Введение
Современная ситуация в России характеризуется коренными изменениями
всех сторон жизни общества. Поиск резервов и реализация эффективных
мер по внедрению в практику достижений науки и техники является
одним из условий осуществляемых преобразований. Основой прогнозирования
перспектив России в мировом сообществе является глубинная связь науки,
технологии и образования, поскольку доминирующую роль в современном
мире играют инновационные процессы, от которых зависит уровень технологического
развития любого государства и его место в мировой экономической
системе.
Формирование экономики инновационного типа, иначе говоря, экономики,
основанной на знаниях, подразумевает развитие научных исследований,
направленных на создание высокотехнологической продукции. При этом приоритет
отдается фундаментальной науке в рамках Российской академии наук
(РАН) – ведущей структуре в стране по фундаментальным исследованиям, генератору
новых знаний. Роль знаний, науки и информации многократно
возрастает в условиях развития современных информационно-коммуникационных
технологий1 (ИКТ).
Наука, особенно академическая, является крупнейшим производителем
и потребителем научной информации. Одним из необходимых следствий
развития науки и одновременно важным условием этого развития является
наличие библиотек в научных учреждениях, которые используют различные
формы обслуживания ученых и специалистов. О значении библиотеки для
развития науки говорил еще первый президент Петербургской Академии наук
Л. Л. Блюментрост (1692–1755). Он писал, что ученым «не меньше нужды
в книгах, как мастеровым в инструментах» [54, с. 28]. Прогресс в любой сфере
науки или техники в большей мере зависит от ее информационного обеспечения,
а именно от оперативного и полного информационно-библиотечного
обслуживания (ИБО).
______________
1 Информационно-коммуникационные технологии включают в себя весь
спектр компьютерного и телекоммуникационного обеспечения, содействующего
скорейшему превращению общества в информационное (Шрайберг Я. Л. Современные
тенденции развития библиотечно-информационных технологий :
ежегодный пленарный доклад международных конференций «Крым», год 2001 /
Я. Л. Шрайберг. – М. : Изд-во ГПНТБ России, 2002. – С. 7).
3
Стр.3
Любая система ИБО, как сфера человеческой деятельности, развивается
не сама по себе, а под влиянием определенных условий и уровня спроса на ее
услуги, которые в свою очередь зависят от характера решаемых потребителями
творческих задач. Значительное влияние на развитие библиотек РАН
в современном мире оказывают: 1) глобальная информатизация, телекоммуникация;
2) развитие информационно-коммуникационных технологий; 3) интеграционные
процессы в объединении знаний и ресурсов; 4) демократизация
и открытость общества; 5) дефицит бюджетного финансирования и быстро
растущие цены на издания, тарифы, услуги; 6) выборочное комплектование
фондов; 7) обеспечение безопасности и сохранности документов; 8) рост спроса
на оперативную информацию; 9) возрастающие требования к улучшению качества
обслуживания; 10) экономические и рыночные механизмы регулирования
деятельности; 11) правовые вопросы; 12) недостаточная укомплектованность
и подготовленность библиотечных кадров. Все функциональные направления
деятельности библиотек РАН, способствующие информационному обеспечению
научных исследований, включая межбиблиотечный абонемент и доставку
документов (МБА и ДД), подвержены влиянию перечисленных выше
факторов и стоят перед необходимостью проводить преобразования для адаптации
в новых условиях.
Система МБА и ДД призвана сокращать количество отказов читателям
на первичные документы, которых нет в фондах отдельных библиотек, осуществлять
их доставку и способствовать более полному получению научной
информации. Приоритетом в данном направлении обслуживания читателей
РАН является предоставление документов в научных целях для создания
новейших разработок и продукции, способных конкурировать с западными
образцами. Актуальным является то, что развитие системы МБА и ДД обусловлено
использованием ресурсов Интернета, поскольку существенно расширяется
сфера общего информационного и научно-технического пространства.
Это позволяет применять электронные способы доставки и оперативно
предоставлять ученым и специалистам РАН электронные документы.
