Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634942)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Посев

Посев №24 1957 (80,00 руб.)

0   0
Страниц12
ID138126
АннотацияОбщественно-политический журнал. Выходит с 11 ноября 1945 г., издается одноименным издательством. Девиз журнала - «Не в силе Бог, а в правде» (Александр Невский). Периодичность журнала менялась. Первоначально выходил как еженедельное издание, некоторое время выходил два раза в неделю, а с начала 1968 года (номер 1128) журнал стал ежемесячным.
Посев .— 1945 .— 1957 .— №24 .— 12 с. — URL: https://rucont.ru/efd/138126 (дата обращения: 03.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

1967 партии „Платформа, не совпадающая После Ш пленума правления Союза писателей. <...> — Мобилизация партийных чиновников на борьбу против литературы Б о р ь б а з а свободу т в о р ч е с т в а , р а з в е р нувшаяся на Ш пленуме правления С о ю з а писателей, п р о д о л ж а е т с я не ути х а я . <...> Сурков, кандидат в литфюреры, от кровенно п р и з н а л суть дела: « . . . у това рищей (имеется в виду группа «Литера турной М о с к в ы » ) б ы л а более или менее четко очерченная литературно-полити ческая платформа, не с о в п а д а ю щ а я с политикой партии в области литерату ры» ! <...> После I I I п л е н у м а правления Союза писателей СССР, ознаменовавшего ся «заговором молчания», «на м е с т а х » стали о б с у ж д а т ь с я его итоги. <...> * Наиболее остро проходила дискуссия, к о н е ч н о , в М о с к в е . <...> П р и чем, что особенно беспокоит коммуни стическую власть, размежевание это происходит не индивидуально, а к о л л е к тивно — недовольные писатели блоки руются, с м ы к а ю т с я в группы. <...> Сытину, стоит на п о з и ц и я х «мелкобуржуазной всеяд ности, « д е м о к р а т и и б е з б е р е г о в » , в к о нечном счете отхода от ленинского принципа партийного руководства л и тературой и искусством». <...> Сытин сказал не сколько слов о вреде свободы печати и неуместной стойкости писателей. <...> Гуса о вреде свободы печати. а На неприведенные высказывания «крамольных» писателей моментально обрушились следующие выступающие. <...> О д н а к о это не совсем у д а е т с я и д а ж е в с к у п ы х сообщениях <...>
Посев_№24_1957.pdf
За Россию! За свободу! Не в силе Бог, а в правде! Александр Невский ГОЛОС РОССИЙСКОГО РЕВОЛЮЦИОННОГО ДВИЖЕНИЯ ВЫХОДИТ ЗА РУБЕЖОМ ЕЖЕНЕДЕЛЬНО Russisch e Wochenzeitun g • POSSEV-Di e AufSCiat • Frankfur t M., Meriarnlr . 24 a Sonntao 16. 6. 1967 „Платформа, не совпадающая Борьба з а свободу творчества, развернувшаяся на Ш пленуме правления Союза писателей, продолжается не утихая. Партруководство мобилизовало чиновников от литературы и партаппарат. Окрики и ругательства — основное оружие всей этой своры. Фурцеву, Суркова, Панферова и прочих защитников партлинии путает тот широкий отклик, который находят произведения, проникнутые жизненной правдой, то одобрение, та «буря аплодисментов», которой награждают «УПОРСТВО ОШИбаЮЩИХСЯ». Сурков, кандидат в литфюреры, откровенно признал суть дела: «... у товарищей (имеется в виду группа «Литературной Москвы») была более или менее четко очерченная литературно-политическая платформа, не совпадающая с политикой партии в области литературы» ! В чам ж е суть этой платформы? В требовании свободы творчества и свободы печати. Надо называть вещи своими именами, а Сурков боится это сделать, он пытается отыграться на жупеле «антипар--* тийность». Но против тако й плат - форм ы жупелов недостаточно. И не случайно «Литературная газета» пытается подтянуть «идеологические ресурсы» и обращается к Ленину: «Свобода печати поможет силе мировой буржуазии. Это факт. Не очистке коммунистической партии в России от ряда ее слабостей, ошибок, бед, болезней (куча болезней есть, это бесспорно) послужит «свобода печати», ибо этого не хочет мировая буржуазия, — а свобода печати станет оружием в руках этой мировой буржуазии» (Ленин, письмо и Г. Мясникову, 1921 г.). «Замечательные слова, которые действительны и сегодня» — восклицает ' «Литературная газета». Что КПСС страдает сегодня от «слабостей, ошибок, бед и кучи болезней» — это, пожалуй, признают ее нынешние «вожди» (достаточно уже одних признаний о культе личности). Но вот признают ли они вместе с «Литературной га - • зетой», — что «мировая буржуазия» се - годня в России сильнее КПСС? («не хочет» мировая буржуазия очистки от скверны, та к она «грязная» и останется?!). Пожалуй, признают, если только вещи опять-таки называть своими именами и