За Россию/ За свободу!
Не в силе Бог, а в правде!
Александр Невокий
ГОЛОС РОССИЙСКОГО РЕВОЛЮЦИОННОГО ДВИЖЕНИЯ
ВЫХОДИТ ЗА РУБЕЖОМ ЕЖЕНЕДЕЛЬНО
Jahrg . 13 • Mr 16 (571)
Russisc h е Woch e nze i t u n g • POSSEV-Di e AuSSQat • Frankfur t M., Merianstr . 2 4 a
Sonntag 2i . 4. 1957
$ ® Ф # Ж «
Ж ^
&
Ф •
Рвущихся к свету и свободе людей на Родине, соотечественников в Зарубежье,
читателей и друзей поздравляет с праздником
Светлого Христова Воскресения
ХРИСТО С BOCKPECE !
ПОСЕВ
• Ж • S
ПАСХА БОЛЬШАЯ И МАЛАЯ
Вновь настала Пасха. В тяжкие
дни Великого поста каждый посвоему
приготовлялся ко дню, который
Церковь величает «праздником
праздников».
Каждый год отмечает человечество
Светлое Христово Воскресение,
каждый седьмой день недели вспоминает
о Нем. И вместе с тем всегда
в этом событии открывается
что-то новое и неповторимое для
каждого человека и для всякого
времени.
Читая в эти дни Евангелие, вновь
прикасаешься к тому, что было
так давно, к тому, что, казалось бы,
давно уже должно было бы быть
покрыто пылью времени, перед которой
не устоит ничто человеческие.
Однако евангельское повествование
о страшных страстях Господних
и славном Его Воскресении
полно какой-то — нет, не неугасающей,
а жгучей, пронизывающей
время и пространство реальностью
и остротой.
Бродя по музеям натолкнешься
иногда на картину, которая поразит
свежестью красок — кажется,
она только что написана.
Есть мастера — вспоминается,
например, «Купец» Гольбейна», —
которые поставят цветок в стакан,
и он дышит в тонком, прозрачном,
ощутимом стекле.
Есть поэты, которые пригоршней
бросят песок — и ты ощущаешь
его на зубах, чувствуешь запах моря,
у которого он родился, и слышишь
шум прибоя, который его
пеленал.
Все это есть и в Евангелии, художественность
которого трудно
переоценить.
Когда стоишь в храме в Великий
Четверг с мягкой от тепла свечей,
и священник, изможденный
постом и длинными великопостными
службами, читает одно за другим
евангельские чтения, отмечао
*
о
«
о
емые
колокольным звоном, голосом,
в котором слышится победа
духа над плотью, то евангельские
образы почти вещественно живут
в душах молящихся.
Тут и мука страшного гефсиманского
моления с так по-человечески
усталыми учениками, и приторнослащавая
ложь иудина поцелуя, и
звон серебряников, и трепет осины,
на которой по преданию свершилось
страшное «и шед удавися», и первосвященники,
ищущие Его обличить,
и вода, окрашенная кровью,
такого понятного и такого непростительного
нейтралитета, струящаяся
по рукам Пилата, и зябкость
ночи петровского отречения, когда
«петел возгласил»", и плевки, и терновый
венец, и уксус и желчь после
страшного крика «Боже мой, Боже
мой, векую оставил мя еси», и метание
жребия «о ризы моя», и аромат
погребальных пелен, которые
чувствуешь, касаясь плащаницы,
и приставленные ко гробу кустодии,
и отчаяние учеников, и удивление
жен-мироносиц при виде пустующего
гроба, и явление Воскресшего
с ядением рыбы . . .
Все это живет, все это реально,
все это было, все это дано нам через
века в предельном по силе свидетельском
и художественном изображении.
Но сколь было бы страшно,
если бы этим исчерпывалось
Евангелие.
Перед глазами — книга известного
немецкого писателя Эдварда Шапера
«Жизнь Иисуса». Самое замечательное
в этой книге — послесловие.