Одновременно с этим следует отметить, что система МБА и ДД еще
не до конца отлажена, что приводит к дублированию усилий ученых, к излишним
трудозатратам по нахождению информации и препятствует успешному
проведению научных исследований. Поэтому существенным в инфраструктуре
рынка современных информационных услуг является внедрение
в практику работы МБА информационных технологий (ИТ), организация деятельности
в условиях интеграционных процессов, обеспечение оперативной
доставки документов для научных работников академических учреждений
в любом виде – оригиналы, фотопленки, бумажные, электронные копии документов
независимо от места хранения первичного документа. На первый план выдвигаются
задачи внедрения вычислительной техники (ВТ); телекоммуникационных
средств связи; обеспечения доступа к распределенным фондам
покомпьютерным сетям; электронной доставки документов (ЭДД); взаимодействия
между библиотечно-информационными учреждениями в рамках
4
Стр.4
корпоративных систем; предоставления услуг традиционным и виртуальным
абонентам.
На актуальность темы выбранного исследования, указывает то, что
специалисты в области МБА и ДД обмениваются опытом работы, подводят
итоги научных исследований, мониторингов, выступают с докладами на различных
совещаниях и конференциях, освещают острые проблемы. Круг обсуждаемых
вопросов довольно широк, это – доставка различных видов документов,
время документооборота, обслуживание постоянных абонентов
и выполнение разовых запросов, бесплатность услуг и взимание платы, проблемы
информационных технологий, интеллектуальных прав авторов, обучение персонала.
Характеристике
отдельных аспектов обслуживания читателей в структуре
библиотек Академии наук России уделяли внимание Н. Г. Алексеев,
Л. И. Госина, А. Г. Захаров, Н. С. Солошенко [9–10; 104–106; 142–145; 161; 328],
Е. Б. Артемьева, Т. А. Жданова, Л. А. Кожевникова, А. Н. Маслова [37; 194–197;
246–247], Т. В. Дергилева [122–124], Б. С. Елепов [132–133], О. Л. Лаврик
[87; 89–90; 92–97; 232–235], Е. Б. Соболева [132; 347], Д. М. Цукерблат [223;
384–386] и др.
Вопросы межбиблиотечного абонемента и доставки документов в системе
информационно-библиотечного обслуживания специалистов находят отражение
на страницах профессиональной печати. Так, МБА от момента появления
в Германии до распространения в научных библиотеках анализировали Б. Ф. Володин
[74–75], Л. Д. Начкебия [269], Б. Фабиан [371]. Организационные и технологические
стороны функционирования МБА крупных научных библиотек
нашей страны (вопросы взаимодействия, координации, централизованного
обслуживания, регламентации деятельности) освещали Н. О. Ерохина [138–
139], Ф. И. Каратыгин [175; 306], Н. С. Карташов [176; 182; 184], Н. К. Коссаковская
[208–210], Г. С. Лисицына [240], Э. Н. Мезенцева [16–17], И. В. Морозова
[263–267], Н. Г. Самохина [334], В. Ф. Сахаров [338], Р. А. Харахинова
[380], А. А. Хренкова [382–383]. В работах А. С. Арзуханова, В. И. Баландиной,
М. Л. Бродского, М. Дукмасовой, Л. Н. Очаговой, Е. Б. Подмориной, А. Г. Раева,
О. С. Рагузиной, Е. А. Савкиной, Н. С. Самсоновой, В. П. Сечкарева, А. Л. Тимашева,
М. Е. Шварцмана отражены вопросы применения механизации и автоматизации
в процессах МБА [16; 47; 50; 283; 297; 331; 346]. Т. Н. Ахтырская,
Г. М. Вихрева, О. М. Желтова, Н. И. Подкорытова, М. А. Рагимова, М. Б. Русак
и другие отмечали связь МБА с формированием фондов, сводными каталогами
(СвК) [59; 141; 296; 317–318] и другими направлениями работы.
Специалисты из библиотек РАН – М. В. Варфоломеева, Б. С. Елепов,
И. П. Иконникова, Т. М. Ковальчук, Т. С. Колерова, А. А. Мальцева, Т. А. Миськова,
Л. П. Павлова, М. П. Подвигина, Н. Н. Савченко, З. А. Скуратова, М. Г. Степанова,
Д. М. Цукерблат, Г. П. Якубович и другие анализировали деятельность
МБА и ДД в библиотеках системы Академии наук, затрагивая разные
5
Стр.5