сказать, что дело идет не о «мировой буржуазии», а о силах народного сопротивления (что, в частности, и имел в виду Ленин, потому что никакой мировой буржуазии в России в 1921 году не было, а было Кронштадтское восстание). Обращаться к Ленину небезопасно, а откуд а же взять оружие для идеологической борьбы? Из запрещенного Сталина ? Или из разглагольствований Хрущева, этого зощенковского персонажа? Выдвинутому нашими писателями и читателями требованию свободы творчества партчиновники и партглавари не могут ничего противопоставить, кроме неудачных цитат из Ленина и унтерпришибеевского окрика «р-разойдись!». Первые никого не убеждают, а второго уже не слушаются! После II I пленума правления Союза писателей СССР, ознаменовавшегося «заговором молчания», «на местах» стали обсуждаться его итоги. Партийному руководству срочно понадобилось довести до сведения писателей-партийцев, что на пленуме было все благополучно, что вредные произведения были по заслугам раскритикованы, что немногочисленным еретическим голосам был дан должный отпор, что партия не допустит никакого либерализма в литературе. Несмотря на то, что эти собрания были партийными, власть поставила под сомнение благонадежность писателейпартийцев и послала «высочайших» соглядатаев, которые одним своим присутствием должны были символизировать непреклонную волю и бдительность партийного руководства. Так, например, в Тбилиси на «обсуждении итогов» присутствовал и участвовал (!) в работе секретарь ЦК КП Грузии И. С. Долидзе. В наиболее опасное место, в центр «писательского мятежа» — в Москву была брошена тяжелая артиллерия. Там, на объединенном собрании парторганизаций московских писателей и правления Союза писателей СССР присутствовала «сама», кандидат в члены президиума ЦК КПСС, Е. А. Фурцева. Наиболее спокойно, если судить по отчету «Литературной газеты» (№ 66), прошло партийное собрание писателей Бе - лоруссии. Писатель П. Бровка указал в своем выступлении на то, что есть смелость «революционная» и «расшатывающая и отрицающая все созданное». Мы позволим себе несколько его перефразировать: есть крикливая «смелость», стремящаяся сохранить- все отрицательное, поддерживаемое коммунистической властью, и есть смелость творчески-оозидательная, подлинно революционная. Писатель М. Танк посетовал на то, что наша литература «в ответственный момент, когда на нее ополчились наши противники за рубежом, оставалась на оборонительных позициях». Но вопроса о том, способен ли социалистический реализм без поддержки органов безопасности на кого-либо наступать и есть ли среди подлинных писателей сторонники этого «литературного метода и мировоззрения», М. Танк не затронул. Народный художник БССР 3. Азгур намекнул на то, что покорных писателей и впредь будут тепло принимать в подмосковной правительственной даче. В общем партийные писатели Белоруссии постановили дружно бороться против «вражеской идеологии». . . «проявлений нигилизма, критиканства, беспринцс^пной групповщины» и руководствоваться «методом социалистического реализма и ленинским принципом партийности литературы». Несколько оживленней проходила дискуссия на Украине (см. «Литературную газету» № 67). Докладчик на киевском партийном собрании, О. Гончар, «взволнованно говорил о политическом единстве советских писателей». Однако, по его словам, пленум проходил «по-боевому», на нем были сделаны попытки «сбить советских литераторов с верного пути» и т. д. В. Собко в своем выступлении высказал недовольство по поводу того, что «зарубежная реакционная пропаганда использует в качестве своего Козыря некоторые произведения наших писателей». На совещании была вновь в восторженных тонах упомянута «подмосковная дача» и подчеркнуто значение партийного руководства для советской литературы. * Наиболее остро проходила дискуссия, конечно, в Москве. И это не только потому, что там собрались наиболее крупные наши писатели, но и потому, что Москва отчетливо приняла пальму первенства «по крамоле» от разгромленного ждановщиной Ленинграда. Московское собрание началось с горьких .