В нем, после двадцати
лет, автор осуждает двадцатисемилетнего
гордеца, дерзнувшего написать
сво ю жизнь Иисуса. Протестант
по рождению, он преклоняется
перед православием и пишет:
«Это отречение от всего того, что
отделяет образ Иисуса Христа на
страницах этой книги от явления
Господа, как оно изображается че•as
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ
НТС И ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ БЮРО СОВЕТА НТС
ПОЗДРАВЛЯЮТ ЧЛЕНОВ И ДРУЗЕЙ СОЮЗА НА РОДИНЕ
И В ЗАРУБЕЖЬЕ СО СВЕТЛЫМ ПРАЗДНИКОМ
ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА
О
о
тырьмя Евангелиями. Это отречение
от всего разума, которому я
двадцать лет тому назад своевольно
подчинил «безумие Креста»..
Это отказ от всего того, постижимого
человеческим умом, что я когда-то
прибавил к божественному
величию жизни и деяниям Господа.
Это, иными словами, отречение
от всего того, что присовокуплено
без благоговения к Откровению, к
его таинственности и смыслу и что,
якобы, должно было бы его осветить
... »
Тут дело не в художественных
деталях — почему бы кому-нибудь
из смертных не превзойти врачаживописца
Луку или философски
одаренного Иоанна, — а во втором
плане Священного Писания, в Его
благодатной богооткровенности.
О смысле Пасхи, о ее сверхисторическом
значении можно и даже
нужно говорить, но слова эти должны
вести к несказанному, к той
особой немоте, которая от полноты.
Хочется сказать о самом главном,
о самом существенном, но
язык немеет, перо останавливается
и только в сердце звучит: «Христос
Воскресе!» Траурное обличается в
снежное, тоска одевается в радость,
ликование соединяется с тишиной
и нету неба и земли, а есть только
Бог и воскресший Сын Его и я, человек,
и мы, человеки, и приоткрывается
грядущее и видятся неизъяснимые
врата божественного Царства.
История
вроде зеркала. Все это
произошло и тут и Там, и все мы
живем и тут и Там. И Та м —
это главное, но и тут — это важно.
Тут и Там связано невидимыми, но
переживаемыми нитями. Связана
этими нитями и Пасха.
Пасха бывает весной. Весной
рождается новая жизнь, весной
цветет природа. Весной цветет надеждами
и человечество.
Пасха у нас на родине. Празднуют
ее по-разному.
Кто-то из крестьян, не получив
колхозной лошаденки, плетется через
долгую ночь, чтобы поспеть к
заутрене в село, где есть Божий
храм, где старушки — истово, а
молодые девушки, — неумело, крестятся,
славя Воскресшего.
Кто-то из священников то ли
плача о Петре, который не будучи
еще камнем, отрекся от Спасителя,
то ли внутренне сочувствуя Иуде,
хвалит богоборческую власть, кощунственно
смешивая славословия
Христу с неподобающими лозунгами
в пасхальной проповеди.
Кто-то радуется тающему снегу
и первым цветам, не зная, что
Христос воскрес и открыл нам
путь к вечной жизни .. .
В стране происходят большие события.
Вот уже четыре года как
умер диктатор. С тех пор утекло
много воды. Были восстания в
концлагерях, волнения во многих
частях страны, коммунистическая
партия разоблачила самое себя на
своем двадцатом съезде, газеты пестрят
сообщениями о народном недовольстве,
на периферии коммунистической
империи ярко вспыхнула
Венгерская
революция .. .
Молодежь не приемлет коммунизма,
ищет новых идей и неуверенно
тянется к религии, крепнут освободительные
силы, растет революционное
движение, близится наша
малая пасха, несущая освобождение
не только нашему народу, но и
многим другим, всему человечеству
от сатанинских сил коммунизма.
Эту малую пасху ждем мы всем
нашим существом, призываем всем
сердцем, готовим каждым движением.
И она придет, и черные
одежды сменятся белыми.
Однако это только этап на большом
пути, только слабое отражение
Великого в малом зеркале истории.
Прежде
всего светит нам свет
Христова Воскресения. В Него мы
верим, Его призываем словами
ожидавшегося и свершившегося:
Христос Воскресе! И словами свершаемого
и имеющего свершится:
да будет воля Твоя!
К СВЕДЕНИЮ ПОДПИСЧИКОВ
И ЧИТАТЕЛЕЙ
В связи с праздником Святой Пасхи
и Конгрессом з а права и свободу в России,
«П осев »
в следующее воскресенье
28 апреля НЕ ВЫЙДЕТ.
Следующий номер iB нормальном объеме
выйдет 5 мая.
12 мал выйдет ДВОЙНОЙ НОМЕР
«Посе в а».
$
Стр.1