли принести славянам ни более высокую культуру, ни государственность. Зато одностадийность развития способствовала общественному синтезу пришельцев и аборигенов (славян и угрофинов). Присутствие норманнов в южной части расселения восточнославянских племен доказательно датируется 830-и годами. В описании посольства византийского императора Феофила ко двору Людовика Благочестивого в 839 г.
Стр.10

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.