причитаний по 'поводу «идейнотворческих срывов», «допущенных ошибок», «с озабоченностью и тревогой говорили о позиции, занятой редколлегией «Литературной Москвы». Тем не менее на пленуме, оказывается, было продемонстрировано «единство взглядов». Докладчик на собрании, писатель В. Сытин, с большим удовлетворением отметил раскаяния в своих заблуждениях со стороны К. Симонова, О. Бергольц, В. Губарева. Особенно понравилось ему то, что беспартийный С. Кирсанов решился переделать по партийной указке свои «Семь дней недели». Т о же, что некоторые писатели, по его словам, к этим раскаяниям относятся с иронией, он строго осудил. Однако, несмотря на отмеченную монолитность, В. Сытину пришлось указать на то, что «демагогично» и «нетерпимо» выступали В. Дудинцев и В. Ка - верин, что упорствуют в своих ошибках Э. Казакевич, М. Алигер, В. Рудный, В. Тендряков. Эти 'писатели пошли «по пути разобщения со своими товарищами», или, как уже неоднократно писалось в «Посеве » по пути размежевания. Причем, что особенно беспокоит коммунистическую власть, размежевание партии После Ш пленума правления Союза писателей. — Мобилизация партийных чиновников на борьбу против литературы мяса и масла на душу населения». Ничего не скажешь, правда убедительная и вполне достойная литературного увековечения! Писатель А. Чаковский так интерпретирует монолитное молчание монолитных писателей: « . . .упорное молчание может навести на мысль, что речь идет не о заблуждениях, а о сознательной фронде». Затем в «Литературной газете» (№ 68) указывается на выступления Э. Каза - кевича, А. Яшина и на письмо, оглашенное на собрании, М. Алигер. Однако Н а выступления эти именно указывается, а по существу высказанного этими писателями ничего не говорится. Очевидно «Литературная газета» полностью учла замечания (разумеется, не в первый раз) М. Гуса о вреде свободы печати. На неприведенные высказывания «крамольных» писателей моментально обрушились следующие выступающие. Л. Шейнин заявил, что нельзя спорить о таких вещах как «единство нашей партии и железная партийная дисциплина». А. Сурков поставил точки над «i» в том смысле, что указал, что во всех этих вопросах «речь идет об идеологии», а « е о художественных проблемах. Он ж е заявил о том, что «не очень здоровые тенденции» свойственны не только нашим писателям, но и «некоторым кругам нашей интеллигенции». это происходит не индивидуально, а коллективно — недовольные писатели блокируются, смыкаются в группы. Эта группа писателей, согласно В. Сытину, стоит на позициях «мелкобуржуазной всеядности, «демократии без берегов», в конечном счете отхода «Пора задуматься, — заявил далее Сурков, — почему наши враги за рубежом с такой неумеренной «доброжелательностью» опекают вас, почему столь широко они распространяют и так рекламируют произведения, которые вы защищаете. Н е може т быть , что - бы в ы н е з н а л и о том, что они пишут, какие далеко идущие выводы делают враги из некоторых непродуманных позиций некоторых редакционных коллективов .. . Приходишь к выводу, что групповщина у нас есть и что у товарищей была более или менее четко очерченная литературно-политическая платформа, не совпадающая с политикой партии в области литературы». от ленинского принципа партийного руководства литературой и искусством». Тут, вероятно, следовало бы поправить В. Сытина — отход от партийности происходит не в «конечном счете», а стоит на первом месте, вместе с подлинной демократией, а всеядность и безбрежность тут вовсе ни при чем. В заключение В. Сытин сказал несколько слов о вреде свободы печати и неуместной стойкости писателей. В. Сытину вторил писатель М. Гус, жаловавшийся на «извечные мелкобуржуазные шатания», на «черты, присущие групповой борьбе», на элементы идейного ревизионизма, «выражающегося в попытках противойтоставить диктатуре пролетариата буржуазную демократию» —• и все это в канун сороковой годовщины октября! Ф. Панферов заявил в своем выступлении, что то, о чем пишут А. Крон и В. Дудинцев — неправда, а правда за - ключается в том, что «мы в силах, например, поставить перед собой задачу — догнать США в производстве молока, Как ж е можно суммировать впечатления об отчетных собраниях по II I пленуму правления Союза писателей СССР? Во-первых, можно отметить, что партийное руководство пытается сделать «хорошую мину при плохой игре». Однако это не совсем удается и даже в скупых сообщениях «Литературной газеты» можно усмотреть масштабы и характер писательского бунта против партийного зажима. Во-вторых, партийное руководство, в силу общей обстановки в стране, не решается предпринять более решительные меры против крамольных писателей в духе, например, ждановщины, и пытается воздействовать окриками, угрозами, уговариванием и прочими методами психологического давления, не прибегая к методам непосредственного террора. В-третьих, «крамольные» писатели вовсе не слагают оружия, не продают своих убеждений, а сплачивают свои ряды и отвечают организованным молчанием или словесной защитой на партийную критику.
Стр.1